Грэхэм (2002) предлагает вариант применения незападных духовных концепций в социальной работе на основе мировоззренческих концепций Африканского континента, в которых отражаются классические философские традиции стран Африки. Определенное влияние на их формирование также оказала борьба за гражданские права и независимость стран этого континент^ целью которой было объединение различных африканских мировоззренческих позиций представителей африканских народов, разобщенных в период рабства и колониализма. Подход Грэхэм, разработанный для работы с населением Африки, можно использовать и при работе с представителями этнических меньшинств. Философские концепции освобождения можно разделить на следующие три группы:
■ концепции, рассматривающие политические, социальные и культурные формы дискриминации, порожденные колониализмом, империализмом и расизмом;
■ концепции, анализирующие традиционные философские представления и идеалы, тормозящие развитие общества и культуры африканских народов;
|
|
■ концепции, критически анализирующие западные научные и философские представления, дискредитирующие жителей Африки.
В данной работе определяются и анализируются особенности африканской; идентичности, которая проявляет себя через культурные символы, ритуалы, произведения искусства, музыки и литературы. Это способствует пересмотр*, стереотипов по отношению к народам Африки. Данный подход определяет и утверждает особое место представлений африканских народов в общей парадигме социальной теории и практики. Выделяют следующие принципы афрн-кано-ориентированного мировоззрения:
■ все вещи взаимосвязаны (например, люди, животные и неживые объекты);
■ человек — существо духовное, он связан с другими людьми и со свони создателем;
■ индивиды не могут быть поняты вне их коллективной идентичности, которая, в частности, включает двухлинейную генеалогию (т.е. отцовски
материнскую семьи). Жизнь и опыт индивидов являются составной частью истории и взаимодействий их семьи и общины, поэтому общинность имеет большее значение, чем индивидуальность;
■ разум, тело и дух едины, равны и взаимосвязаны; они должны в равной
степени достигать состояния маат, в котором отражаются истина, спра
ведливость, гармония и порядок.
Маат выражается:
■ в универсальном поиске гармонии в нашей жизни;
■ в справедливости как центральном понятии практики;
■ в долге перед сообществом;
■ в личностной реализации, конкретизирующей универсальный порядок в нас самих.
Правильность и гармоничность естественного порядка вещей тесно связаны с социальной справедливостью. Отношения между людьми характеризуются взаимообменом и взаимопомощью: добро порождает добро. Взаимообмен обязателен для достижения справедливости, он является отражением нашей идеологии в действии и вызывает в людях добрые побуждения. Самореализация возможна через следование нравственным принципам заботы о других людях и действий на благо сообщества. Женская идентичность священна и неотделима от духовной жизни африканских сообществ; роль женщин в развитии морали и нравственности чрезвычайно важна. Идеал заботливой женщины реализуется в материнстве, а также в женщине-богине. Это духовный идеал, его достигают через приобретение соответствующего знания и развитие социального навыка.
|
|
Грэхэм по-своему комментирует эти представления об африканской культуре. По ее мнению, хотя в них утверждается ценность духовности, в то же время очевидна тенденция к «всеобщности дискурса», т.е. имеет место попытка свести традиции целого континента к одной культурологической концепции. Тем не менее панафриканское движение можно рассматривать как выражение борьбы за признание и переоценку ценностей культуры народов Африки в мировом масштабе, поскольку ранее господствовало пренебрежительное отношение к африканской культуре и идеалам. Идеализация культурных представлений является отражением этой борьбы.