Жизнь каждого человека так или иначе связана с семьей. В ней происходит рождение нового поколения, взросление подростков, большая часть жизни взрослых людей. Наконец, семья провожает человека в последний путь и хранит память о его индивидуальной, неповторимой судьбе. Поэтому все социальные проблемы современности так или иначе затрагивают семью, преломляются в ее самочувствии, способности выполнять свои многочисленные функции, справляться с трудностями. Объявление Организацией Объединенных Наций1994 года. – годом Семьисвидетельствует о понимании важности этого социального института не только учеными-обществоведами, но и политиками, правительствами, мировым сообществом в целом.
Проблемы жизнедеятельности семьи в Россииопределяются как общемировыми тенденциями, характерными для развитых индустриальных стран в последние десятилетия, так и острым социально-экономическим кризисом в стране в последние годы, больно ударившим по всем слоям населения и, следовательно, по семье. Нарастающие трудности и деструктивные тенденции грозят превысить защитные и самовосстановительные возможности семьи. Ей нужна помощь государства и общества, так как угроза семейному образу жизни, его неудовлетворительное функционирование и разрушение – это угроза государству и обществу.
|
|
Происхождение семьи. Возникновение семьи обусловлено как биологическими, так и социально-экономическими причинами. В основе первых лежит половой инстинкт – один из самых сильных врожденных механизмов, регулирующих поведение животных.
Наши дальние предки, вступившие на путь эволюции от высших человекообразных обезьян к современному человеку, уже не могли действовать только под влиянием животных инстинктов и зоологического индивидуализма, которые препятствовали человекообразным обезьянам создавать длительные и устойчивые объединения, помогать друг другу в охоте, делиться пищей и т.д.
Особенности, приобретенные прегоминидами в результате спонтанных мутаций, сделали для них насущно необходимым изготовление и использование орудий, жизнь в коллективе и соответствующую взаимопомощь. Неупорядоченные проявления полового инстинкта, свойственные животным, могли привести внутри небольшого и очень уязвимого первобытного коллектива к столкновениям, борьбе и даже убийствам, что, безусловно, должно было дезорганизовать, ослабить или вовсе разрушить данную общность, препятствуя ее производственно-охотничьей или собирательской деятельности. Поэтому эксцессы в этой области были поставлены под контроль коллектива еще прежде, чем человек стал подлинно разумным и приобрел современный физический облик. Формой такого контроля стал элементарный брак, то есть социальная норма, социальное регулирование половых отношений между мужчинами и женщинами.
|
|
Разновидности брака, известные сегодня, исторически и культурно многообразны. Некоторые из них существуют среди достаточно немногочисленных народностей, задержавшихся на стадии родовых или позднеродовых отношений. Черты других прослеживаются едва ли не у всех живущих ныне народов. Среди таких особенностей — запрет на инцест, то есть половые отношения с близкими родственниками, и вытекающая из него экзогамия, то есть обязанность искать брачного партнера вне круга родственников. Постепенно сложился наиболее распространенный сегодня, во всяком случае, единственно законный в странах европейской цивилизации и в России, парный моногамный брак, то есть союз одного мужчины и одной женщины. Характерно, что в странах, где юридически разрешены другие формы брачных отношений, например полигамия (многоженство), на практике преобладает моногамия.
Таким образом, брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополнялись религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищали брак и карали нарушителей брачных установлений.
Нетрудно заметить, что брак в современных условиях означает создание семьи, но собой семью не исчерпывает. Исторически между формированием брака и появлением семьи должны были пройти долгие годы, заполненные прежде всего совершенствованием социально-экономического потенциала древнейшего общества.
Экономической предпосылкой появления семьи стало развитие производительных сил, позволившее нашим предкам иметь хотя бы небольшой избыток продукта сверх необходимого, который прежде потреблялся совместно и уравнительно всеми членами данного рода.
Социально-биологические предпосылки семьи вытекают из особенностей роста и развития человеческих детенышей. Они рождаются беспомощными, растут медленно, и между окончанием грудного вскармливания и временем, когда они сами смогут добывать себе пищу, проходит, даже в примитивных обществах охотников и собирателей, 12-14 лет. В обществах, где для удачного социального старта нужны более сложные и насыщенные знания и навыки, этот период еще более растягивается.
Любое животное, вне зависимости от условий своей индивидуальной жизни, будет действовать только в соответствии с врожденной, биологически заложенной в его наследственном аппарате программой. У человеческого младенца такой наследственной поведенческой программы нет. Речью, двигательными навыками, эмоциональным опытом он овладевает только в человеческом общении. Недаром этот процесс был назван социализацией, то есть вхождением маленького человека в общество людей, превращением его в существо преимущественно социальное. Если эта социализация не адекватна, то есть не соответствует природным задаткам данного индивида и социальным требованиям данного общества, то, даже при отличных врожденных предпосылках, может вырасти человек ущербный, неполноценный, плохо приспособленный к самостоятельному существованию среди людей. Поэтому объективная необходимость обеспечить все усложняющийся процесс социализации человеческого потомства явилась одной из важнейших предпосылок появления семьи.
И, наконец, психологические предпосылки. Материнское чувство, вероятно, все-таки базируется на инстинктивной основе. В человеческом коллективе, при усложнении сознательной и эмоциональной деятельности, женщины, вероятно, так или иначе выделяли собственных детей среди всех детей данной общины. В то же время отцовское чувство целиком социально. У животных подобных отношений нет. Как пишет известная современная американская исследовательница М. Мил, «если мы рассмотрим все известные человеческие общества, мы всюду найдем какую-то форму семьи, некоторый набор постоянных правил, побуждающих мужчин помогать женщинам заботиться о детях, пока те малы».
|
|
Социальные брачные отношения, развиваясь и усложняясь, приводят, таким образом, к социальным семейным отношениям, которые множеством нитей связаны с тем конкретно-историческим типом общества, где сформировалась и функционирует данная семья. Формы семейных отношений также исторически и культурно изменчивы, на них накладывают свой отпечаток религиозные и традиционные нормы данного общества, климатические условия и социальные отношения. Но везде или почти везде в четко выделенной или неявной форме можно разглядеть родительскую пару и их невзрослых детей — то, что сегодня называют «нуклеарной» (от лат. nukleus — ядро) семьей, ядром любой семейной системы.
Сущность семьи. Семья является устойчивой системой взаимоотношений, выполняющих определенные функции, то есть имеет черты социального института. Будучи основанной на браке, семья имеет юридически-правовой статус, особенности которого определяются государственным законодательством. Этот статус позволяет государству как защищать семью, так и наказывать ее членов за нарушение тех или иных законов о семье. Кроме того, государство защищает имущество семьи, ибо семейная жизнь непременно связана с владением какой-либо собственностью, хотя бы минимальной, которую супруги и другие члены семьи используют в хозяйственном обиходе. Семья, как правило, основана на общности проживания либо в доме родителей мужа (патрилокальное поселение), либо у родителей жены (матрилокальное поселение), либо в отельном от прародителей жилище (неолокальное поселение).
|
|
Члены семьи имеют нравственные обязательства поддержки и взаимопомощи, хотя и не зафиксированные порой в письменном праве, но явственные для любого нормального члена родственной общности, потому что родственники — и ближние, а в некоторых культурах и дальние — связаны взаимным чувством, которое объединяет их в особую группу и отделяет от всех чужих. Наконец, физическая близость между супругами осуществляется не только для удовлетворения сексуальной потребности — в результате этих отношений на свет появляются дети. Генетически связанные, сексуальные потребности и деторождение в ходе долгой человеческой истории достаточно обособились друг от друга, так что интимная близость в большинстве случаев не имеет целью деторождение. Оно оказывается связанным с другой влиятельной собственно человеческой потребностью — потребностью в детях. «Потребность в детях является социально-психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей индивид испытывает затруднения как личность»1. То есть семья — это, помимо всего прочего, и малая группа, члены которой объединены эмоциональной связью, общими действиями по удовлетворению совместных потребностей и общей целью — рождением и воспитанием детей. По мере развития процесса эмансипации личности от власти коллектива целью семьи все более становится также содействие саморазвитию всех своих членов.
Итак, семью можно определить как исторически-конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязательствами 1.
Семья есть всегда объединение людей, причем объединение, основанное на любви, доверии, взаимопомощи и безусловной поддержке. В любом другом коллективе человеку нужно демонстрировать свои достижения, в семье его принимают и с недостатками. Семья порождает первичную, глубинную социальность, которая потом воплощается и усложняется в социальных связях, объединяющих индивидов в общество. Поэтому судьбы семьи и общества взаимосвязаны, а их функции взаимодополняемы.
Семья — это система, элементами которой являются отдельные ее члены, а системообразующей связью — родственные и супружеские отношения между ними. Структура семьи определяется способом организации взаимодействий между различными ее элементами, в том числе половозрастными ролями, принятыми на себя каждым членом семьи. Связи между элементами могут быть как жесткими, так и гибкими, причем последние предпочтительнее в динамично изменяющемся обществе, а первые – в традиционном.
Взаимоотношения семьи и общества предполагают как совместную деятельность, так и значительную долю автономности по отношению друг к другу. В частности, семья является системой, восстанавливающей постоянство своих внутренних отношений после какого-либо внешнего воздействия. Это предопределяет как устойчивость семьи перед переменами общественного развития, способность ее быть опорой и хранительницей традиционных нравственных ценностей и обычаев, так и известный ее консерватизм, сопротивление переменам, в том числе, и прогрессивным.
Возникнув в человеческом обществе, брак и семья стали его неотделимой частью и способствовали развитию системы педагогических знаний в нем, давая начало развитию науки семейная педагогика – науки о воспитании человека в семье, о процессе его социализации, закономерностях развития, воспитания, обучения средствами семьи. Своими корнями она уходит в историю человечества на заре его существования.
Как и все отрасли педагогической науки, семейная педагогика развивается, анализируя, обобщая, вбирая в себя все ценное, созданное педагогической мыслью прошлых времен.
Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.
В созданных много веков назад и в бытующих в настоящее время средствах народной педагогики (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях, играх) содержится своеобразная программа «домостроения», в которой определены основы семейной жизни, правила ведения хозяйства, этика отношений, приема гостей и др. Положительные герои в сказках почитают и уважают своих родителей, заботятся о детях, с нежностью относятся к братьям и сестрам, готовы на подвиги во имя любви. В пословицах метко выражены представления народа о семье и семейных отношениях, правилах взаимоотношений, которые не потеряли своей нравственной ценности и поныне. Напомним некоторые из них: «Муж - голова, жена - душа», «Кто не вдовел, тот беды не терпел», «Легко дитятко нажить, нелегко вырастить», «Ругай жену без детей, а детей - без людей», «Выбирай жену не в хороводе, а в огороде», «Дитятко что тесто: как замесил, так и выросло», «Домок-то вести - не вожжами трясти, а надо концы с концами свести» и др.
Прогрессивные черты русской семейной педагогики, в которых, как отмечал историк В.С. Соловьев, коренится «нравственное начало народа», включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.
Таким образом, в семейной педагогике каждого народа отражаются его идеалы, представления о цели и средствах воспитания, реализация которых способствует формированию у детей лучших черт национального характера, готовит к самостоятельной достойной жизни. Естественно, что семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывая теоретические основы домашнего воспитания, опирается на семейную народную культуру, в которой, как в фокусе, собран исторический опыт домашне-семейного воспитания (И.В. Бестужев-Лада, Г.Н. Волков, В.М. Петров и др.).
Отмечая несомненно сильные стороны семейной народной педагогики (стабильность, надежность, эффективность), не следует абсолютизировать и пытаться восстановить как можно полнее в нынешних условиях семейное традиционное воспитание, сложившееся на протяжении истории того или иного народа. Прежде всего, как справедливо, отмечают современные ученые, семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально-культурные представления человека. Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растет рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т.д. Следует учитывать и то, что народной педагогике присущи и некоторые отрицательные черты, обусловленные историческими устоями жизни: предрассудки и суеверия, «доминирование словесных мер воздействия», излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д. Свидетельства тому можно найти в трудах историков, например в книге Н.И.Костомарова «Домашняя жизнь и нравы великорусского народа». Об этом повествуют и художественные произведения, среди которых - широко известные автобиографические книги А.М.Горького «Детство», «В людях».
Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания. Усилия религии, и не только православной, сосредоточены на душе человека, на ее спасении от «плохих» помыслов, дел, чувств. Человек должен прожить свою жизнь так, чтобы в ее кульминационный момент - момент смерти - душа предстала перед судом Божьим чистой и светлой.
Несмотря на определенные различия, обе системы воспитания - народная и религиозная - смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др. Из десяти библейских заповедей шесть представляют собой не только религиозные предписания, но, можно сказать, элементарные правила человеческой жизни, следование которым поможет человеку стать лучше, добрее, сделав тем самым счастливее себя и других людей. В Библии, Коране, Талмуде высоко ставятся любовь, целомудрие, супружеская верность, женская честь, почитание предков, забота о родителях.
До широких народных масс важнейшие с точки зрения той или иной религии педагогические знания всегда доносились с помощью проповеди, так называемой церковно-учительной литературы, состоящей из различных Слов и Поучений. Проповеди, Слова и Поучения охватывали широчайший круг морально-нравственных проблем, толковали основы вероучения. В нашей стране популярной была и осталась до сего дня «семейная» тематика, как-то: забота о ближних; почитание родителей; помощь немощным; воспитание трудолюбия, терпения, скромности и др.
Семья - одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников, относящихся к X-XIV вв., отечественных сборников XIV-XIX вв. Педагогическая мысль Древней Руси отчетливо проявилась в «Поучении к детям» князя Владимира Мономаха, в таких памятниках литературы и письменности, как «Пчела», «Прологи», «Златоуст» и др. В понимании древнерусских авторов истинная мудрость семейного воспитания связана с высокой нравственностью, с христианскими добродетелями.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах «Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». В этом отношении особый интерес представляют главы «Како дочь воспитати, с наделком замуж выдати», «Како детям отца и мати любити и беречи и повиноватися им, и покорити их во всем».
В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей, назвав их «Гражданством обычаев детских». С. Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, другим родственникам и т.д. С.Полоцкий один из первых высказался против применения розг, суровых мер наказания.
Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работах А.Н.Радищева(1749-1802), Н.И.Новикова(1744-1818). Авторы проводят мысль о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело, выходящее за рамки семьи: дети воспитываются для жизни в обществе. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан» (Н.И.Новиков), давать начальное запечатлевающееся на всю жизнь «образование ума и сердца сынов отечества» (А.Н.Радищев). Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.
Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В.Г.Белинского(1811-1848), А.И.Герцена(1812-1870), Н.И.Пирогова(1810-1881), Н.А.Добролюбова(1836-1861) и др. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребенка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т.д.
Во второй половине XIX - начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Д.Ушинского(1824-1870), Н.В.Шелгунова (1824-1891), П.Ф.Лесгафта(1837-1909), П.Ф.Каптерева(1849-1922), М.И.Демкова(1859-1939) и других. В русской классической педагогике подчеркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребенка, микрокосма того общества, которое ее создало. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка. Под правильным воспитанием понимается всестороннее развитие самодеятельной творческой личности. Такое воспитание основывается на знании возрастных и психологических особенностей детей, что требует специальной подготовки родителей. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей. В семьях, которые заботятся о воспитании детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение, нравственное поведение взрослых - образец для подражания детей.
Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания». В течение 1898-1910 гг. под редакцией П.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. К сожалению, из поля зрения авторов «выпал» дошкольный возраст: освещались наиболее сложные вопросы семейного воспитания школьников. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.
Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Акцент на этой стороне семейного воспитания был неслучаен: достаточно вспомнить историческую ситуацию накануне революции, напряженность жизни общества на переломе эпох, обусловленную социальными и национальными проблемами. Каковы национальные ценности семейного воспитания? Ученые (П.Ф.Каптерев, М.М.Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др.) в качестве таких ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки, песни, былины и т.д.). Религия скрепляет семью в одно целое, что дает ей нравственное единство и общую цель, регулирующую и направляющую жизнь всей семьи: от отца до самых малых детей. Труд объединяет семью, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам. Произведения устного народного творчества, идущие из глубины веков, воздействуют на чувства и фантазию ребенка, формируют его национальную индивидуальность.
Усилиями ученых конца XIX - начала XX в.в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития.
Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная (патриархальная) семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства.
В педагогических трудах послереволюционного периода проблема семейного воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с общественным. В этом отношении исключение составляют работы Н.К.Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми. Она страстно возражала против утверждения некоторых радикалов от политики об отмирании семьи при социализме: все бытовые и дошкольные учреждения создаются в помощь семье, а не для замены ее. Н.К.Крупская критиковала представленные на обсуждение общественности утопические проекты, в которых предлагалось сосредоточить детские воспитательные учреждения в особых городках, в отрыве и изоляции от семьи. В семье, по мнению Н.К.Крупской, особо велика роль матери как естественной воспитательницы. Принципами семейного воспитания должны стать разумная забота о ребенке, уважение его личности, раннее вовлечение в дела семьи, сочетание любви и требовательности, организованный быт. Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала, что в семье закладываются основы нравственности.
Среди педагогических проблем, которые освещал А.С.Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца, как это имело место в старые времена. Отрицая авторитарность семейного воспитания, А.С.Макаренко обосновывает значение истинного авторитета родителей, характеризует его ложные разновидности, которые оказались чрезвычайно живучи и бытуют в некоторых семьях по сию пору.
Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е.П. Арнаутова, А.Я.Варга, О.П.Клыпа, Т.А.Маркова, В.Я.Титаренко, Я.А.Ярцимович и др.). Значительная часть экспериментальных работ направлена на исследование каких-либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания, как-то: становление начал коллективизма (Л.В.Загик), формирование нравственно-волевых качеств (В.П.Дуброва, Н.А.Стародубова, X.А.Тагирова), заботливого отношения к окружающим (И.С.Хоменко), взаимосвязь самооценок детей и родителей (М.М. Абрелева) и др. Предметом изучения стали различные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г.Н.Гришина, В.М.Иванова), труд (Д.О.Дзинтаре). Работы современных ученых посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С.В.Ковалев, А.Д.Кошелева, А.В.Петровский, А.С.Спиваковская, Г.Г.Филиппова, О.А.Шаграева и др.).
Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И.В.Гребенников, О.Л.Зверева, В.К.Котрыло, Е.И.Наседкина, Р.К.Сережникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребенка, коррекции его поведения (Е.С.Бабунова, В.И.Безлюдная, А.И.Захаров, А.И.Остроухова).
Представляют известную ценность дневниковые записи матерей,в которых отражаются особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребенка. Некоторые из таких дневников опубликованы и заняли достойное место в фонде семейной педагогики. Представляют интерес книги Е.И.Конради «Исповедь матери» (дореволюционный период), В.К.Маховой «Просто счастье (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши дети». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, как, например, «Близнецы» В.С.Мухиной, «Дневник матери» Н.А.Менчинской и другие.
Таким образом, семейная педагогика для разработки теоретических проблем располагает разнообразным и богатым как эмпирическим, так и экспериментальным материалом.