возможность единого плана в воспитани и, установка его на будущее
свидетельствуют о наличии такого плана в процессе развития, которым стремится
Овладеть воспитание. В сущности это означает только одно: развитие и
Формирование ребенка есть социально направленный процесс. О. Рюле говорит пр о
эту жизненную линию: "Это - его (ребенка.-Л. В.) нить Ариадны, ведущая его к
Цели. Поскольку с течением времени все душевные функции протекают в избранном
Направлении, все душевные процессы получают свое типичное выражение - постольку
Образуется сум ма тактических приемов, устремлений и способностей, которые
покрывают собой и очерчивают определившийся жизненный план. Вот это мы и
называем характером" (1926, с. 12).
На этом пути были сделаны многие важные открытия науки о ребенке. Так, К.
Гроос (4), вопреки С. Холлу (5) и биогенетической теории, в своих замечательных,
Ставших классическими исследованиях показал, что игра как основная форма
|
|
Естественного воспитания животного и человеческого ребенка может быть постигнута
И объяснена не из ее связи с прошлым, а из ее направленности на будущее. Игра
Для него возникает из недостаточности прирожденных реакций для выполнения
Сложных жизненных задач, т. е. из неприсп особленности; детство есть
биологическая пора "приобретения приспособлений, необходимых для жизни, но не
развивающихся непосредственно из прирожденных реакций" (1916, с. 71),,т. е.
Пора компенсации недостаточности; игра и есть естественное самовоспит ание
Ребенка, упражнение для будущего. В последнее время выдвигается и все более
Укрепляется новая точка зрения на психологическую природу упражнения, которая в
Сущности развивает дальше идею Грооса. Согласно этому взгляду, упражнение
вообще, важнейшая в процессе развития и воспитания" в процессе выработки
Личности функция, есть процесс компенсации.
Только в свете теории игры Грооса и новой теории упражнения может быть
По-настоящему понято и оценено значение детского движения и его воспитательный
Смысл. Детское движение (в некоторых компонентах) должно рассматриваться как
Опыт рационализации и ор ганизации массовой детской игры в интернациональном
Масштабе, игры революционной эпохи, которая, как всякая игра, готовит ребенка к
Будущему, закладывает основные линии его будущего поведения. Самая идея и
Практика такой игры были бы невозможны, если бы развитие личности было пассивным
Развертыванием врожденных первичных влечений. Идея сознательно вытянуть всю