В. 1. Понятие «умственно отсталый ребёнок»

ПСИХОЛОГИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ - одно из направлений детской специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей раннего, дошкольного и младшего школьного возрастов.

ЗАДАЧА ОЛИГОФРЕНОПСИХОЛОГИИ - определение своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно отсталых детей, выявление характерных для них недостатков и имеющихся положительных возможностей, обуславливающих развитие ребёнка и его способность социально адаптироваться. Олигофренопсихология непосредственно связана с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого ученика к интеграции в окружающую действительность.

Начиная с 18 века внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А. Бине, Э. Крепелин, Дж. Кеттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений.

С середины 19 в. вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлёк внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения.

В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врождённого психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего характера началось в нач. 20 в. и стало предметом широкого изучения не только в медицине, но и в дефектологии, возникшей в 20 гг. 20 века усилиями Л.С.Выготского и его последователей.

Изучение специфики у/о при олигофрении интенсивно велось в 50 – 70 гг. 20 века, прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалёв и др.

Важной вехой следует считать открытие в 1929 г. в Москве научно-практического института детских домов и специальных школ и создание при нём лаборатории специальной психологии, объединившей усилия молодых талантливых учёных. В их числе был Л.С.Выготский, оказавший большое влияние на развитие общей и специальной психологии в России. Им был сформулирован ряд важнейших теоретических положений:

- О системности строения психики человека, в свете которого нарушение одного из звеньев изменяет функционирование всей системы;

- об актуальной и ближайшей зонах развития ребёнка;

- об идентичности факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей;

- о первичных и вторичных отклонениях в развитии аномального ребёнка и об основных направлениях коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

- о коллективе как факторе развития ВПФ ребёнка;

- об изменении соотношения интеллекта и аффекта при умственной отсталости;

- о важности раннего коррекционно-педагогического воздействия на ребёнка с отклонениями в развитии.

Л.В. Занковым была написана 1-й в истории послереволюционной России книга, в которой были широко использованы материалы, добытые сотрудниками новой лаборатории. Это «Очерки психологии умственно отсталого ребёнка» (1935). В 1939 г. Л.В. Занковым опубликован 1-й учебник по психологии умственно отсталых детей для студентов педагогических ВУЗов пед. университетов, изданный под редакцией Л.С.Выготского и И.И.Данюшевского и сыгравший большую роль в становлении в России специальной психологии

В клинике ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ рассматривается как синдром ТОТАЛЬНОЙ РЕТАРДАЦИИ. В основе данной формы психического дизонтогенеза лежит недоразвитие всех сторон психики: (познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, личности, потребностно – мотивационной сферы и др.

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ.

Понятие УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ РЕБЁНОК, принятое в отечественной и в зарубежной дефектологии, относится к весьма разнообразным по составу массе детей (они составляют более 2 % от общей детской популяции), которых объединяет наличие ОРГАНИЧЕСКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГА, имеющего диффузный, т.е. широко распространённый как бы разлитой характер.

Морфологические изменения, хоть и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга, нарушая их строение и функции. Конечно и не исключены и такие случаи, когда диффузное, разлитое поражение коры головного мозга сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда захватывающими и подкорковые системы, что обуславливает возникновение у ребёнка многообразных, с различной степенью выраженности отклонений, проявляющихся во всей психической деятельности, преимущественно в мыслительной.

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫМ называют такого ребёнка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

В Международной классификации болезней (10 пересмотр) даётся следующее определение умственной отсталости: УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЕ ДЕТИ - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.

Понятие УМСТВЕННО ОТСТАЛЫЙ РЕБЁНОК включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых ОБЪЕДИНЯЕТ наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребёнка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Всё это обуславливает возникновение различных, с различной отчётливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко - в мыслительных процессах.

Преобладающее большинство у/о составляют те, у которых у/о-ть возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 – 3 лет). Это так называемые ДЕТИ – ОЛИГОФРЕНЫ (от греч. малоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелиным в начале 20 в. для обозначения группы аномалий развития, разнообразных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является ТОТАЛЬНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ.

Г.Е.Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы у/о и разработки критериев отграничения её от сходных состояний (в частности от слабовыраженных отклонений интеллектуального развития при ЗПР, при тяжёлых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга), определила ОСНОВНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ОЛИГОФРЕНИИ. К ним отнесла:

1) Преобладание интеллектуального дефекта;

2) отсутствие прогредиентности состояния.

Сходное определение даёт несколько позже и В.В.Ковалёв, определяя ОЛИГОФРЕНИЮ - как сборную группу различных по этиологии, патагенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, ОБЩИМ ПРИЗНАКОМ КОТОРЫХ является наличие врождённого или приобретённого в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ДЕФЕКТА существенно зависит от ТЯЖЕСТИ постигшей ребёнка вредности, от её преимущественной локализации, а также от ВРЕМЕНИ ПРИОБРЕТЕНИЯ. Чем в более ранние сроки ребёнка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются последствия. (так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребёнка минимален).

А) При ОБЩЕМ ПСИХИЧЕСКОМ НЕДОРАЗВИТИИ (ОЛИГОФРЕНИЯ).

Органическая недостаточность мозга носит РЕЗИДУАЛЬНЫЙ (остаточный), НЕПРОГРЕДИЕНТНЫЙ (не усугубляющийся), характер, что даёт основание для оптимистического прогноза относительно развития ребёнка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его ЦНС, прекращаются. Ребёнок способен к психическому развитию, которое однако осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети – олигофрены - преобладающий контингент учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах.

Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических функций, что отчётливо обнаруживается в сфере познавательной деятельности (особенно в плане словесно-логического мышления) и личностной сфере. При этом проявляется не просто отставание от нормы, но и глубокое своеобразие развития. У/О дети не могут быть приравнены к нормально развивающимся более младшего возраста.

