Предпосылка, о которой надо говорить с самого начала.
Методологический вопрос заключается в следующем. До сих пор господствовало
Представление, заимствованное на Западе и гласящее о существовании двух форм
Воспитания детей - обусловленных биологическими причинами и социальными
Причинами. Предполагалось, что при наличии биологических недостатков дети
развиваются "по биологическим рельсам" и для них может быть отменен закон
Социального развития и формирования, определяющий развитие всякого нормального
Ребенка. Это механическое представление несостоятел ьно методологически. С
Самого начала нужно условиться об основном положении, без принятия которого все
Дальнейшее осталось бы теоретически необоснованным. Это общее положение о
Соотношении социальных и биологических закономерностей в развитии детей. Т
Рудность понимания развития отсталого ребенка возникает из-за того, что
Отсталость бралась как вещь, а не как процесс. Закрывалась проблема развития
Отсталого ребенка. Отсюда возникло представление, что первичное нарушение при
Олигофрении не подлежит сомнению, что первичное - основа и ведущее на всем
Протяжении развития ребенка. Между тем с точки зрения диалектики нет более ошиб
Очного и неправильного представления, чем это, именно в процессе развития
первичное, выступающее на ранней ступени развития, многократно "снимается"
Возникающими качественными новообразованиями.
Относительно понятия "снятие" закономерностей позвольте сказать два слова.
Слово "снятие" иногда переводилось неправильно. Это слово бралось с немецкого
слова "схоронить" (aufheben), но в немецком языке это слово имеет двоякое
значение, как и слово "с хоронить" у нас имеет двоякое значение. Когда говорится
"схоронить" про органическую закономерность, это не значит, что она перестала
Существовать, а имеет то значение, что где-то она сохранена, находится где-то на
заднем плане, содержится внутри чего-то, отступила на задний план по сравнению с
Теми закономерностями, которые возникли в более поздние этапы. Поэтому понятно,
Что биологические закономерности, которые являются первичными в определениях
самого первого этапа в развитии умственно отсталых, являются "схороненными", не
уничтоженными, но "снятыми" в процессе развития умственно отсталого ребенка.
В качестве основных признаков, стоящих на первом плане, надо изучать