Экономическое сознание и экономическое мышление

Вопрос о правомерности выделения экономического сознания в относительно самостоятельный вид общественного сознания являлся до недавнего времени дискуссионным. Его отрицание носило декларативный характер: такого сознания нет, потому что его вообще быть не может. Если и приводились доводы, то они, как правило, не включали в себя сколько-нибудь развернутого методологического анализа. Между тем при научном поиске критериев выделения экономического сознания требуется, на наш взгляд, осуществить несколько методологических подходов. Прежде всего обратим внимание на онтологический, гносеологический и социологический подходы.

Онтологический (греч. ontos – сущее) подход позволяет выявить природу, происхождение экономического сознания, его субстанцию. Субстанцией экономического сознания, как, впрочем, и всего общественного сознания, является материально-предметная деятельность человека. Разновидностью материально-предметной деятельности выступает производственная, экономическая деятельность. Эта деятельность и есть субстанционный фактор существования и развития экономического сознания. Следует, на наш взгляд, различать такие виды экономической деятельности, как материальная, управленческая, познавательная.

Гносеологический (греч. gnoseos – познание) подход позволяет рассмотреть экономическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное сознание. Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта под воздействием общественной потребности.

Социологический подход обязывает основное внимание сосредоточить на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания, когда происходит превращение общественного сознания в общественную силу. Для решения проблемы о правомерности выделения экономического сознания следует ответить на вопрос: есть ли в обществе социальный субъект, испытывающий необходимость в экономических знаниях, идеях, в осмыслении и осознании экономических отношений? Объективные экономические потребности и экономические интересы различных социальных страт и слоев в целом обусловливают такую необходимость. Социальная роль экономического сознания как структурного компонента общественного сознания характеризуется тем, что определенному сознанию соответствуют определенные, люди и определенные обстоятельства.

Экономическое сознание в традиционном толковании выступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокупность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.

Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), ее структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знания в сознание является, по мнению российского философа В.Д. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих экономические интересы социальных общностей и направленных на регулирование экономических отношений и экономической деятельности.

Экономическое сознание как вид общественного сознания подчиняется общим закономерностям развития его структуры.

Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экономического сознания: экономической науки, экономической идеологии и экономической психологии.

Будучи неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономические отношения, «участвует» в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития: материализуется в деятельности трудящихся, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т.д. Оно непосредственно связано с экономическими интересами, в которых проявляются производственно-экономические отношения. Экономическое сознание, таким образом, органически вплетено в общественные отношения, в хозяйственный механизм, связано с формами обмена, распределения и потребления, отражает совокупность процессов и явлений экономической действительности. Сказанное имеет важное значение для понимания и качественно-количественного анализа, во-первых, характера обусловленности экономического сознания экономическими отношениями и формами их практической реализации, во-вторых, его места в экономической практике, в-третьих, его роли в преобразующей деятельности.

Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов. Однако же довольно часто экономическое сознание разделяют на теоретическое и эмпирическое, которое называют, в свою очередь, экономическим мышлением.

Теоретическое сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий. Такая система является результатом научного познания производственных отношений.

Экономическое мышлениевключает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельности, теми связями, в которые они вступают в своей повседневной хозяйственной жизни. Всвоей повседневной практике люди и руководствуются, как правило, этим обыденным сознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки.

Таким образом, экономическое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.

Анализируя данное явление, можно рассматривать экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умозаключений. Последние входят в содержание экономического сознания. В этом смысле сознание — продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания. В данном аспекте экономическое сознание играет роль первичного элемента по отношению к экономическому мышлению. Мышление же как процесс познания есть экономическое сознание в действии, в движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экономического сознания. Но поскольку данный процесс есть взаимодействие объекта и субъекта, то осуществляется непрерывный переход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется в понятиях, которые при переходе в сознание субъективируются.

С подобным подходом можно было бы согласиться, но здесь не улавливается принципиальная разница между экономическим сознанием и экономическим мышлением. Играя разную роль в процессах познания, они наполняются практически одинаковым содержанием, во многом отождествляются, в чем-то накладываются друг на друга, в чем-то повторяют друг друга. Соотнести их сущности и адекватно отразить содержательную сторону каждого из понятий, описывающих анализируемые явления, практически, как показал наш собственный опыт, невозможно.

