Социологическое исследование и его виды

Социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки — обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов об работки и т. д.

Второй этап — сбор первичной социологической информации. Это собранные в различной форме необобщенные сведения — записи исследователя, выписки из документов, отдельные ответы опрашиваемых и т. д.

Третий этап — подготовка собранной в ходе социологического исследования (анкетного опроса, интервью, контент-анализа и т. д.) информации к обработке на ЭВМ, составление программы обработки, обработка на ЭВМ.

И наконец, заключительный этап — анализ обработанной ин формации, подготовка научного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций для заказчика, субъекта управления.

Вид социологического исследования предопределяется характером поставленных целей и задач, глубиной анализа социального процесса и т. д. Различают следующие основные виды социологического исследования: разведывательное (пилотажное) и описательное.

Разведывательное (или пилотажное, зондажное) исследование — простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути идет «обкатка» инструментария, т. е. методических документов — анкет, бланков, интервью, опросных листов, карточек наблюдений, карточек изучения документов и др. Программа такого исследования упрощена как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек. 74

Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Оно обычно проводится в том случае, когда объект анализа — относительно большая совокупность, отличающаяся разнообразными характеристиками, например, трудовой коллектив крупного предприятия, где работают люди раз ных профессий, пола, возраста, стажа работы и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: