Сектор услуг нашей экономики

С макроточки зрения наша экономика может быть разделена на три различных сектора: добывающий сектор, куда входит горнодобывающая и сельскохозяй­ственная промышленность, сектор производства товаров, включающий производ­ство и строительство, и сектор услуг. Сектор услуг имеет огромное воздействие на экономику США. Мы обсуждаем это воздействие под пятью заголовками: трудо­вая занятость, валовой внутренний продукт, число новых компаний, международ­ная торговля и содействие производству.

Трудовая занятость. Роль, которую играют услуги, легче всего проиллюстри­ровать на примере трудовой занятости. Экономика США сегодня характеризует­ся как экономика услуг, потому что основная часть рабочего населения занята в секторе услуг. Аналитик Джон Нэйсбитт (John Naisbitt) сделал следующее наблю­дение: «В 1956 г. впервые в истории Америки белые воротнички на технических, управленческих и канцелярских должностях превзошли своей численностью го­лубые воротнички. Промышленная Америка стала страной, в которой большая часть работающих людей связана больше с информацией, нежели с производ­ством товаров».2 Доля работ в сфере услуг к середине 1990-х гг. постепенно до­стигла 75% и, как показано в табл. 1.2, к 2005 г. ожидается достижение отметки

80%. Другими словами, 80% тех, кто планирует войти в рабочий мир сегодня, бу­дет работать в сфере обслуживания. Рисунок 1.2 демонстрирует резкое увеличе­ние рабочих мест в сфере услуг начиная с 1950 г.

Валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт — совокупная стои­мость конечной продукции отраслей материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности фирм, расположенных на терри­тории данного государства. В ближайшие годы услуги будут составлять более 75% ВВП. В табл. 1.3 (с. 29) представлены данные по распределению ВВП и изме­нению его составляющих начиная с 1970 г. Из этой таблицы видно, что сектор услуг создает большую часть стоимости в нашей экономике. Это не подразумевает, что производство окончательно исчезнет или потеряет свою значимость, но указывает на то, что основная экономическая активность будет сосредоточена в секторе услуг. Как показано на рис. 1.3, с 1986 г. доля добывающих отраслей установилась на отметке почти 3% ВВП. Предполагается, что в течение первых лет XXI столетия доля производства товаров установится на отметке около 20%, а услуг — 77%. Число новых компаний. Как правило, новые рабочие места создаются либо в уже су­ществующих организациях по мере их расширения, либо при открытии новых компа­ний. Данные табл. 1.4 (с, 30) указывают на то, что сектор услуг находится там, где образовано наибольшее число новых компаний. Около 70% всех новых частных

Рис. 1.2. Как стремительно выросло количество рабочих мест в секторе услуг

компаний — это обслуживающие компании. Другими словами, сектор услуг там, «где совершается действие» и где присутствуют наиболее сильные предпринимательские настроения.

Международная торговля. Услуги играют важную роль и в международной тор­говле. В период 1960-1970-х гг. экспорт услуг составлял около 22% всего экспор­та США. В 1980-1990-х гг. он достиг почти 30% от общего числа экспортных по­ставок. Одновременно мы импортируем услуги из-за границы: на данный момент около 20% импорта составляют услуги. Наиболее важным фактом является то, что с 1971 г. экспорт наших услуг постоянно превышает импорт. Другими слова­ми, услуги, которые мы экспортируем, приносят больше дохода государству, чем импортируемые. Каждый год, начиная с 1976, в Соединенных Штатах отмечается отрицательный торговый баланс. То, что мы заплатили другим странам за товары и услуги, которые закупили у них, превышает то, что мы получили от них за това­ры и услуги, которые продали им. На рис1.3 приведены данные баланса международной торговли в недавнем прошлом. Как видно из этой таблицы, тор­говый дефицит мог бы быть намного больше, если бы не было активного сальдо в торговле услугами.

Содействие производству. Мы разделили экономику на три сектора, однако эти секторы не являются полностью независимыми друг от друга. Взаимодействие между производством и услугами является наиболее сильным: одно не может су­ществовать без другого. Некоторые услуги не могли бы существовать при от­сутствии товаров. Например, услуга по ремонту автомобиля не может существо­вать при отсутствии автомобилей. Аналогично некоторые товары не могут существовать при отсутствии услуг. Например, никто бы не строил стадионы, если бы на них не играли в футбол или бейсбол.

Взаимосвязь производства и услуг значительно сильнее той простой взаимосвя­зи, при которой один сектор использует результат другого. Большинство производящих

Рис. 1.3. Валовой внутренний продукт по промышленности

Таблица 1.4 Число новых компаний

Отрасль            
Добывающая 6,063 2% 3,349 2% 2,763 2%
Производство товаров 56,398 23% 36,116 23% 29,152 17%
Производство услуг 184,487 74% 115,581 73% 113,446 67%
Неклассифицированные учреждения 2,282 1% 3,884 2% 22,797 14%
Итого 249,770 100% 158,930 100% 168,158 100%

компаний не могло бы выпускать товары без многочисленных услуг по поддержанию производства. Рисунок 1.4 иллюстрирует зависимость производственной де­ятельности от услуг по поддержанию произведенных товаров Некоторые из этих услуг обычно являются внутренней составляющей товаров, такие как бухгалтерс­кий учет, дизайн, реклама и юридические услуги Другие являются внешней со-

Таблица 1.5 Торговый баланс США, $ млрд

Год Общий итог Товары Услуги
  -'72,04 -132,61 60 57
  -104 38 -166 12 61,74
  -105 06 -173,42 68,36
  -111,04 -191,17 80,13
  -113,68 -198,97 85,29
Рис. 1.4. Взаимосвязь между производством и услугами

ставляющей, например в таких областях, как банковские операции, телекоммуни­кации, транспортировка, охрана и противопожарная безопасность.

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ РОСТА УСЛУГ

Многие годы экономисты изучают причины роста услуг в предоставлении первичных, вторичных и третичных отраслей экономики. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включили и горную промышленность. Наконец, третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. Было предложено характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах и аргументировано, что по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.

Социолог Дэниел Бэлл (Daniel Bell) описал развитие человеческого общества тремя основными стадиями.4

Доиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в доиндустриальном обществе является добывающая отрасль (т. е. сельское хозяйство, рыболовство, лесничество и горная промышленность). Изначально жизнь — это игра против природы. Уровень технологии низкий или вообще никакой; продук­тивность зависит от таких элементов, как время года, дождь, почва и физической силы человека. Социальная жизнь организована вокруг семьи и домашней работы. Следствием низкой продуктивности и большой численности населения является высокий уровень безработицы и в сельскохозяйственном секторе, и в секторе местного обслуживания. Таким образом, возникает большое количество людей, работающих или пригодных для работы в области личных и домашних услуг.

Индустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров. Жизнь становится игрой с природой. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффектив­на. Машины и энергия, которая их питает, доминируют в производстве: они заменили мускульную силу. Производительность невероятно возросла; ценится искусство делать больше при меньших усилиях. Экономическими призывами являются максимизация и оптимизация. Разделение труда распространяется все дальше. Технологическое развитие ведет к новым, более быстрым и более специализированным машинам, которые постоянно повышают производительность и заменяют все большее число рабочих. Рабочим местом является то место, где люди, материалы, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров. Это основанный на бюрократии и иерархии мир планирования и составления графиков, в которых компоненты для производства собраны вместе в нужное время и в правильных пропорциях для того, чтобы ускорить поток товаров. С людьми обращаются как с

«предметами», потому что координировать предметы легче, чем людей. Единицей со­циальной жизни является личность в обществе свободного рынка. Количество това­ров, которыми обладает личность, является индикатором его образа жизни.

Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой ак­тивности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Жизнь теперь можно назвать игрой между людьми. Значение имеют не мускулы или мощность машины, а информация и знание. Центром экономической жизни яв­ляется профессионал. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсемест­но требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и на­выков на рабочем месте делает высшее образование необходимой предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и хорошую жизнь. Инди­каторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на большее количество услуг и неадекват­ность рыночного механизма в выполнении этих требований ведет к расширению правительственных структур для координации предоставления этих услуг, осо­бенно на уровне штата и на местном уровне.

Некоторые промежуточные стадии могут быть отнесены к переходному периоду от индустриального к постиндустриальному обществу. Во-первых, расширение услуг, таких как транспортировка и государственные коммунальные услуги, необходимо для развития промышленности и размещения товаров. Во-вторых, массовое потребление товаров и рост населения требуют расширения оптовой и розничной торговли, равно как и таких услуг, как финансовые, операции с недвижимостью и страхование. В конце концов, так как доходы людей растут, процент денег, которые расходуются на продовольствие, снижается. Прирост доходов в первую очередь тратится на товары длительного пользования, такие как жилье, автомобили и бытовые приборы. Дальнейшие увеличения дохода расходуются на образование, здравоохранение, отпуск, путешествия, рестораны, развлечения и спорт. Эта тенденция в потребительском поведении ведет к росту сектора личных услуг.

Существует много объяснений роста услуг. Какие-то из них вписываются в приведенные выше теории. Другие получены в результате независимых исследований. Вот некоторые из них:

♦ увеличение эффективности в сельском хозяйстве и на производстве, которое освобождает рабочую силу для услуг;

♦ поток рабочих из сельского хозяйства и других добывающих отраслей в производство, а затем в сферу услуг;

♦ применение сравнительного преимущества в международной торговле;

♦ спад доли инвестиций в ВВП в высокоразвитых индустриальных странах и увеличение этой доли в ВВП в странах с низким доходом;

♦ рост дохода на душу населения;

♦ урбанизация;

♦ демографические перемены;

♦ расширение международной торговли;

♦ рост услуг, сопутствующих производству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: