Эмпирические данные м.б. получены 2 способами. В обычных не экспериментальных условиях исследователь наблюдает интересующее его явление и нередко вынужден ждать, когда оно появиться и не могут влиять на результат. В эксперименте исследователь сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить более точные и надежные результаты.
Эксперимент – это специальный эмпирический метод, заключающийся в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемое явление и процессы.
Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением, а сознательно вмешивается в естественный ход протекания. Эксперимент не только поиск эмпирических зависимостей, но он предполагает между эмпирическим наблюдением и понятием.
План проведения эксперимента, само проведения и интерпретация гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения. В настоящее время эксперимент используется не только в опытных, естественных науках, но и в науках изучающих живую природу, в том числе в психологии. Большими достижениями современными науками с помощью эксперимента удалось связать мысль и опыт, теорию и практику. Эксперимент – это вопрос к природе, она может сама ответить на поставленный вопрос.
|
|
Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.
В отличие от наблюдения, эксперимент - активный снособ познания реальности, он предполагает планомерное вмешательство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы "Как? Каким образом нечто происходит?", то эксперимент даст возможность найти ответ на вопрос другого рода - "Почему, это происходит?"
Основное предназначение эксперимента заключается в достоверном выявлении научных фактов и закономерностей. Его результаты должны быть независимы от особенностей личности исследователя (18).