Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (ЗПР) - одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с лёгкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и лёгких повреждений.
В центре внимания данного направления - выявление специфических черт, присущих онтогенезу детей данной категории, определение как характерных для них недостатков, так и ресурсов развития, обуславливающих компенсаторные возможности ребёнка.
ЗАДАЧИ:
1. Разработка принципов и методов раннего выявления
слабовыраженных отклонений;
2. Вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и
методов психологической коррекции;
3. Разработка психологических основ концепции предупреждения и
устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и
индивидуальными возможностями детей данной категории.
ЗПР - является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. В популяции учащихся младших классов число таких детей колеблется от 5 – 11 %.
Первой фундаментальной публикацией о таких детях была монография А.Штрауса и Л.Летинен «Психопатология и обучение ребёнка с повреждениями мозга», вышедшая в США в 1947 г., где впервые были описаны особенности таких детей.
Выделив детей, испытывающих трудности в обучении и изучив их истории развития, а также неврологический статус, Штраус и Летинен выявили у них наличие остаточных явлений слабо выраженных органических повреждений мозга на ранних этапах развития, которые, как можно было предположить, и являются причинами их трудностей. → они охарактеризовали этих детей как детей с минимальными повреждениями мозга - помимо трудностей в обучении у них отмечаются некоторые неадекватности в поведении (эмоциональные срывы, гиперактивность) и в то же время относительно высокие (в пределах нормы) показатели выполнения интеллектуальных тестов. НО! Поскольку не всегда имеются доказательства наличия органических повреждений мозга, чаще стал применяться термин «ДЕТИ СО СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ» (определение согласно С.Кирку). Термин «специфические» был предложен, чтобы подчеркнуть отличие этих детей от у/о, от детей с недостатками слуха, зрения, двигательной системы и от случаев первичных нарушений речевого развития.
Среди отечественных психологов корни в изучении данной проблемы в 50 г. в работы Г.Е.Сухаревой и др. отечественных психологов и психиатров.
В своём классическом варианте термин «ЗПР» был озвучен и предложен классиками отечественной дефектологии Т.А.Власовой и М.С. Певзнер в 60 – 70 годы. В этих работах термин совершенно справедливо звучал как «ВРЕМЕННАЯ ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» - тем самым декларировался тот факт, что через какой-то определённый срок эта задержка компенсируется, ребёнок догонит своих сверстников и его развитие войдёт в нормальное «русло». Т.е. введение этого подхода определило на долгие годы магистральный путь диагностики и коррекции огромного контингента детской популяции. Таким образом, - ЗПР понималась, как замедление темпа психического развития.
В дальнейшем этот подход получил своё развитие в также ставших классическими работах В.И.Лубовского, К.С. и В.В. Лебединских, У.В.Ульенковой и др. В Работах Г.Е.Сухаревой, Т.А.Власовой и М.С. Певзнер систематизированы основные варианты ЗПР.
Так, по определению В.В.Лебединского (2003), ПРИ ЗПР - речь идёт лишь о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. НО! - в отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом, В ОДНИХ СЛУЧАЯХ - на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко. В ДРУГИХ СЛУЧАЯХ, - наоборот, преобладает замедление развития интеллектуальной сферы.
Определение, применяемое в отечественной специальной психологии, характеризует ЗПР как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. ЗПР - временное нарушение, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребёнка.
ПРИЧИНЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К ЗПР
(по М.С.Певзнер и Т.А.Власовой):
1. Неблагоприятное течение беременности
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические соматические заболевания матери, начавшиеся ещё до
беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной
железы);
- токсикозы, особенно во 2-й половине беременности;
- токсоплазмоз;
- интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя,
никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов,
гормонов;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
2. Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при
использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия новорожденных и её угроза.
3. Социальные факторы:
- педагогическая запущенность в результате ограниченного
эмоционального контакта с ребёнком как на ранних этапах развития
(до 3-х лет), так и на более поздних возрастных этапах.
Дети с ЗПР составляют основной контингент специальных детских садов (групп), школ и классов для детей с ЗПР.
Расширение сети дошкольных учреждений для этих детей имеет особо важное значение: чем раньше начинается коррекционно-развивающая работа с ними, тем успешнее преодолевается их отставание в развитии.
ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ПРИ ЗПР:
Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4 – 5 лет, т.е. разница в 2 – 3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. При этом игровая деятельность у детей дошкольного возраста с ЗПР - тоже ещё недостаточно сформирована.
Характерными признаками ЗПР являются: ограниченный, не соответствующий возрасту ребёнка запас знаний и представлений об окружающей действительности, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приёму и переработке перцептивной информации.
Существенным проявлением ЗПР является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех её видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре. По ряду показателей актуального уровня развития дети с ЗПР оказываются часто близкими к у/о. НО! вместе с тем у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности.
Прежде чем описывать общие особенности, необходимо отметить, что состояние (уровень развития) характеризуется ГЕТЕРОГЕННОСТЬЮ и ГЕТЕРОХРОННОСТЬЮ. Это означает, что неравномерность проявления отставания в развитии прослеживается как в том, что у одного ребёнка может быть более выражено отставание в формировании одних функций или процессов, а у другого - других, так и в том, что одни функции формируются с большим опозданием, а другие - с меньшим, приближаясь к срокам формирования, наблюдаемым у нормально развивающегося ребёнка, или совпадая с ними. (Даже у нормально развивающихся детей не наблюдается полного единообразия и сходства по всем качественным и количественным параметрам. Нарушения же развития характеризуются ещё большим разнообразием и разнородностью).
У многих детей с ЗПР к началу школьного обучения имеет место несформированность ВПФ, таких как пространственный и предметный гнозис, праксис, фонематический анализ, динамический и кинестетический праксис, а также функции программирования на смысловом уровне и мнестической деятельности.
Учебная деятельность детей с ЗПР отличается ослабленностью регуляции деятельности во всех звеньях процесса учения: отсутствием достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманностью, импульсивностью и слабой ориентировкой в заданиях, приводящими к многочисленным ошибочным действиям; недостаточной целенаправленностью деятельности, отсутствием стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.
Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и повышенная утомляемость. Им присущи повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность. И наоборот, некоторым детям свойственны заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости и неполноценности от сознания своего дефекта.
У большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других ВПФ. Отличительным признаком также является недостаточность развития тонкой моторики. При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а также достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и расстройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет место недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем, в результате чего недостаточно хорошо понимают обращённую к ним речь. Эти дети, как правило, испытывают наибольшие трудности в усвоении навыков чтения и письма. У большинства детей с ЗПР является выраженное нарушение функций активного внимания (НР: недостаточная концентрация на существенных признаках). Рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребёнка. Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объём внимания, его фрагментарность, когда ребёнок в определённой обстановке воспринимает лишь отдельные части предъявляемой ему информации. Эти нарушения внимания могут задерживать процесс формирования понятий. Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т.е. у детей с гиперактивным поведением. У детей с ЗПР наблюдается большая продуктивность непроизвольного запоминания. Недостаточность произвольной памяти в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной её целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объясняются характерные нарушения поведения у данной категории детей.
Кроме того, в дошкольном возрасте у них чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наблюдается перекрёстная или невыраженная латеральность. По мнению некоторых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преобладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.