Правоприменительный акт - официальное властное предписание компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правоположение для единичного случая индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме.
Общее между актом применения права и нормативно-правовым актом:
• носят властный характер по отношению к субъектам правовой жизни;
• представляют собой веление, категорический императив, соблюдение которого обеспечивают авторитет и сила государства;
• влекут за собой неблагоприятные последствия в случае нарушения или ненадлежащего исполнения;
• их принимают компетентные (уполномоченные на то) органы или должностные лица, придавая указанным актам фиксированное, властное значение;
• издаются в надлежащей специально предусмотренной форме и должны иметь определенные внешние атрибуты, отсутствие которых влечет за собой нуллификацию, т.е. потерю юридической силы;
• оба вида акта являются эффективным средством правового регулирования общественных отношений;
|
|
• оба вида актов являются средством повышения уровня дисциплины, порядка общественной жизни, социальной безопасности;
• оба вида актов направлены (должны быть направлены) на укрепление законности и правопорядка;
• оба вида актов составляют важные элементы механизма правового регулирования.
Отличие акта применения права от нормативного акта *
нормативный акт | акт применения права |
по своей волевой сущности | |
воплощает волю законодателя, провозглашает ее | осуществляет волю законодателя |
по принадлежности | |
относится к положительному законодательству | не относится к законодательству, тяготеет к правоотношению |
по юридической природе | |
общее предписание, | предписание ad hoc, |
универсального плана, имеет дело с закономерностями | конкретизированное, рассчитано на случай (казус) |
по времени, месту действия и кругу лиц | |
действует неопределенно долго, вплоть до отмены, по всей территории государства, персонально не определен, т.е. адресуется каждому, кто окажется в условиях, предусмотренных нормой права | однократного, «разового» действия, т.е. регулирует вполне определенное правоотношение, юридический факт; индивидуально-определен, т.е. обязателен к исполнению субъектами права, которым адресованы их предписания |
по источникам | |
принимается органами государственной власти (в идеале) как результат нормотворчества, знаменуя его заключительную стадию | издается (как правило) органами (не) государственного управления, суда, контроля, надзора, администрацией, должностными лицами, в ходе оперативно-исполнительской, организаторской, контрольно-ревизионной и т.п. деятельности, не обязательно как ее заключительная стадия |
по юридическому значению | |
главный правовой регулятор, самостоятелен, содержит норму права, может вносить изменения в законодательство | необходимый проводник нормативно-правового воздействия, подзаконен, не содержит нормы права, не вносит изменений в законодательство |
по способу правового регулирования | |
начинает процесс регулирования; реализуется в индивидуальных правах и обязанностях субъектов права вне правоотношений, просто в силу издания нормативного акта | завершает его; реализуются в индивидуальных правах и обязанностях субъектов в рамках правоотношений, на основе нормативного акта; сложные случаи правового регулирования, в том числе всегда при нарушении правопорядка обеспечиваются в дополнение к нормативному акту актом применения права |
по сфере деятельности | |
расширена до пределов государственных границ, до целых областей общественной жизни, до всего населения | сужена «до точки», до конкретного, единичного, индивидуального, разового, конечного |
по модельному и информационному типу | |
логическая модель деятельности, | динамическая модель, правовая |
информация свернута, «сгусток» знаний, велений, требований предписаний | информация развернута, детализирована и конкретизирована |
по юридической форме, форме изложения и структуре ** | |
закон, нормативный указ, постановление правительства приказ, всегда в письменной форме, требует опубликования, свой порядок издания и оформления документа; свои структура и атрибутика | ненормативный (не содержащий общую норму) указ, приказ, распоряжение, приговор (решение) суда, может быть в устной форме, не документом, а действием; не требует опубликования, свой порядок вынесения и оформления; своя структура и реквизиты |
по юридическим последствиям | |
регулирует тот или иной вид общественного отношения, не может рассматриваться в качестве юридического факта, не подлежит обжалованию в принципе | регулирует конкретное правоотношение (право-управленческое, регулятивное, правоохранительное) является юридическим фактом подлежащий обжалованию |
Примечание:
|
|
* представленное соотношение нормативного акта и акта применения права является характерным для стран континентального права, в других правовых системах их баланс может быть иным;
** имеется в виду современные названия характерные для России, в других случаях примеры иные, так в Древнем Риме типичные акты применения права наименовались «закон» - «lex».