Для функционирования системы технического контроля на предприятиях создается специальная служба качества или ОТК. На рис. 1.5 представлена схема взаимодействия отдела качества с другими подразделениями организации.
¾ В состав этой службы входят работники организации, занятые только техническим контролем;
¾ Отдел технического контроля организации связан практически со всеми подразделениями предприятия
Рисунок 1.5 Структурная модель системы контроля качества
¾ Главный инженер ставит задачи и принимает окончательное решение по достижению высокого качества продукции;
¾ Отдел главного технолога обеспечивает ОТК технологическими картами, а также руководит выполнением всех работ в производственных подразделениях и отвечает за качества выпускаемо продукции;
¾ Отдел главного конструктора устанавливает требования к продукции, к получаемым комплектующим, разрабатывает техническую документацию;
¾ Отдел главного механика обеспечивает исправную работу оборудования
¾ Отдел кадров следит за своевременной аттестацией работающих и занимается вопросами повышения квалификационного уровня;
¾ Отдел снабжения обеспечивает материалами, сырьем и продукцией соответствующего качества, подтвержденного сертификатами, может проводить входной контроль; ОТК проверяет условия хранения материалов;
¾ Финансовые подразделения определяют потери от несоответствующих продукции и процессов, затраты на устранения брака, а также на предотвращения несоответствий.
¾ ОТК контролирует работу всех производственных участков, выполняя разные виды контроля и испытаний.
Принципиальные положения системы технического контроля
1. Система технического контроля разрабатывается одновременно с разработкой технологии службой главного технолога;
2. Система технического контроля разрабатывается на основе системного подхода, т.е. применения научных, технических, экономических и организационных мер, охватывающих все этапы жизненного цикла продукции;
3. Органы системы технического контроля должны быть независимыми от производственного персонала;
4. Система технического контроля должна обеспечивать активное воздействие на ход технологического процесса, чтобы исключить получение и повторение брака. Нарушение этого принципа превращает контроль в пассивный, контролера – в браковщика
5. Требование документации, регламентирующей уровень качества продукции, подлежит безоговорочному исполнению всеми работниками организации (от рабочего до директора);