Систематическая классификация методов в психологии по Ананьеву

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.

Методы должны отличаться валидностью и надежностью. Под валидностью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

Система методов объединена наличием общей методологии науки.

Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.

Методы психологических исследований:

Субъективные Объективные
Интроспекция Наблюдение Эксперимент
  1. Лабораторное 1. Лабораторный
  2. Естественное – кратковременное и лонгитюдное 2. Естественный
  3. Включенное  
  Анализ жизнедеятельности
  Контент-анализ
  Проективные методы
  Методы объективации первичных данных (КГР)
  Беседа – свободная и сценарная
  Тесты

(лекция Макаровой)

Систематическая классификация методов в психологии по Ананьеву

  1. организационные методы
  2. эмпирические (практические)
  3. группа обработки данных
  4. метод интерпретационный

Организационные методы:

- по возрасту (сравнительный метод)

- лонгитюдный метод (м-д длительного исследования от 1,5 мес и больше)

- метод продольных срезов (мини - лонгитюд до 1,5 мес в течение года)

- метод поперечных срезов (единоразовое измерение показателей)

- опрос (беседа, интервьюирование)

- анкета

- комплексный (используется в междисциплинарных исследованиях)

Эмпирические методы:

- опрос

· устный

· письменный

· свободный

- беседа (не ограничено по времени, разговор на равных) – вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

- интервью (ограничено по времени, более структурировано, интервьюер – корреспондент (респондент) интервью берется по согласию, целенаправленные вопросы, результат интервью фиксируется, корреспондент готовится к интервью, собирает материалы, интервью можно брать у группы)

- наблюдение

· включенное

· невключенное

· открытое

· скрытое

· естественное

· лабораторное

- тесты

· тесты – опросники

· тесты - задания

· проективне тесты

- эксперимент

· констатирующий – выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества,

· обучающий (формирующий) – предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств;

· лабораторный

· естественный (отличаются условиями проведения)

- биографический метод

- метод контент – анализа

· анализ продуктов деятельности

· метод изучения документов

Группа методов обработки данных:

- методы качественной обработки (дается качественная характеристика)

- метод количественной обработки (статистическая, математическая обработка данных, подсчет среднего балла, процентного соотношения, составление диаграмм, корреляционный анализ)

Методы интерпретационные:

- генетическая интерпретация (учитывается возраст, пол)

- структурная интерпретация (научная интерпретация, моделирование)

Тесты: тесты-опросники, тесты-зада­ния, проективные тесты.

Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон (1822-1911). На Международной выставке в Лондоне в 1884 г. Гальтон организовал ан­тропометрическую лабораторию. Через нее прошло свыше девяти тысяч испытуемых, у которых измерялись наряду с ростом, весом и т. д. различные виды чувствитель­ности, время реакции и другие сенсомоторные качества.

Этот термин (тест) вошел в лексикон ученых после публикации статьи Д. Кеттелла (1860-1944) «Умственные тесты и измерения» в 1890 г. в журнале Mind с послесловием Гальтона.

В 1905 г. французский психолог А. Бине создал один из первых психологиче­ских тестов — тест для оценки интеллекта. В начале XX в. французское прави­тельство поручило Бине составить шкалу интеллектуальных способностей для школьников, с тем чтобы использовать ее для правильного распределения школь­ников по ступеням обучения (2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: