Управление качеством строительной продукции, работ, услуг на стадиях его формирования

Глава 10. Управление качеством строительной продукции

Качество жизни сводится не только к повышению материального благосостояния людей, а интегрирует весь спектр человеческого существования. Качество становится политической, экономической, социальной и культурной категорией.

Повышение качества продукции – одна из важнейших задач, стоящих перед строительством, как видом экономической деятельности. В настоящее время практически отсутствуют объекты, которые вводились бы в эксплуатацию без недоделок. Низкое качество СМР вызывает дополнительные затраты у строителей и отражается при эксплуатации объектов строительства. Появляются отказы в работе ограждающих и несущих конструкций (недостаточная теплозащита, протечки), а также технологического и инженерного оборудования. В такой ситуации налицо необходимость управления качеством.

В стандарте ИСО 9000-2001 приводится следующее определение: «Управление качеством – это часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству» [11].

Принимая во внимание, что менеджмент представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией, можно привести следующее понятие управлению качеством в строительной организации. Управление качеством в строительной организации – это вид руководящей деятельности, который обеспечиваеткачество продукции, выполненных СМР и оказанных строительных услуг, обладающих высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Управление качеством строительной продукции – это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации (потреблении) продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества [12 ].

Следует обратить внимание, что к управлению качеством может применяться методология, известная как Цикл PDCA или Цикл Деминга. Э. Деминг развил концепцию У. Шухарта о непрерывном (процессном) улучшении качества и ввел в практику производственного менеджмента использование Цикла PDCA. Цикл Деминга – это модель непрерывного улучшения качества. Цикл состоит из логической последовательности четырех повторяющихся стадий для непрерывного улучшения качества. Это стадии: Plan, Do, Check and Act (Планируй, Делай, Контролируй и Воздействуй). Цикл Деминга обычно иллюстрируется схемой управления любым видом деятельности, в т.ч. управления качеством (рис.10.1).

Рис. 10.1. Цикл Деминга

Plan (планирование). Разработка политики, целей и процессов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей, нормативов и регламентов.

Do (осуществление). Осуществление процессов проектирования, строительства, производства, монтажа, наладки продукции, выполнения СМР и оказания строительных услуг. Осуществление предполагает обязательное нормирование качества, т.е. наличие норм и нормативов, в соответствии с которыми эти процессы осуществляются, а также нормирование требований к качеству продукции и процессов в строительстве.

Check (контроль). Постоянная проверка продукции, процессов для сравнения с политикой, целями и требованиями.

Act (воздействие). Деятельность по постоянному улучшению показателей качества продукции и процессов. Управляющие действия предполагают анализ качества продукции и процессов.

Качество строительства, как вида экономической деятельности, в конечном итоге, определяется качеством каждого построенного или реконструированного объекта, который является конечной строительной продукцией. Качество каждого построенного или реконструированного объекта определяется:

– качеством проектирования (установление требуемого уровня качества);

– качеством процессов производства, строительства, монтажа, наладки продукции (обеспечение заданного уровня качества);

– качеством объекта на стадии эксплуатации (поддержание достигнутого уровня качества).

Таким образом, качество строительной продукции формируется на стадиях установления требуемого уровня качества, обеспечения заданного уровня качества и поддержания достигнутого уровня качества. К каждой из стадий можно успешно применить Цикл PDCA (рис.10.2).

Рассмотрим, к примеру, как реализуется Цикл PDCA на стадии установления требуемого уровня качества – при проектировании объекта. В первую очередь, осуществляется функция планирования, которая заключается в том, что руководство проектной организации определяет цели, которые необходимо достигнуть в результате выполнения задания и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

Функция осуществления проявляется в том, что качество продукции конкретно воплощается в цифровые значения установленных норм и нормативов внешнего вида, способов эксплуатации, долговечности, безопасности и облекается в форму чертежей, технических условий и другую проектную и техническую документацию, чтобы ею можно было воспользоваться на месте строительного производства.

Рис.10.2. Цикл PDCA на стадиях формирования качества строительной продукции

Функция контроля реализуется путем проверки соответствия выполненной проектной и технической документации стандартам.

На стадии управляющего воздействия руководством принимаются меры по недопущению выявленных несоответствий в будущем и по последующему улучшению качества проектной документации.

Более детально стадии формирования качества строительной продукции представлены на рис.10.3.

Первая стадия – установление требуемого уровня качества

Первая стадия включает:

– прединвестиционные исследования;

– предпроектные разработки;

– процесс проектирования.

Рис. 10.3. Стадии установления, обеспечения и поддержания уровня качества продукции

Прединвестиционные исследования

Предмет контроля:

– обоснованность решения о направлении капитальных вложений.

Исполнители:

инвестор (проверка полноты и качества исходной информации, расчетов и обоснований).

Предпроектные разработки

Предмет контроля:

– качество технико-экономического обоснования (ТЭО).

Исполнители:

– инвестор (проверка полноты технико-экономического обоснования, его экспертиза и утверждение);

– заказчик или застройщик (проверка полноты составленного технико-экономического обоснования, организация экспертизы, утверждение ТЭО у инвестора);

– разработчик ТЭО (проверка полноты и качества исходных данных, представленных заказчиком, осуществление внутрипроизводственного контроля качества разработки ТЭО).

Проектирование

Предмет контроля:

– качество проектных разработок.

Исполнители:

– инвестор (утверждение организационной схемы разработки проекта, выбор генерального проектировщика, проверка полноты материалов для утверждения проекта, утверждение проекта);

– заказчик или застройщик (выбор разработчиков проектной документации, заключение договора на проектирование);

– разработчик проектной документации (проверка полноты выданного задания на проектирование, качества представленных заказчиком исходных данных в соответствии с Постановлением № 87 от 16 февраля 2008 г., проверка качества выполнения инженерных изысканий, осуществление внутрипроизводственного контроля качества разработки проекта).

Оценка качества проекта производится экспертными организациями в сравнении с нормами, нормативами и передовым опытом.

Качество проектных решений определяется качеством:

– планировочной организации земельного участка;

– архитектурных решений;

– конструктивных и объемно-планировочных решений;

– инженерно-технических мероприятий, содержащих технологические решения основного производства;

– мероприятий, обеспечивающих экологическую, пожарную безопасность;

– проекта организации строительства (ПОС).

Вторая стадия – формирование заданного уровня качества

Подготовка к строительству

Предмет контроля:

– способность непосредственных участников (заказчиков и подрядчиков) осуществить проект, четкость в распределении обязанностей и ответственности участников за качество продукции и СМР.

Исполнители:

– заказчик (составление договора подряда с четким формулированием требований к качеству продукции и СМР, составление договоров поставок технологического оборудования);

– генподрядчик (четкая формулировка в договорах подряда требований к заказчику о сроках, качестве оформления рабочей документации).

Строительство

Предмет контроля:

– качество процессов строительства, монтажа, наладки (СМР);

– качество исполнения проекта в целом.

Исполнители:

– инвестор (проверка наличия у заказчика или застройщика службы технического надзора, проверка комплектности и качества документов приемочных комиссий при утверждении акта ввода в эксплуатацию);

– заказчик (технический надзор заказчика, который включает контроль качества СМР, контроль комплектности и качества документации подрядчика при приемке работ и объектов, взаимодействие в контроле качества с авторским надзором проектной организации и инспекцией ГАСН, организация работы приемочной комиссии и оформление акта и пр.);

– разработчик проектной документации (авторский надзор за строительством);

– подрядчик (входной контроль рабочей документации, строительных материалов и конструкций; операционный контроль технологии и качества СМР, ведения документации, внутренний приемочный контроль).

Факторы, обеспечивающие качество («4М») на стадии строительства, представлены на рис. 10.4.

Рис. 10.4. Факторы, обеспечивающие качество строительной продукции

Третья стадия – поддержание достигнутого уровня качества

Эксплуатация

Исполнители:

– заказчик (застройщик), генподрядчик, субподрядчики, жилищно-эксплуатационные предприятия.

Наличие послепродажного обслуживания (гарантийный ремонт, техническое обслуживание) является важным аспектом для потребителя при решении вопроса приобретения продукции – потребитель должен быть уверен, что производитель поможет ему эксплуатировать приобретенную продукцию. Кроме того, эта стадия включает сбор информации о качестве реализованной продукции на рынке, анализ показателей качества и выявление возможности улучшения качества путем внесения необходимых изменений в процессе производства (статистический контроль).

Следует отметить, что помимо послепродажного обслуживания, качество эксплуатируемого объекта (жилого дома) поддерживают организации, которые занимаются обслуживанием дома – это товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилкомсервисы (ЖКС) и пр.

Все вышеперечисленные стадии, формирующие качество, взаимосвязаны и взаимозависимы. Проектная организация, при создании проектной документации на объект строительства, должна учитывать требования нормативной документации в части архитектурных, конструктивно-планировочных, инженерных решений, т.е. получить относительно лучшее или относительно худшее решение, большую или меньшую сметную стоимость объекта. Затем строительная организация получает документацию, в которой уже заложены определенные показатели качества объекта, изменить которые она не имеет права. Помимо того, что сама проектная документация может быть выполнена с различным качеством, в ней могут оказаться ошибки и просчеты. Ошибки в проектной документации, если они во время не замечены и не устранены, неизбежно приводят к дополнительным затратам на их ликвидацию, помимо этого, ухудшают эксплуатационные показатели объекта строительства и отражаются на его качестве.

Чтобы избежать исправления дефектов, обнаруженных при проектировании, строительстве, монтаже, наладке и выполнении других работ, а также при эксплуатации объектов, необходимо управлять качеством через функции управления. Под функциями управления понимается определенный вид управленческой деятельности, объективно необходимой для обеспечения целенаправленного воздействия на объект управления. Функция – это не сама деятельность, а лишь потенциальная возможность деятельности, определение необходимого содержания деятельности. Рассмотрим основные, на наш взгляд, функции, формирующие качество строительной продукции – планирование, нормирование, контроль и анализ.

Планирование качества в строительной организации

Планирование качества играет важную роль в обеспечении качества продукции. Основными задачами планирования качества являются:

– своевременная замена или снятие с производства устаревших материалов, изделий, конструкций, типовых проектов;

– обновление изношенной строительной техники, замена устаревшего инструмента и оснастки, модернизация устаревшего оборудования;

– внедрение современных технологий выполнения СМР;

– внедрение организационно-технических мероприятий и новой техники;

– повышение квалификации персонала и др.

Задача строительной организации – воссоздать в натуре объект в соответствии с проектной документацией и с соблюдением правил производства работ. При этом, проектные решения выступают в роли ограничений, определяющих требования, которые можно предъявлять к строительной организации. Таким образом, планируя показатели качества работ, выполняемых строительной организацией, можно определить меру ее ответственности за качество сдаваемых объектов. Однако планирование качества – это не только планирование показателей качества, это «деятельность, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества [ 11].

Цели в области качества должны согласовываться с политикой руководства. Примеры стратегических целей строительных организаций в области качества приведены ниже.

Цель. Строительство объектов (зданий, сооружений), качество которых отвечает требованиям заказчиков в полной мере, удовлетворяет запросам потребителей, соответствует стандартам, техническим регламентам и обеспечивает устойчивую рентабельность (14%).

Цель. Организация посвящает себя решению проблем, связанных с удовлетворением в долгосрочной перспективе постоянно растущих потребностей населения в жилье. Руководство организации осознает социальную ответственность своего бизнеса и, поэтому будет стремиться выделять 2% построенных квартир для социально незащищенных слоев населения.

Однако, помимо стратегических целей организации, существуют и текущие цели планирования качества, которые связаны с анализом достигнутого уровня качества, анализом дефектов, видов брака и их причин. Возникающие при исправлении и ликвидации дефектов дополнительные затраты отражаются на результатах деятельности организации.

Надо заметить, что показатели брака и потерь от брака в организациях не планируются, однако фактическая стоимость производственного брака формируется на счете 28 «Брак в производстве».

Стоимость брака представляет собой сумму стоимости внешнего и внутреннего брака.

Абсолютный показатель брака определяют по формуле 10.1:

БР = БРвнеш + БРвнутр (10.1)

где БР – абсолютный показатель брака, руб.;

БРвнеш – стоимость внешнего брака, руб.;

БРвнутр – стоимость внутреннего брака, руб.

Стоимость внешнего брака (БРвнеш) определяют по формуле 10.2:

БРвнеш = ССзабрдемштранс (10.2)

где ССзабр – себестоимость окончательно забракованной продукции, руб.;

Рдем – расходы на демонтаж забракованной продукции, руб.;

Сш – штрафы, уплаченные потребителю за дефектную продукцию, руб.;

Ртранс – транспортные расходы, вызванные заменой забракованной продукции, руб.

В случае возможности исправления забракованной продукции, стоимость внешнего брака определяют по формуле 10.3:

БРвнеш = Сиспр.брдемштранс (10.3)

где Сиспр.бр – стоимость исправленной забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку, включая стоимость гарантийного ремонта, руб.

Стоимость внутреннего брака (БРвнутр) определяют по формуле 10.4:

БРвнутр = Смат +ЗПрабочих + Рэксплупр (10.4)

где Смат – стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов, израсходованных на дефектную продукцию или при ее исправлении, руб.;

ЗПрабочих – заработная плата производственных рабочих, начисленная при изготовлении и исправлении брака, руб.;

Рэкспл – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, руб.;

Зупр – затраты на организацию и управление производством (амортизация зданий и сооружений, содержание помещений, заработная плата АУП), руб.

Абсолютный показатель потерь от брака получают, исходя из разницы абсолютного показателя брака и сумм, фактически удержанных с виновников брака, стоимости забракованной продукции по цене ее возможного использования, а также сумм возмещения убытков, и определяют по формуле 10.5:

БРпотерь =БР – Сбр.удер – Сбр.использ – Сбр.постав (10.5)

где БРпотерь – абсолютный размер потерь от брака, руб.;

Сбр.удер – суммы, фактически удержанные с виновников брака, руб.;

Сбр.использ – стоимость забракованной продукции по цене ее возможного использования, руб.;

Сбр.постав – суммы возмещения убытков, присужденные арбитражем (штрафы), взысканные с поставщиков за поставку некачественных материалов, полуфабрикатов, руб.

Анализируя показатели брака в предыдущие периоды, можно составлять прогнозы качества продукции и принимать необходимые меры по снижению дефектов продукции и брака при выполнении СМР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: