Трудовое поведение: содержание, структура и функции

К числу ведущих категорий социологии относится социальное поведение. С одной стороны, это сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума. С другой – активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения является трудовая деятельность и трудовое поведение.

Трудовая деятельность – это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Трудовая деятельность обеспечивает решение следующих задач:

- создание материальных благ как средств жизнеобеспечения;

- оказание услуг различного целевого назначения;

- разработка научных идей, ценностей и их прикладных аналогов;

- накопление, хранение, передача информации и ее носителей и т.д.

Трудовая деятельность независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств: 1) функционально-технологическим набором трудовых операций, предписанной рабочим местам функциональной программой; 2) набором соответствующих качеств субъектов труда, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках; 3) материально-техническими условиями и пространственно-временными рамками реализации; 4) способом организационно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями реализации; 5) нормативно-алгоритмизированным способом организации, при посредстве которого формируется поведенческая матрица индивидов, включенных в производственный процесс.

Трудовое поведение – это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с деятельностью производственной организации. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации.

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

- циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

- маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса к другому;

- поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

- действия, в основе которых лежат рационализированные, смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

- акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

- спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

- осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

- действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

Трудовое поведение можно дифференцировать: 1) по предметно-целевой направленности, т.е. по тому, на что оно направлено; 2) по глубине пространственно-временной перспективы достижения определенной цели; 3) по контексту трудового поведения, т.е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий; 4) по методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов; 5) по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д.

Итак, трудовое поведение: 1) отражает функциональный алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности; 2) является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения; 3) выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта; 4) отражает характерологические черты личности работника; 5) есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Таблица 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: