В последние годы нарушен хрупкий баланс между силами, созидающими семью, и силами ее разрушающими, в пользу последних. Появились два мощных фактора дестабилизации брачно-семейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация, потеря нравственных ориентиров у многих людей, с другой. Многие семейные функции претерпели качественные изменения. В крупных городах люди стали меньше ходить друг к другу в гости, появилось большее число семей, в которых экономическая поддержка нетрудоспособных и несовершеннолетних членов общества стала единственной прерогативой семьи, и многие люди не могли бы просто физически выжить без семейной поддержки. Среди молодых людей стали более распространенными прагматические соображения при вступлении в брак. Улучшение материального положения, выезд за границу или переход в иной социальный слой стали доминирующим мотивом брака и, может быть, основными факторами, укрепляющими семью.
Для изменения существующих тенденций безусловно необходимо время и переход нашей страны в разряд экономически развитых цивилизованных государств, проводящих более эффективную и целенаправленную государственную семейную политику. Существует ряд фундаментальных принципов, которые могут способствовать успешному осуществлению как социальной политики в целом, так и семейной политики.
Первый принцип – реалистичность и связанная с ней эффективность семейной политики. Речь идет о том, что из множества факторов, влияющих на стабильность семьи, выбираются те, на которые можно было бы повлиять хотя бы в отдаленной перспективе и которые поддаются некоторому воздействию. Наиболее реалистично изменение двух макро-факторов, существенно влияющих на функционирование современной семьи. Это - материальные условия ее жизнедеятельности и система информированности по наиболее важным семейным вопросам. В первом случае предполагается определенная система льгот, пособий, улучшение жилищных условий, строительство яслей, детских садов и т.д. Во втором – планомерное просвещение, помогающее семье построить адекватные семейным условиям модели выживания и развития, осуществлять наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложных ситуаций.
Второй принцип состоит в дифференциации подхода к различным типам семей. Из существующего множества типологий семьи (социологические, психологические, педагогические) задачам социально-педагогической деятельности отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.
Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой, однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы. Уровень благополучия таких семей – плюс-минус 15-20% от среднего. В их разряд попадает большинство российских семей. Они имеют потенциальные возможности для перехода в новую группу процветающих семей с доходом, позволяющим реализовывать практически все виды платных услуг, пусть даже дорогостоящих. Важность внимания к таким семьям со стороны социальных работников состоит в том, что на хорошо оплачиваемой основе можно создать наиболее эффективные модели работы с семьей и методики, которые затем могут получать более широкое распространение по мере повышения уровня жизни в России.
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм (неполная семья, малообеспеченная семья и т.д.), снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому им необходима социально-педагогическая поддержка и помощь.
Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности (или в нескольких одновременно), не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа безусловно необходима активная, продолжительная поддержка. Здесь возникает задача оптимальных форм ее оказания. В зависимости от характера проблем в рамках долговременной работы таким семьям оказывается образовательная, психологическая, посредническая помощь.
Асоциальные семьи – те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. Генезис маргинальной семьи может быть связан с самыми разными причинами - болезнями, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общей их чертой являются резко сниженные возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей носит люмпенизированный характер и отличается крайне низким уровнем доходов, высоким уровнем потребления алкоголя или наркотиков, весьма плохими жилищными условиями или вообще отсутствием пригодного к жизни жилья. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищные условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Социально-педагогическая деятельность с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Третий основной принцип семейной политики заключается в переориентации с социальных пособий и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала семьи. Система социального иждивенчества - плод социализма, создавшего действительно новый тип человека - пассивного винтика государственной машины- атрофировала чувства инициативы, ответственности, человеческого достоинства, а зачастую и саму способность к выживанию. В сфере семейных отношений (равно как и в других сферах нашей жизни) необходимо сделать переход от человека безответственного к человеку ответственному, от политики уравниловки к политике разумной дифференциации. К принципам семейной политики относятся также:
- равноправие всех объектов семейной политики;
- приоритетность интересов ребенка;
- социальная активность и ответственность семьи;
- суверенность семьи;
- отказ от монополии государственных органов власти и управления при проведении семейной политики;
- добровольность;
- доступность, адресность и дифференцированность социальной помощи семье;
- комплексность;
- профилактическая направленность;
- научная обоснованность.
Основными целями государственной семейной политики на современном этапе являются, прежде всего, обеспечение условий для выполнения семьей ее важнейших функций, затем создание условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека и создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охрана материнства и детства. Наиболее приоритетными направлениями государственной семейной политики являются вопросы улучшения материальных условий жизнедеятельности семьи и профилактики бедности, меры по обеспечению сочетания родительства с занятостью в сфере труда, формирования и развития системы социального обслуживания семей.
К основным задачам семейной политики относится:
- укрепление института семьи, повышение статуса семьи в обществе;
- приостановление темпов относительного снижения благосостояния в семьях с несовершеннолетними детьми;
- снижение младенческой и материнской смертности;
- улучшение режима воспроизводства населения;
- сокращение масштабов социального сиротства, переход к преимущественному воспитанию детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, в семейной среде;
- создание условий для воспитания в семье и успешной последующей интеграции в общество детей-инвалидов;
- уменьшение детской безнадзорности и числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
- повышение профессионального и социального статусов женщин в обществе;
- существенное улучшение жилищных условий, особенно молодых семей, одиноких женщин и детей;
- усиление гарантий занятости женщин, проявивших желание участвовать в производственной деятельности;
- поднятие уровня социальной защиты семьи, материнства и детства;
- достижение высокого уровня самообеспеченности большинства семей.
Молодая семья как объект государственной семейной политики. С точки зрения перспектив развития общества, его обновления особую социальную ценность имеет молодая семья, представляющая собой могучий фактор перемен. Между тем, потребовалось немало усилий и времени, чтобы в нашей стране утвердилось понятие «молодая семья» и укрепилось понимание ее значения.
В разделе «Общие положения» Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993г. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано определение молодой семьи: Молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста». Таким образом, критериями молодой семьи являются: очередность брака – первый, продолжительность совместной жизни — до трех лет и граница возраста супругов — от 18 до 30 лет. В структуре молодой семьи различают два ее вида — полная, благополучная семья и семья социального риска. К последним относятся: семьи одиноких матерей, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит срочную военную службу. Причем наиболее многочисленные из них — семьи одиноких матерей, рост которых стал устойчивой традицией, и студенческие семьи.
Молодая семья испытывает сегодня в полной мере все негативные социальные последствия стратегии перехода к рынку методом «шоковой терапии», в т.ч. беспрецедентно: стремительное ухудшение количественных и качественных характеристик демографических процессов. Неблагоприятные демографические явления прежде всего относятся к молодой семье. Одной из причин падения рождаемости является неуверенность молодой семьи в возможности полноценного воспитания детей, неуверенность в завтрашнем дне. Остается острой проблема брачно-семейных отношений в молодых семьях. Они определяются прежде всего переходом к новому этапу отношений, характеризующихся большей свободой при выборе сценариев семейного поведения и, соответственно, большим их разнообразием, расширением понятия «социальной нормы». В итоге — распространение идеологии «морального беспредела», сокращение числа заключенных браков, увеличение разводов.
Более трети разводов приходится на семьи, прожившие менее трех-пяти лет. В результате около полумиллиона детей ежегодно остаются без одного родителя.
Негативные тенденции брачно-семейных отношений подтверждаются и ростом внебрачной рождаемости. В 1991-94 гг. удельный вес детей, родившихся вне зарегистрированного брака, составил 16% к общему числу родившихся. Увеличивается и рождаемость внебрачных детей у молодых женщин до 20 лет.
Все это — неблагоприятные явления и объяснять их следует не только кризисным состоянием социально-экономической сферы, но и государственной социальной политикой, которая не способствует укреплению молодой семьи.
Современная молодая семья переживает в настоящее время этап отчуждения, нарушен механизм преемственности поколений. Это явление характерно для большинства стран, но в России оно имеет свои особенности: ослабление духовных связей молодежи с родительским поколением происходит на фоне сохраняющейся экономической зависимости взрослых детей, их молодых семей от родителей. Это усиливает межпоколенный конфликт на уровне семейно-бытовых отношений и выглядит следующим образом: более раннее вступление в брак происходит на фоне удлинения периода экономического самоопределения семьи, что повышает их материальную зависимость от родителей.
Семейный бюджет молодой семьи складывается из заработной платы или семейной помощи государства на ребенка, различных выплат и компенсаций родителям, приработков и помощи прародителей. Проблема материальной обеспеченности молодой семьи чрезвычайно важна. То, что принимаются нормативные документы об увеличении заработной платы, стипендий, выплат, компенсаций, — это важно во всех отношениях, в том числе и для укрепления семьи, однако далеко не достаточно для ее нормальной жизнедеятельности..А. Бебельписал: «Чтобы брак давал обоим супругам удовлетворяющую их совместную жизнь, для этого потребуется, наряду с взаимной любовью и уважением, обеспечение материального существования и известное количество жилищных средств и удобств...».
Молодая семья сталкивается и с большими жилищными трудностями. Редкая начинающая семья имеет нормальное по нынешним стандартам жилье — благоустроенную отдельную квартиру, хотя бы малогабаритную.
При создании молодой семьи одним из первых встает вопрос — где жить? Возможны несколько вариантов — государственная, кооперативная, частная квартира, общежитие, совместное проживание с родителями. Проживание на частной квартире имеет массу минусов как с экономической, так и психологической точек зрения. Вариант проживания с родителями предпочтительнее, но и он имеет, наряду с положительным, определенные минусы. Положительное — помощь, особенно в связи с появлением ребенка, выполнение хозяйственных функций и создание условий для наличия свободного времени для продолжения учебы, приработков, организации досуга. Минусы — возможность и возникновение причин для распада семьи, некоторая инфантильность в решении встающих проблем, создание стрессовых конфликтных ситуаций в недостаточно удобных, некомфортных условиях.
Стабилизация молодой семьи не может произойти вне процесса изменения социально-экономической ситуации в стране, оживления хозяйственной деятельности. На этом пути общество неизбежно ожидает усиление неравенства в доходах населения, дальнейшая поляризация социальных групп по имущественному положению, по возможностям получения образования и повышения своего социального статуса. Сегодня большинство молодых семей находится среди низко доходных слоев населения, а многие — за чертой бедности. Поэтому необходим комплекс мер социальной, экономической и правовой защиты молодых семей, чтобы дать ей не исключительные, а равные с остальными семьями возможности развития, повышение уровня своего благосостояния и социального статуса.
Законодательная база для этого имеется уже сегодня. Это, прежде всего, Кодекс законов о браке и семье, Кодекс законов о труде, налоговое законодательство. Приняты законы Российской Федерации: о дополнительных мерах по охране материнства и детства, о подоходном налоге с физических лиц, о налоге на добавленную стоимость и др. Разработаны: «Основные направления государственной молодежной политики», программа «Молодежь России», целевая государственная программа по планированию семьи.
Чтобы обеспечить реализацию этих документов, необходима разработка и внедрение новых механизмов и специальных социальных технологий. Вот лишь основные из них.
Во-первых,гарантированное предоставление социальных услуг молодым семьям предполагает создание и совершенствование работы учреждений социальной службы молодежи.
Наряду с социальными службами для молодежи, которые оказывают помощь молодой семье, в Российской Федерации сформировалась и совершенствуется государственная система социальной помощи семье и детям, которая решает большое число различных проблем: медико-социальных, психологических, социально-педагогических, социально-правовых, реабилитационных и других.
Конкретные шаги по созданию разветвленной системы социальной помощи семье сделаны с принятием Указа Президента РФ от 1 июня 1992 г. «О мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».
В последние годы в нашей стране возникли центры социальной реабилитации подростков, центры психологической помощи, центры планирования семьи, центры усыновления, опеки и попечительства, стала развиваться сеть «телефонов доверия», консультаций «Брак и семья», социальные приюты и гостиницы, создаются принципиально новые типы учреждений — территориальные центры социальной помощи семье и детям, оказывающие целый комплекс социальных услуг, в том числе и молодой семье.
В «Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» выдвинуто требование обеспечения гарантий в сфере труда и занятости молодежи, а равно членов молодой семьи и содействие их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурной перестройке экономики; организация служб занятости; создание системы переподготовки кадров; использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи и т.д.
Важным направлением улучшения стартовых возможностей молодых семей и повышения их экономической самостоятельности является предоставление им различных по формам и размерам кредитов.
Кредитование дает возможность, с одной стороны, значительно быстрее адаптироваться в целом в качественное воспроизводство трудового потенциала страны, а с другой — дифференцированнее подойти к запросам и нуждам молодых семей и удовлетворению их — в жилье, одежде, обустройстве, развитии интеллектуальных и других потребностей.
В настоящее время действующим законодательством предусмотрено несколько специальных банковских кредитов для молодежи и молодых семей. Кроме того, во втором разделе «Основных направлений государственной молодежной политики в РФ», где речь идет о государственной помощи молодым семьям, предлагается законодательно обеспечить порядок выкупа государством частично или полностью кредитных обязательств молодой семьи в зависимости от числа родившихся, усыновленных, взятых под опеку или на попечительство детей. Предлагается также установить льготный порядок получения молодыми семьями земли для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также землепользования.
Помимо мер социально-экономической и правовой защиты молодой семьи, государственная социальная политика предусматривает подготовку молодежи к браку, к семейной жизни.
Начальный период супружеской жизни чрезвычайно важен и сложен, особенно в период социально-экономических кризисов. Неподготовленность в большинстве случаев к семейной жизни, незнание ее этики и психологии создает дополнительные трудности в первые годы семейной жизни. Те знания, которые будущие супруги получают в школе, родительской семье, недостаточны. Все эти обстоятельства еще раз подтверждают необходимость продуманной системы подготовки к браку. Заметим, что в настоящее время наметились положительные тенденции в решении этой проблемы.
В«Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» министерствам и ведомствам всех уровней предложено разработать целевую программу «Молодая семья». Эти программы были приняты во многих регионах России на период до 2000 г. Они предусматривали, наряду с решением социально-экономических проблем молодой семьи, меры по охране материнства и здоровья детей и улучшению подготовки к браку. В настоящее время центры планирования семьи создаются как самостоятельные учреждения или на базе действующих лечебно-профилактических учреждений, как отделения территориальных центров социального здоровья семьи и детей. Направление работы Центра многоплановое: от информационного обеспечения населения в этой области до формирования у него, и особенно у молодежи, культуры сексуального и продуктивного поведения, применения контрацептивных методов и средств; приобретение знаний по профилактике венерических заболеваний и СПИДа, оказание медицинской помощи по вопросам профилактики абортов и т.д. Эти Центры дают знания будущим супругам и для создания прочной нравственно здоровой семьи, организуют родительский всеобуч по проблемам взаимоотношений супругов, родителей и детей, воспитанию детей.
Существовало и сегодня существует мнение, что идея помощи молодой семье противопоставляет ее отдельным слоям общества, создает молодежи тепличные условия за счет других групп населения. Но речь идет не о льготах, а о создании равных стартовых возможностей молодым семьям.
Стержень идеи помощи молодой семье — такое разумное сочетание льгот и возможностей, которые необходимы как для ее защиты, так для создания реальных условий экономической самостоятельности и развития семьи.
Социальная служба семьи. Причины негативных явлений в сфере семьи связаны сегодня не только с трудностями перехода к рыночной экономике. Во многом их истоки — в социальной политике, приоритеты которой по-прежнему исходят из упрощенного понимания социальной защищенности как гарантированного минимума материального достатка. Это направление социальной политики противоречит целям, которые стоят перед любым правовым, демократическим обществом, — максимально учитывать специфику положения и интересы каждого человека, каждой семьи, создавать им условия для достижения оптимального уровня благосостояния, гарантировать индивидуальную помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Практическая реализация социальной политики в России в новых условиях требует внедрения нетрадиционных технологий и механизмов. В области семейной политики необходимо добиться оптимального сочетания различных форм социальной поддержки семей, женщин и детей — прямых денежных выплат, различного рода льгот, возможностей для самообеспечения семьи с опорой на собственные силы, а также системы учреждений социального обслуживания семьи и детей. Эта система призвана обеспечить:
- оказание населению разнообразной социальной помощи (психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, реабилитационной, а также услуг по профилактике бедности и др.);
- развитие семейного предпринимательства;
- предоставление населению информации, необходимой для выхода из различных сложных ситуаций;
- изучение и прогнозирование социальных нужд.
Функционирование и развитие системы социального обслуживания населения способствует решению таких важных социальных задач, как повышение нравственного и воспитательного потенциала семьи; организация ее планирования; социальная реабилитация людей, допускающих асоциальное поведение, и детей с отклоняющимся поведением; профилактика правонарушений несовершеннолетних; социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями; поиск наиболее оптимальных решений проблем детей, лишившихся родителей и др.
Целенаправленная работа по созданию комплексной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей ведется на протяжении последних десяти лет, хотя отдельные элементы такой системы существовали и раньше. Действенным фактором активизации этой работы стал Указ Президента РФ от 1 июня 1993 г. «О мерах реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы», в котором органам исполнительной власти на местах рекомендовалось создавать и укреплять региональную сеть учреждений нового типа: центров социальной помощи семье и детям; психолого-педагогических консультаций; центров реабилитации детей-инвалидов; центров планирования семьи; центров усыновления, опеки и попечительства; социальных гостиниц, приютов и др.
Принимаются меры по научно-методическому обеспечению социальной службы помощи семье: силами ученых, специалистов различных отраслей социальной сферы, разработаны основные концептуальные подходы к решению проблем семейной политики, определены организационные основы и механизмы создания и деятельности сети практических учреждений социального обслуживания семьи и детей.
Для решения проблемы кадрового обеспечения системы социального обслуживания семьи и детей в 1991г. в системе высшего образования введена новая специальность — «Социальная работа», подготовку и переподготовку по которой осуществляют в настоящее время около пятидесяти вузов.
Усилия, предпринятые на федеральном уровне, в сочетании с активной работой во многих регионах местных органов исполнительной власти способствовали созданию в стране сети различных учреждений социального обслуживания семьи и детей. В настоящее время в России насчитывается около 500 таких учреждений. Большинство из них открыты в республиках, краевых и областных центрах, но практически отсутствуют они в малых городах и сельской местности.
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи по телефону и психолого-педагогической помощи семье и детям. Во многих регионах приоритет в последнее время отдается созданию региональных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры отличают многопрофильный характер деятельности и комплексность оказания услуг. Однако, слабо удовлетворяются потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями и крайне немногочисленны социально-реабилитационные центры для подростков с дефективным поведением, а также центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Сделаны только первые шаги по созданию социальных приютов для подростков и женщин с детьми.
Учреждения социального обслуживания семьи и детей имеют разную ведомственную подчиненность. Около 200 из них относятся к системе социальной защиты населения. Наиболее интенсивно сеть таких учреждений формируется в Республике Бурятия и Дагестане, Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской, Ленинградской, Орловской, Пермской, Тюменской областях.Заслуживает внимания практика предоставления социальных услуг семьям с детьми региональными центрами обслуживания населения (Вологодская, Воронежская, Новосибирская, Саратовская, Челябинская области). Вместе с тем, учреждения социального обслуживания семьи и детей не получили развития в Республике Марий-Эл, Северной Осетии, Республике Мордовии, Республике Саха (Якутия), Амурской, Курской, Костромской, Рязанской, Липецкой, Омской областях, Еврейской автономной области.
Наряду с органами социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей создают и комитеты по делам семьи и молодежи, органы народного образования, здравоохранения, внутренних дел. Практика показывает, что наилучшие результаты достигаются в тех случаях, когда развитие сети названных учреждений в каждой из отраслей социальной сферы сочетается с объединением их усилий, финансовых средств, единой нацеленностью на реализацию задач семейной политики.
В создании учреждений социального обслуживания семьи и детей все более активно принимают участие общественные и благотворительные организации, трудовые коллективы, предприниматели. Такое социальной партнерство позволяет сделать работу указанных учреждений более результативной, расширить их материальные, кадровые и финансовые возможности, сконцентрировать общественное мнение вокруг актуальных проблем социальной защиты и помощи малообеспеченным слоям населения.
Отмечая положительные тенденции в формировании системы учреждений социального обслуживания, необходимо подчеркнуть, что сделаны лишь первые шаги. Сеть таких учреждений остро нуждается в развитии и совершенствовании как с точки зрения действенности поддержки семей и детей, так и по своим характеристикам (численность, размещение, виды учреждений, структура управления и координация между отдельными звеньями).
Сдерживание процесса развития данных учреждений, повышения их роли в улучшении социального обслуживания семей обусловлено рядом причин, устранение которых позволит поднять эту работу на качественно иной уровень. В их числе отсутствие нормативно-правовой базы, нехватка специалистов, неопределенность в финансировании, недостаточность научно-методического обеспечения, слабость материальной базы.