Вопрос 1. Инженерная психология как отрасль психологической науки

Тема 5. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.

Вопросы:

Инженерная психология как отрасль психологической науки.

Психологические аспекты эргономики рабочего места.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. – М.: 2006.

2. Златин П.А. Социология и психология труда. Часть I. Часть II. – М.: 2007.

3. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства – М. 2005.

4. Толочек В.А. Современная психология труда. – СПб.: Питер, 2006.

Вопрос 1. Инженерная психология как отрасль психологической науки.

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: «Инженерная психология есть научная дис­циплина, изучающая объективные закономерности процессов инфор­мационного взаимодействия человека и техники с целью использова­ния их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек — машина "(СЧМ). Процессы информационного взаимо­действия человека и техники являются предметом инженерной психологии». Но в психологии труда предметом изучения является субъект труда. И тогда можно сказать, что предмет инже­нерной психологии — система «человек как субъект — сложная тех­ника» (главное в субъекте — это его спонтанность, т. е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности).

В инженерной психологии главный субъект труда — это «опера­тор» — человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю. К. Стрелков, «изучение и рационализация тру­да человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработ­ка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспо­минаний, восприятий, чувств)».

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, «но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательно­го отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользовать­ся возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных челове­ческих качеств (например, чувство юмора)». Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно вклю­чает и труд самого психолога...

Традиционно выделяются следующие основные задачи инже­нерной психологии:

1. Методологические задачи — определение предмета и задач исследования (т. е. уточнение предмета); разработка новых мето­дов исследования; разработка принципов исследования; установ­ление инженерной психологии в системе наук о человеке (и в науке вообще).

2. Психофизиологические задачи — изучение характеристик опе­ратора; анализ деятельности оператора; оценка характеристик выполнения отдельных действий; изучение состояний оператора.

3. Системотехнические задачи: разработка принципов построе­ния элементов СЧМ; проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффектив­ности СЧМ.

4. Эксплуатационные задачи — профессиональная подготовка операторов; организация групповой деятельности операторов; раз­работка методов повышения работоспособности операторов.

Отдельно можно выделить задачу укрепления связей инженер­ных психологов со смежными науками: управлением, техничес­ким конструированием, психогигиеной труда, кибернетикой, эргономикой.

Основными методологическими принципами инженерной психо­логии являются:

§ принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

§ принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

§ принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого челове­ка, а затем и технические устройства);

§ принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах — проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

§ принцип комплексности (необходимость развития междисцип­линарных связей с другими науками).

Условно можно выделить основные теоретико-методологичес­кие концепции инженерной психологии, по А. А. Крылову.

Основная концепция инженерной психологии. Согласно этой кон­цепции на первом этапе в основном использовался опыт других наук «для выработки рекомендаций по учету человеческого фак­тора в конструировании средств труда» (преимущественно при проектировании пультов и постов операторов автоматизирован­ных систем управления — АСУ). На втором этапе все это делалось уже в специально организованных экспериментах (где человек-оператор рассматривался как «звено АСУ»). Б. Ф. Ломов выделяет разные акценты в развитии инженерной психологии: 1) на на­чальных этапах господствовал «машиноцентрический» подход (ос­новная линия разработок: «от машины к человеку», где и сам человек описывается в терминах техники — как элемент, прида­ток машины); 2) позже на первое место выходит «антропоцент­рический» подход (меняется вектор разработок: «от человека к машине», где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника — как средство его же труда).

Главная идея основной концепции — общность закономернос­тей процессов управления в живых и неживых системах (как в ки­бернетике). Все основные функции управления передаются челове­ку-оператору, а реализация этих функций — преобразование ин­формации, циркулирующей в данной системе. Сама информация понимается как всеобщее свойство материи, связанное с ее разно­образием. Информация присуща всему материальному миру (как живому, так и неживому), поэтому количество информации выра­жается через ее разнообразие (по А. Д. Урсулу).

Выделяются разные уровни информационных отношений: 1) «на­туральный» обмен информацией (начиная с простейших организ­мов — раздражимость и возбудимость); 2) речевой уровень (чело­веческое общение); 3) общение как взаимодействие с техникой, а через нее — с целыми техническими системами и средой, в которой они функционируют (это может рассматриваться даже как вариант взаимодействия человека с миром).

Концепции информационной модели, информационного поиска и эк­вивалента звена. Главная идея данной концепции (по В. П. Зинченко, Д. Ю. Панову): человек все больше удаляется от объекта уп­равления и осуществляет свою работу «дистанционно». Это озна­чает, что оператор все больше работает не с самим объектом, а с его информационной моделью. Требования («правила») построе­ния информационной модели основаны на главном правиле — учете возможностей самого человека — и конкретизируются в сле­дующем: 1) модель должна отражать только существенные взаи­мосвязи в системе управления; 2) она должна строиться на осно­вании использования наиболее эффективного кода (языка); 3) мо­дель должна быть наглядной и компоноваться с учетом характе­ристик анализаторов человека, особенностей, порядка и сложно­сти выполняемых операций.

«Эквивалентное звено системы» (по Ю. Б. Садомову, Л. М. Хохлову) — это не просто человек, а целый комплекс, включающий человека-оператора, средства индикации (средства отображения информации) и органы управления. Главная функция этого ком­плекса — передача и переработка информации.

Концепции пропускной способности и последовательности действий. В основе данной концепции — определение качества работы по ко­личеству обрабатываемой информации. Количественная оценка по­зволяет рассчитывать и более точно проектировать работу оператора.

Концепция последовательных действий связана с построением модели временных затрат при выполнении конкретных действий и операций. Если представить оператора как «совокупность от­дельных логически законченных операций», то можно выделить следующие виды таких операций: 1) операции заканчиваются вы­дачей информации вовне (на органы управления, речевые ответы и т. п.); 2) операции заканчиваются принятием решения об от­сутствии необходимости выполнять какие-либо действия, т.е. ре­шением не выдавать информацию вовне.

Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежно­сти. Разными авторами предлагаются конкретные способы коли­чественной оценки труда оператора. Например, Г. М. Зараковский предложил количественные оценки некоторых психофизиологи­ческих характеристики деятельности оператора. В основе — состав­ление и анализ алгоритмов рабочих процессов. Важным для ана­лиза и оценки рабочего процесса является выявление отношений между членами алгоритма, т. е. между логическими условиями и исполнительными действиями (действия также называются «опе­раторами), что позволяет судить об интенсивности рабочего про­цесса, его логической сложности и стереотипности.

Выделяются следующие критерии оценки надежности челове­ка-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; сред­нее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; интенсивность (опасность) отказов; среднее время восстановления исправной работы; коэффициент готовности к безотказному труду и т. п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

Разными авторами предлагается общее представление о системе «человек—машина» (СЧМ). Система (в общей те­ории систем) — это «комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, предназначенных для решения единой задачи». Система нередко рассматривается как некий «организм», состоящий из от­дельных органов. Интересно, что еще Н. А. Бернштейн говорил о том, что именно задача строит функциональный орган, таким об­разом, единая задача, общая цель строит систему.

Выделяются различные критерии классификации СЧМ:

§ по степени участия в работе системы человека: 1) автоматичес­кие (работающие практически без человека); 2) автоматизиро­ванные (человек работает вместе с техническими средствами); 3) неавтоматизированные (человек больше работает без примене­ния сложных технических средств);

§ по целевому назначению: 1) управляющие (основная задача — управление машиной или комплексом); 2) обслуживающие (че­ловек контролирует состояние машины, ищет неисправности, осуществляет настройку); 3) обучающие (тренажеры, технические средства обучения — ТСО); 4) информационные (радиолокаци­онные, телевизионные и т.п.); 5) исследовательские (моделиру­ющие установки, макеты);

§ по характеристике «человеческого звена» («человеческого фак­тора»): 1) моносистемы (один человек, например пилот или опе­ратор станков с ЧПУ); 2) полисистемы (несколько человек, бри­гада), где выделяются «паритетные» (когда все операторы работа­ют на равных) и иерархические (с четкой соподчиненностью опе­раторов);

§ по типу взаимодействия человека и машины: 1) непрерывное, постоянное (например, система «водитель—автомобиль»); 2) ча­стичное стохастическое (например, система «оператор—компью­тер, ЭВМ», «наладчик—станок с ЧПУ»); 3) эпизодическое взаи­модействие;

§ по типу и структуре машинного компонента в СЧМ: 1) инстру­ментальные СЧМ (неотъемлемый компонент системы — инстру­менты и приборы, которые отличаются высокой точностью вы­полняемых самим человеком операций, т. е. важна роль самого че­ловека); 2) простейшие человеко-машинные системы (включают стационарные и нестационарные технические устройства); 3) слож­ные человеко-машинные системы (включают целую систему взаи­мосвязанных аппаратов, различных по своему функциональному назначению); 4) системотехнические комплексы (часто система расширяется до «человек—человек—машина» как некая иерархия более простых систем).

Традиционно выделяются следующие показатели качества сис­тем «человек—машина» (СЧМ):

Важнейшей характеристикой СЧМ является ее эргономичность. В целом эргономичность СЧМ предполагает: 1) управляемость системы (социально-психологические и психологические харак­теристики; возможность контролировать систему); 2) обслуживаемость (соответствие физиологическим и психофизиологическим характеристикам оператора); 3) освояемость (соответствие систе­мы антропометрическим характеристикам оператора); 4) обитае­мость (соответствие гигиеническим требованиям).

Основные показатели работы систем «человек—машина»:

1) быстродействие (определяется временем прохождения ин­формации по замкнутому контуру «человек—машина», т.е. вре­мя, отсчитываемое от момента приема сигнала до реакции на сиг­нал);

2) надежность и точность работы оператора (степень вероятно­сти правильного решения задач оператором);

3) своевременность решения задачи (как вероятность того, что поставленная задача будет решена вовремя, т. е. не позже установ­ленного времени);

4) безопасность труда оператора (как снижение вероятности
травм и аварий);

5) степень автоматизированности СЧМ (как относительное ко­личество информации, перерабатываемой автоматическими уст­ройствами);

6) экономические показатели (полные затраты на проектиро­вание, создание и эксплуатацию СЧМ).

Заметим, что по всем этим показателям можно производить достаточно точные измерения, что позволяет использовать в инженер­ной психологии современные математико-статистические средства. Классификация основных условий (элементов), определяющих эф­фективность труда:

1) санитарно-гигиенические условия — освещенность (есте­ственная, искусственная); вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); атмосферное давление (повышенное, пониженное); профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы — растения, животные);

2) психофизиологические («трудовые») элементы — физическая нагрузка (энергозатраты в ккал/ч; грузооборот за смену в кг рабочая поза; нервно-психическая нагрузка; монотонность трудового процесса; режим труда и отдыха (внутрисменный, суточный, недельный, годовой); травмоопасность;

3) эстетические элементы — гармоничность светоцветовой композиции; гармоничность звуковой среды; ароматичность запахо-композиционная согласованность природного пейзажа; композиционная целостность интерьеров рабочих помещений; композиционная согласованность компонентов технологического оборудования; композиционная согласованность компонентов дополняющих объектов (объектов, не несущих функциональной нагруз­ки; временных объектов); гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

4) социально-психологические элементы — сплоченность кол­лектива; характер межгрупповых отношений в коллективе (лидер­ство, производственные конфликты); внепрофессиональные фак­торы (бытовые условия, семейные отношения).

4. Оператор в системе «человек—машина» (СЧМ) и общая схема его деятельности.

Для лучшего понимания специфики операторского труда по­лезно рассмотреть его в ряду других рабочих и инженерных про­фессий. В. П. Зинченко и В. М. Мунипов выделяют следующую ти­пологию таких работников: 1) работающие с помощью автоматов (рабочие АСУ, операторы); 2) работающие с помощью машин, станков, механизированного инструмента; 3) работающие вруч­ную при машинах и механизмах (подсобные рабочие, грузчики); 4) работающие преимущественно вручную с помощью немеха­низированного (ручного) инструмента (ремонт, обслуживание):

Сами операторы (см. выше — первая группа рабочих профессий) подразделяются на перечисленные ниже основные группы:

§ операторы-технологи (непосредственно включены в техноло­гический процесс, работают по четкой инструкции);

§ операторы-манипуляторы (управляют различными механизма­ми-манипуляторами, где машина — усилитель мышечной энер­гии);

§ операторы-наблюдатели, контролеры (различные диспетчеры транспортных систем, АЭС). Работают в реальном масштабе вре­мени, так как готовы и к немедленному реагированию, и к от­сроченному;

§ операторы-исследователи (используют различные образно-кон­цептуальные модели — это пользователи вычислительных систем, дешифровщики изображения);

§ операторы-руководители (управляют не техникой, а другими людьми, в том числе — через специальные технические средства и каналы связи).

Выделяют следующие особенности труда операторов в совре­менных условиях:

§ с развитием техники увеличивается число объектов (парамет­ров), которыми надо управлять;

§ развиваются системы дистанционного управления, человек все больше отдаляется от управляемых объектов — необходимость


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: