МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.
«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.
Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.
Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.
Система методов объединена наличием общей методологии науки.
Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.
|
|
Методы психологических исследований:
Субъективные | Объективные | |
Интроспекция | Наблюдение | Эксперимент |
1. Лабораторное | 1. Лабораторный | |
2. Естественное – кратковременное и лонгитюдное | 2. Естественный | |
3. Включенное | ||
Анализ жизнедеятельности | ||
Контент-анализ | ||
Проективные методы | ||
Методы объективации первичных данных (КГР) | ||
Беседа – свободная и сценарная | ||
Тесты |
(лекция Макаровой)
Систематическая классификация методов в психологии по Ананьеву
- организационные методы
- эмпирические (практические)
- группа обработки данных
- метод интерпретационный
Организационные методы:
- по возрасту (сравнительный метод)
- лонгитюдный метод (м-д длительного исследования от 1,5 мес и больше)
- метод продольных срезов (мини - лонгитюд до 1,5 мес в течение года)
- метод поперечных срезов (единоразовое измерение показателей)
- опрос (беседа, интервьюирование)
- анкета
- комплексный (используется в междисциплинарных исследованиях)
Эмпирические методы:
- опрос
· устный
· письменный
· свободный
- беседа (не ограничено по времени, разговор на равных) – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
- интервью (ограничено по времени, более структурировано, интервьюер – корреспондент (респондент) интервью берется по согласию, целенаправленные вопросы, результат интервью фиксируется, корреспондент готовится к интервью, собирает материалы, интервью можно брать у группы)
|
|
- наблюдение
· включенное
· невключенное
· открытое
· скрытое
· естественное
· лабораторное
- тесты
· тесты – опросники
· тесты - задания
· проективне тесты
- эксперимент
· констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества,
· обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств;
· лабораторный
· естественный (отличаются условиями проведения)
- биографический метод
- метод контент – анализа
· анализ продуктов деятельности
· метод изучения документов
Группа методов обработки данных:
- методы качественной обработки (дается качественная характеристика)
- метод количественной обработки (статистическая, математическая обработка данных, подсчет среднего балла, процентного соотношения, составление диаграмм, корреляционный анализ)
Методы интерпретационные:
- генетическая интерпретация (учитывается возраст, пол)
- структурная интерпретация (научная интерпретация, моделирование)
Тесты: тесты-опросники, тесты-задания, проективные тесты.
Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал антропометрическую лабораторию. Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества.
Этот термин (тест) вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944) «Умственные тесты и измерения» в 1890 г. в журнале Mind с послесловием Гальтона.
В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологических тестов — тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское правительство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школьников по ступеням обучения (2).