Хотя развитие олигофренов осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими отклонениями от нормы, оно представляет собой ПОСТУПАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, вносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и в их личностную сферу. Этими изменениями обуславливается возможность социально-трудовой адаптации у/о-х выпускников, их интеграция в окружающее общество.

Б) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ, ВОЗНИКШАЯ В БОЛЕЕ ПОЗДНЕМ ВОЗРАСТЕ (ДЕМЕНЦИЯ).

При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительного протекавшего нормального развития ребёнка (после 3-х и более лет). ДЕМЕНЦИЯ представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, т.е. при деменции имеет место приобретённый после рождения интеллектуальный дефект. ДЕМЕНЦИЯ может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит НЕОБРАТИМЫЙ ХАРАКТЕР. При этом отмечается ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Структура интеллектуальной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познавательных функций.

ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ ДЕМЕНЦИИ являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстройства: дети часто не критичны, расторможены, эмоции их примитивны.

В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ деменция проявляется в виде утраты поздно приобретённых навыков. Например, если деменция возникает у ребёнка трёх лет, то, прежде всего, теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретённые навыки - ходьба и другие.

При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

ХАРАКТЕРНЫМ ПРИЗНАКОМ ДЕМЕНЦИИ является появление нецеленаправленного поведения, а также общая двигательная расторможенность, аффективная возбудимость, некритичность, иногда с преобладанием повышенного фона настроения. Таким образом, в отличие от олигофрении, при ДЕМЕНЦИИ имеет место диспропорция между степенью интеллектуальной недостаточности и нарушениями психической деятельности. СТРУКТУРА ДЕФЕКТА, в целом, отличается неравномерностью и мозаичностью.

При ДЕМЕНЦИИ чаще, чем при олигофрении, обнаруживаются локальные неврологические расстройства, изменения на ЭЭГ и отклонения, выявляемые с помощью других параклинических методов исследования

В отличие от олигофрении, при которой имеет место положительная эволютивная динамика, при деменции может наблюдаться ухудшение состояния.

В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕФЕКТА при олигофрении обусловлена явлениями недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры, в первую очередь - лобных и теменных отделов.

В соответствии с теоретическими положениями Л.С.Выготского следует различать у детей при олигофрении ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ и ВТОРИЧНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ. Характерными для у/ - х детей признаками неполноценности корковой деятельности являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и др.

Ряд отечественных исследователей (А.Р.Лурия, А.И.Мещеряков, В.И.Лубовский и др.), специально изучали особенности нейродинамики нервно-психических процессов при у/о. ОСНОВНОЙ ВЫВОД, который был сделан в этих работах, состоял в том, что при олигофрении, главным образом ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ИНЕРТНОСТЬ, плохая переключаемость психических процессов. Существенно также, что эта инертность не во всех секторах психики одинакова. В большей степени она проявляется в мыслительной сфере и в меньшей в сенсомоторике.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ИНЕРТНОСТИ обладает рядом ОСОБЕННОСТЕЙ:

1) Не происходит своевременная инволюция более ранних форм психического реагирования. Сами новообразования характеризуются неустойчивостью, наблюдаются выраженные регрессивные тенденции при возникновении трудностей возвращения к более ранним формам активности.

2) Явления патологической инертности задерживают формирование сложных психологических образований, построенных по иерархическому принципу. В психической организации олигофрена доминирует жёстко организованные системы связей, обладающие малой пластичностью и тенденцией к усложнению.

Г.Е.Сухаревой (1959) были сформулированы 2-а ОСНОВНЫХ КЛИНИКО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНА ОЛИГОФРЕНИИ:

1) ТОТАЛЬНОСТЬ нервно-психического недоразвития;

2) его ИЕРАРХИЧНОСТЬ.

Понятие ТОТАЛЬНОСТИ означает, что в состоянии недоразвития находятся все нервно-психические и в определённой мере даже соматические функции, начиная от врождённой несформированности ряда внутренних органов, недоразвития роста костной, мышечной и других систем, несформированности сенсорики и моторики, эмоций и кончая недоразвитием ВПФ, таких, как речь, мышление, формирование личности в целом.

ИЕРАРХИЧНОСТЬ нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.

В психической деятельности у/о-х детей обнаруживаются как ОБЩИЕ, так и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

- Под ОБЩИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ имеются в виду такие черты психики, которые присущи всем у/о ученикам, что и служит основанием для их объединением в единую категорию детей, отклоняющихся в развитии, и соответственно для направления их в специальную школу VIII вида. Так, всем у/о детям свойственны существенные отклонения в словесно-логическом мышлении, нарушения высших процессов памяти, произвольного внимания. С учётом этих общих психологических особенностей детей строится содержание учебных программ и учебников, разрабатываются специальные методики, и организуется фронтальная работа в класс.

- ОСОБЫЕ ЧЕРТЫ психики в значительной мере обусловлены своеобразием структуры дефекта, его принадлежностью к одной из 5-ти групп олигофрений, выделенных М.С.Певзнер. Так, встречаются школьники с резкими нарушениями поведения, с выраженными недостатками фонетико-фонематического слуха и др. Для каждой из таких групп учеников предусматриваются специальные упражнения, имеющие коррекционный характер, направленные на преодоление свойственных им недостатков.

- СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, которые их резко выделяют из среды одноклассников. Так ребёнок может крайне слабо ориентироваться в пространстве, что вызывает у него большие трудности при обучении письму, чтению, математике и другим предметам. Такой ребёнок особенно нуждается в индивидуальном подходе, без которого он не может усвоить учебную программу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: