Завершающий этап анализа отрасли и конкурентной ситуации – комплексная оценка ситуации в отрасли на основе шести предыдущих этапов и выработка заключения об относительной привлекательности или непривлекательности отрасли в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
Согласно общему правилу, если в отрасли существует перспектива получения более высокой прибыли, чем в среднем по другим отраслям, то отрасль считается привлекательной и наоборот. Тем не менее, нельзя утверждать, что отрасль одинаково привлекательна или непривлекательна для всех существующих и будущих участников. Привлекательность относительна. Компания, занимающая выгодное положение в непривлекательной по общим меркам отрасли, может получать очень высокую прибыль.
Привлекательная отрасль – действия: укрепление долгосрочных конкурентных позиций, увеличение объемов продаж и инвестиций в развитие.
Непривлекательная отрасль – действия лидеров: осторожное инвестирование, сохранение уровня прибыльности и конкурентных преимуществ, диверсификация в другие отрасли; слабые компании – либо слияние с конкурентами, либо диверсификация за пределы отрасли.
|
|
Анализ ресурсов и конкурентных возможностей компании при разработке стратегии.
В процессе анализа положение компании исследуется по пяти параметрам:
1. Эффективность действующей стратегии.
2. Сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы.
3. Конкурентоспособность компании по ценам и издержкам.
4. Устойчивость конкурентной позиции компании по сравнению с основными соперниками.
5. Стратегические проблемы компании.
Эффективность действующей стратегии.
Проводится качественная оценка стратегии, характеризующая полноту, внутреннюю согласованность, обоснованность, адекватность ситуации.
Качественные показатели эффективности стратегии – достижение компанией провозглашенных целей и соответствие ее показателей средним по отрасли. Показатели: рост объема продаж по сравнению с ростом в отрасли, увеличение доли рынка, изменение прибыли компании, динамика курса акций и чистой прибыли, репутация и имидж в глазах потребителей, лидерство в технологиях, качестве, уровне цен.
Устойчивое финансовое и рыночное положение компании – лучший показатель качественно разработанной и грамотно реализуемой стратегии.