Итак, традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Определяя экономическое мышление подобным образом, мы тем самым определяем сферу функционирования данного явления. Экономическое мышление питается уже не познанием действия и использования социально-экономических законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполнено иным социально-экономическим содержанием.

Между тем уже из определений следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание – с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, а экономическое мышление – с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления индивидов и социальных групп. Оно воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.

Социологи, экономисты, психологи в конце 1980-х гг. очень много говорили о перестройке экономического сознания, особенно не задумываясь, в какой мере это возможно (и возможно ли вообще) и каким образом это можно осуществить. Между тем рассмотрение экономического мышления как формы проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет традиционную проблему перестройки экономического сознания перевести в плоскость проблемы влияния изменений в экономическом мышлении на те или иные аспекты экономического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экономического сознания. Ведь в конкретном социологическим исследовании мы можем измерить не более чем уровень (состояние) экономического мышления и выяснить в социальных показателях степень его рациональности, определяемую эмоциональным и противоречивым восприятием изменений в укладе и образе жизни.

Содержание компонентов экономического мышления можно представить следующим образом:

1. Отношение к труду как к необходимости и условию самореализации личности выражается в показателях развития субъективных побудителей и практических усилий, направленных на развитие способностей к труду, проявление в нем творческих потенций. Индикаторами этого отношения служат мотивы, стереотипы, установки повышения квалификации, а также факты экономического поведения, инспирированные этими побуждениями.

2. Отношение к различным формам собственности находит отражение в показателях ее субъективного восприятия и практического использования. Индикаторами здесь являются элементы мышления, характеризующие представления об эффективном использовании общественного богатства, факты рачительности или, напротив, бесхозяйственности в реальных действиях.

3. Отношение к управлению проявляется в показателях, свидетельствующих о позиции трудящихся к возможности влиять на решения в области организации производства, материального стимулирования и социального обеспечения, а также в показателях активности участия в управлении делами в коллективе, регионе, отрасли, обществе в целом. Индикаторами выступают суждения людей об эффективности и демократичности управления, о способности руководящих кадров решать насущные задачи, активность работников в практических формах управления.

По каждому из названных компонентов экономического мышления можно выявить уровень экономических знаний; характер социальной мотивации к действиям, способствующим или препятствующим экономическим преобразованиям; сдерживающее влияние социально-психологических стереотипов; направленность установок, на основе которых складывается тот или иной тип реального экономического поведения. В целом же эти компоненты позволяют объяснить, что лежит в основе тех многочисленных выборов, которые в совокупности составляют такой феномен, как экономическое поведение человека.

Любая деятельность человека обусловлена его мышлением, т.е. способностью рассуждать и действовать на основе рассудка, способностью отражать действительность в понятиях, суждениях, представлениях, а также способностью находить решения стоящих перед человеком проблем.

При характеристике мышления часто говорят: формальное мышление, образное мышление, рациональное мышление, практическое мышление, абстрактное мышление, творческое мышление, критическое мышление, экологичное мышление, проективное мышление, инженерное мышление и т.д.

При этом экономическое мышление может быть и творческим, и образным, и рациональным, и исследовательским, и проективным.

Необходимость выделения экономического мышления как ярко выраженной способности человека находить различные варианты ответов на сложные экономические вопросы, возникающие в процессе его хозяйственной деятельности, и выбирать из них наиболее эффективные связана с желанием активно использовать наиболее продуктивные методы познания и преобразования экономической жизни общества.

Экономическое мышление начинается с того, что человек имеет какие-то суждения об экономических явлениях и процессах, он может высказаться и обменяться своими мыслями с другими людьми по поводу тех или иных хозяйственных действий, экономических событий, убедить своего партнера поступить так или иначе. Обмениваясь мыслями, люди добиваются взаимного понимания. Суждение можно определить как форму мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов и явлений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.

Принятие решения является связующим моментом между мыслью и собственно деятельностью. В индивидуализированной технологии деятельности принятие решения – важнейший структурный элемент деятельности. Для хозяйственной деятельности на макроуровне процесс принятия решения выступает как сложноорганизованный, достаточно систематизированный деятельностный процесс, реализуемый посредством различных социальных технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: