С макроточки зрения наша экономика может быть разделена на три различных сектора: добывающий сектор, куда входит горнодобывающая и сельскохозяйственная промышленность, сектор производства товаров, включающий производство и строительство, и сектор услуг. Сектор услуг имеет огромное воздействие на экономику США. Мы обсуждаем это воздействие под пятью заголовками: трудовая занятость, валовой внутренний продукт, число новых компаний, международная торговля и содействие производству.
Трудовая занятость. Роль, которую играют услуги, легче всего проиллюстрировать на примере трудовой занятости. Экономика США сегодня характеризуется как экономика услуг, потому что основная часть рабочего населения занята в секторе услуг. Аналитик Джон Нэйсбитт (John Naisbitt) сделал следующее наблюдение: «В 1956 г. впервые в истории Америки белые воротнички на технических, управленческих и канцелярских должностях превзошли своей численностью голубые воротнички. Промышленная Америка стала страной, в которой большая часть работающих людей связана больше с информацией, нежели с производством товаров».2 Доля работ в сфере услуг к середине 1990-х гг. постепенно достигла 75% и, как показано в табл. 1.2, к 2005 г. ожидается достижение отметки
|
|
80%. Другими словами, 80% тех, кто планирует войти в рабочий мир сегодня, будет работать в сфере обслуживания. Рисунок 1.2 демонстрирует резкое увеличение рабочих мест в сфере услуг начиная с 1950 г.
Валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт — совокупная стоимость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности фирм, расположенных на территории данного государства. В ближайшие годы услуги будут составлять более 75% ВВП. В табл. 1.3 (с. 29) представлены данные по распределению ВВП и изменению его составляющих начиная с 1970 г. Из этой таблицы видно, что сектор услуг создает большую часть стоимости в нашей экономике. Это не подразумевает, что производство окончательно исчезнет или потеряет свою значимость, но указывает на то, что основная экономическая активность будет сосредоточена в секторе услуг. Как показано на рис. 1.3, с 1986 г. доля добывающих отраслей установилась на отметке почти 3% ВВП. Предполагается, что в течение первых лет XXI столетия доля производства товаров установится на отметке около 20%, а услуг — 77%. Число новых компаний. Как правило, новые рабочие места создаются либо в уже существующих организациях по мере их расширения, либо при открытии новых компаний. Данные табл. 1.4 (с, 30) указывают на то, что сектор услуг находится там, где образовано наибольшее число новых компаний. Около 70% всех новых частных
|
|
Рис. 1.2. Как стремительно выросло количество рабочих мест в секторе услуг |
компаний — это обслуживающие компании. Другими словами, сектор услуг там, «где совершается действие» и где присутствуют наиболее сильные предпринимательские настроения.
Международная торговля. Услуги играют важную роль и в международной торговле. В период 1960-1970-х гг. экспорт услуг составлял около 22% всего экспорта США. В 1980-1990-х гг. он достиг почти 30% от общего числа экспортных поставок. Одновременно мы импортируем услуги из-за границы: на данный момент около 20% импорта составляют услуги. Наиболее важным фактом является то, что с 1971 г. экспорт наших услуг постоянно превышает импорт. Другими словами, услуги, которые мы экспортируем, приносят больше дохода государству, чем импортируемые. Каждый год, начиная с 1976, в Соединенных Штатах отмечается отрицательный торговый баланс. То, что мы заплатили другим странам за товары и услуги, которые закупили у них, превышает то, что мы получили от них за товары и услуги, которые продали им. На рис1.3 приведены данные баланса международной торговли в недавнем прошлом. Как видно из этой таблицы, торговый дефицит мог бы быть намного больше, если бы не было активного сальдо в торговле услугами.
Содействие производству. Мы разделили экономику на три сектора, однако эти секторы не являются полностью независимыми друг от друга. Взаимодействие между производством и услугами является наиболее сильным: одно не может существовать без другого. Некоторые услуги не могли бы существовать при отсутствии товаров. Например, услуга по ремонту автомобиля не может существовать при отсутствии автомобилей. Аналогично некоторые товары не могут существовать при отсутствии услуг. Например, никто бы не строил стадионы, если бы на них не играли в футбол или бейсбол.
Взаимосвязь производства и услуг значительно сильнее той простой взаимосвязи, при которой один сектор использует результат другого. Большинство производящих
Рис. 1.3. Валовой внутренний продукт по промышленности |
Таблица 1.4 Число новых компаний
Отрасль | ||||||
Добывающая | 6,063 | 2% | 3,349 | 2% | 2,763 | 2% |
Производство товаров | 56,398 | 23% | 36,116 | 23% | 29,152 | 17% |
Производство услуг | 184,487 | 74% | 115,581 | 73% | 113,446 | 67% |
Неклассифицированные учреждения | 2,282 | 1% | 3,884 | 2% | 22,797 | 14% |
Итого | 249,770 | 100% | 158,930 | 100% | 168,158 | 100% |
компаний не могло бы выпускать товары без многочисленных услуг по поддержанию производства. Рисунок 1.4 иллюстрирует зависимость производственной деятельности от услуг по поддержанию произведенных товаров Некоторые из этих услуг обычно являются внутренней составляющей товаров, такие как бухгалтерский учет, дизайн, реклама и юридические услуги Другие являются внешней со-
Таблица 1.5 Торговый баланс США, $ млрд
Год | Общий итог | Товары | Услуги |
-'72,04 | -132,61 | 60 57 | |
-104 38 | -166 12 | 61,74 | |
-105 06 | -173,42 | 68,36 | |
-111,04 | -191,17 | 80,13 | |
-113,68 | -198,97 | 85,29 |
Рис. 1.4. Взаимосвязь между производством и услугами |
ставляющей, например в таких областях, как банковские операции, телекоммуникации, транспортировка, охрана и противопожарная безопасность.
1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ РОСТА УСЛУГ
Многие годы экономисты изучают причины роста услуг в предоставлении первичных, вторичных и третичных отраслей экономики. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включили и горную промышленность. Наконец, третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. Было предложено характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах и аргументировано, что по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.
|
|
Социолог Дэниел Бэлл (Daniel Bell) описал развитие человеческого общества тремя основными стадиями.4
Доиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (т. е. сельское хозяйство, рыболовство, лесничество и горная промышленность). Изначально жизнь — это игра против природы. Уровень технологии низкий или вообще никакой; продуктивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва и физической силы человека. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней работы. Следствием низкой продуктивности и большой численности населения является высокий уровень безработицы и в сельскохозяйственном секторе, и в секторе местного обслуживания. Таким образом, возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг.
Индустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров. Жизнь становится игрой с природой. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, доминируют в производстве: они заменили мускульную силу. Производительность невероятно возросла; ценится искусство делать больше при меньших усилиях. Экономическими призывами являются максимизация и оптимизация. Разделение труда распространяется все дальше. Технологическое развитие ведет к новым, более быстрым и более специализированным машинам, которые постоянно повышают производительность и заменяют все большее число рабочих. Рабочим местом является то место, где люди, материалы, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Это основанный на бюрократии и иерархии мир планирования и составления графиков, в которых компоненты для производства собраны вместе в нужное время и в правильных пропорциях для того, чтобы ускорить поток товаров. С людьми обращаются как с
|
|
«предметами», потому что координировать предметы легче, чем людей. Единицей социальной жизни является личность в обществе свободного рынка. Количество товаров, которыми обладает личность, является индикатором его образа жизни.
Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Жизнь теперь можно назвать игрой между людьми. Значение имеют не мускулы или мощность машины, а информация и знание. Центром экономической жизни является профессионал. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование необходимой предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и хорошую жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на большее количество услуг и неадекватность рыночного механизма в выполнении этих требований ведет к расширению правительственных структур для координации предоставления этих услуг, особенно на уровне штата и на местном уровне.
Некоторые промежуточные стадии могут быть отнесены к переходному периоду от индустриального к постиндустриальному обществу. Во-первых, расширение услуг, таких как транспортировка и государственные коммунальные услуги, необходимо для развития промышленности и размещения товаров. Во-вторых, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, как финансовые, операции с недвижимостью и страхование. В конце концов, так как доходы людей растут, процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов в первую очередь тратится на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. Дальнейшие увеличения дохода расходуются на образование, здравоохранение, отпуск, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.
Существует много объяснений роста услуг. Какие-то из них вписываются в приведенные выше теории. Другие получены в результате независимых исследований. Вот некоторые из них:
♦ увеличение эффективности в сельском хозяйстве и на производстве, которое освобождает рабочую силу для услуг;
♦ поток рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей в производство, а затем в сферу услуг;
♦ применение сравнительного преимущества в международной торговле;
♦ спад доли инвестиций в ВВП в высокоразвитых индустриальных странах и увеличение этой доли в ВВП в странах с низким доходом;
♦ рост дохода на душу населения;
♦ урбанизация;
♦ демографические перемены;
♦ расширение международной торговли;
♦ рост услуг, сопутствующих производству.