Адаптация – постоянный процесс активного приспособления ребенка к социальной среде.
Аккомодация (психол.) — пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает новые. Благодаря аккомодации происходит перестройка, модификация имеющихся схем (понятий) и выработка новых, усвоенных понятий.
Акме — дословно «вершина». В психологии акме — вершина развития, момент наибольшего расцвета человеческой личности.
Акмеология (греч. акте — высшая степень чего-либо, расцвет) — наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.
Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.
Анализ индивидуальных случаев – посредством комбинации интервью, наблюдений, формального тестирования и других средств получения информации исследователь пытается составить полное представление о неком индивиде.
Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которой чувственные наслаждения связаны с процессами выделения. Фиксация на анальной стадии развития в последующем может привести к формированию анального характера в двух своих формах; анальо-удерживающий тип, что находит свое выражение в таких чертах, как скупость, упрямство, запасливость, и аналъно-агрессивный тип, что находит свое выражение в импульсивности, несдержанности, враждебности, жесткости, агрессивности и даже садистической жестокости.
Ассимиляция — процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия — это сенсомо-торный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения).
Ассоциация – связь между психическими явлениями, при которой восприятие одного из них влечет за собой появление другого.
Базовое (или базальное) доверие — положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.
Биогенетический закон – закон, описывающий открытое немецкими естествоиспытателями Ф. Мюллером и Э. Геккелем соотношение между этапами внутриутробного развития ребенка и этапами развития биологического вида.
Биологический возраст — соответствие индивида определенному моменту жизни.
Близость (в понимании Э. Эриксона) — способность одного человека заботиться о другом и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя.
Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и выступающее источником его активности.
Возраст – категория психологии развития, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека (эпохи, ступени, периоды, фазы, стадии). Понятие возраста является выводным из конкретной теории развития и принципа его периодизации. Представление о возрасте в психологии имеет культурно-историческую обусловленность – возрастные интервалы и их содержание зависят от условий жизни человека, они различны для разных культур и обществ.
Возрастная психология – отрасль научной психологии, изучающая закономерности и динамику психического развития человека в пределах его индивидуальной жизни.
Высшие психические процессы — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К числу высших психических процессов относятся произвольная память, произвольное внимание, мышление, речь и др.
Высшие чувства — эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.
Гендерные роли — существующая в данной культуре модель полового поведения, определяемая системой традиций, стереотипов, предписаний, экспектаций, которую индивид должен усвоить и которой должен соответствовать.
Гендерные схемы — набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Генетический фактор — влияние на развитие ребенка процессов в организме, обусловленных унаследованным от родителей набором генов.
Генитальная стадия — четвертая стадия психосексуального развития (приходится на подростковый период и всю последующую взрослую жизнь человека), в течение которой формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения.
Генитальный характер — это символ идеального психического здоровья. Это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек, вносящий свой вклад в общество благодаря продуктивной деятельности.
Генетическая психология – направление в психологии, изучающее происхождение и развитие психических функций человека (мышления, эмоций, восприятия т др.) в онтогенезе. Наиболее видные представители генетической психологии П.П. Блонский, А. Валлон, Р. Заззо, Ж. Пиаже.
Гетерохронность - разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.
Госпитализм (франц. hospital - больница) - синдром патологии детского психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации. Общими признаками госпитализма являются: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д. В крайних формах госпитализм может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка (младенческие маразмы и т. п.), хроническому инфицированию, а иногда и к смерти малыша.
Групповые эксперименты – две или более группы участников помещаются в условия, отличающиеся друг от друга хотя бы одной независимой переменной. Если поведение испытуемых в сравниваемых группах отличается (что оценивается при помощи одной или более зависимых переменных), исследователи делают вывод, что различие было вызвано независимой переменной (переменными).
Гуманистическая психология – психологическое направление, признающее главным предметом исследования личность человека, рассматриваемую как уникальную целостную систему, стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту
Детерминизм – закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их фактов. Психологический детерминизм исходит из всеобщей причинной обусловленности психических явлений и состояний.
Детская психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении периода детства.
Детство – понятие культурантропологии и педагогики, обозначающее определенный и исторически изменчивый период жизни человека, существенными моментами которого являются освобождение детей от непосредственного участия в производительном труде взрослых и наличие специально конструируемых программ образования и развития.
Деятельность – фундаментальный способ общественного бытия человека в мире, состоящий в осознанном и целенаправленном преобразовании и мира, и себя в этом мире.
Деятельность ведущая – одна из категорий отечественной возрастной психологии, обозначающая основную форму активности ребенка на определенном этапе онтогенеза, внутри и на основе которой происходят главные изменения в его психическом развитии. В психологии развития ведущая деятельность рассматривается как форма совместной деятельности взрослого и ребенка, которая специально культивируется в определенный период детства для достижения целей развития. Понятие введено А.Н. Леонтьевым.
Деятельность игровая – ведущая деятельность в дошкольном детстве, существенными моментами которой являются воспроизведение деятельности и взаимоотношений взрослых в специально создаваемых (воображаемых) условиях. В игровой деятельности происходит развитие символических форм сознания, усвоение смысла и назначения социальных функций взрослых.
Деятельность трудовая – основная форма общественной жизни взрослого человека, связанная с созданием материальных и духовных ценностей.
Деятельность учебная – ведущая деятельность в школьные годы жизни человека. Основным содержанием учебной деятельности являются всеобщие способы мышления и теоретические формы сознания (научное, художественное, нравственное, правовое, религиозное). Цель учебной деятельности – обретение средств саморазвития. Наибольший вклад в создание теории учебной деятельности внесли В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин.
Доминанта — функциональная система, проявляющая себя в виде господствующего очага возбуждения, обусловливающая работу нервных центров в данный момент и придающая поведению определенную направленность. Доминанта суммирует и накапливает импульсы, поступающие в центральную нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный и целенаправленный характер поведения.
Жизненный сценарий — постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен совершить в будущем.
Зона ближайшего развития – масштаб и уровень трудности задач, решаемых ребенком только в сотрудничестве со взрослым. Понятие введено Л.С. Выготским в рамках решения проблемы соотношения обучения и развития.
Защитные механизмы — физиологические и психологические способы саморегуляции, снимающие избыточное психическое напряжение, защищающие человека от неприятных эмоций, искажающие или скрывающие импульсы, которые угрожают целостности личности.
Идеальная форма – понятие возрастной психологии, обозначающее инструментальный смысл культурных образцов, эталонов, идеалов, выработанных совокупным опытом человечества и содержащих в готовом виде формы мышления, деятельности, общения. Освоение индивидом идеальных форм приводит к становлению высших психических функций. Понятие введено Л.С. Выготским.
Идентификация – уподобление, отождествление с чем-либо или с кем-либо.
Индивидуальные эксперименты – один участник на определенное время помещается в условия непредвиденных обстоятельств, которые, по мнению исследователей, должны вызвать изменение его поведения.
Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.
Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности; проявляется в самоопределении, самостоянии, самосовершенствовании.
Историзм – объяснительный принцип в психологии развития, определяющий необходимость рассмотрения субъективной реальности человека в контексте возникновения, становления, преобразования, функционирования и угасания его фундаментальных способностей быть человеком.
Игра - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Интеллект - это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации; обобщенная характеристика умственных способностей человека.
Интериоризация (лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Корреляция – статистический анализ, используемый для определения степени совместного изменения (увеличения или уменьшения) значений двух переменных.
Кризис – резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.
Кризис возрастной – относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; знаменует собой распад ставшей системы связей и отношений человека с другими людьми и складывание новой основы для новой формы жизнедеятельности; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека. В понятийный строй возрастной психологии введено П.П. Блонским.
Кризис индивидуальной жизни – остановка и кардинальное переосмысление текущей жизнедеятельности; переоценка ценностей и переопределение целей, ориентиров и способов бытия в сложившемся образе жизни; всегда имеет экстраординарный – личный характер.
Кризис трехлетнего возраста — этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кординальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в осознании своей самости, зарождении самосознания, появлении чувства «Я» как системного новообразования.
Культурно-историческая концепция – теория психического развития человека, разработанная Л.С. Выготским; ее основу составляет представление о культурной обусловленности развития психики человека, о превращении натуральных форм психического в культурные (высшие) психические функции. Основным механизмом формирования культурных форм психики человека является интериоризация.
Кросскультурный метод (англ. cross - перекрестный) — исследования однородных психических явлений, проводимые среди представителей различных культур (этнических групп) с целью установления влияния культуры на эти явления.
Кумулятивность развития - накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Латентный период (по 3. Фрейду) - внутри четырех стадий психосексуального развития 3. Фрейд выделял так называемый латентный период, приходящийся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.
Либидо (лат. libido — желание, влечение) - психическая энергия, лежащая в основе основных влечений человека (сексуальных и влечения к жизни).
Личность – человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей, в пространстве культуры и времени истории; способ бытия человека в мире.
Лонгитюдное исследование - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека.
Лонгитюдный метод - методология проведения экспериментального исследования закономерностей изменения психологических, физиологических и др. характеристик за определенный промежуток времени, построенная на длительном изучении одной и той же выборки обследуемых.
Метод возрастных срезов - методология проведения экспериментального исследования динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени, построенная на одномоментном обследовании лиц, принадлежащих к различным возрастным группам.
Метод поперечных срезов - методология проведения экспериментального исследования динамики психологических, физиологических и др. характеристик людей, как правило, занимающихся одной и той же деятельностью, на основе обследования несвязанных между собой групп людей, находящихся на различных временных отрезках деятельности.
Методы исследования развития - изменения в развитии можно оценить при помощи лонгитюда, метода поперечных срезов или когортно-последовательного (комбинированного) метода. Первые два обладают как сильными, так и слабыми сторонами; последний – объединяет первые два в попытке избавиться от их недостатков наглядно-действенное мышление — особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
Неравномерность - неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.
Онтогенез – процесс развития индивидуального организма. Это временная дистанция длиной в человеческую жизнь: она начинается с момента зачатия и завершается концом жизни.
Операция — в концепции Ж. Пиаже это «обратимое умственное действие», иными словами, это интериоризированное предметное действие, ставшее обратимым.
Опрос – используя опросники или интервью, исследователи задают объективные вопросы о прошлых и настоящих установках и поведении испытуемых.
Педология – комплексная наука о ребенке, имеющая практико-ориентированный характер и ставящая задачу всестороннего изучения ребенка и составления целостного представления о его жизни и психическом развитии.
Полевое наблюдение – исследователи проникают в повседневные условия и производят систематическое наблюдение и запись поведения, занимая максимально пассивную, не включенную позицию.
Присвоение – категория марксистской возрастной психологии, обозначающая главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человечества. Механизм присвоения уже существующего опыта не объясняет процессов порождения беспрецедентного опыта, элиминирует момент творчества в развитии человеческой субъективности.
Предметная деятельность - это целенаправленная форма активности ребенка, в основе которой лежит его познавательная потребность, а основным ее содержанием является овладение объектом как предметом культуры, в котором аккумулирован общественно-исторический опыт данного сообщества.
Предметные действия (схема действия) — в концепции Ж. Пиаже это любое действие, совершаемое ребенком: слежение глазами за объектами, поворот головы, ощупывание, схватывание и т. п. Предметное действие - «это то наиболее общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных обстоятельствах» (Л. Ф. Обухова). На основе действий формируются новые умственные структуры.
Представление о сохранении - в концепции Ж. Пиаже выступает в качестве критерия возникновения логических операций. Оно характеризует понимание принципа сохранения количества вещества при изменении формы предмета. Представление о сохранении развивается у ребенка при условии ослабления эгоцентризма мышления, что позволяет ему открыть для себя точки зрения других людей и находить в них то общее, что есть в них. Вследствие этого детские представления, бывшие для него ранее абсолютными (например, большие вещи он всегда считает тяжелыми, а маленькие - легкими), теперь становятся относительными (камешек представляется легким ребенку, но оказывается тяжелым для воды).
Психосоциальное развитие - развитие природных возможностей человеческой психики в общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом; развитие сознания и самосознания в процессе взаимодействия с окружающей социальной средой, обучение и воспитание, овладение социальными способами взаимодействия (вербальными и невербальными средствами общения).
Психология развития - изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.
Психологическое тестирование – индивид получает набор вопросов и проблем, предназначенных для оценки его интеллектуальных или личностных черт.
Развитие – универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном их изменении; всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состава или структуры.
Развитие возрастное – необратимое, направленное и закономерное изменение человека во времени его жизни, фиксирующее нормативно определенные, общие для отдельных индивидов этапы и особенности становления физических, психических, социальных свойств и качеств.
Развитие индивидуальное – неповторимый путь становления человека как культурно-исторического субъекта, как универсального существа; проявляется в следовании человека уникальным индивидуально-личностным нормам само-бытия в мире.
Развитие и обучение – центральная проблема возрастной и педагогической психологии, фиксирующая реальность взаимодействий и спонтанных органических изменений в становлении психологических структур и способностей человека.
Развитие социальное – процесс социализации человека, освоение им социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия.
Развитие физическое – закономерное изменение во времени телесных свойств и качеств человека, связанное с созреванием и преобразованием структур и систем его организма.
Развития движущие силы – понятие, отвечающее на вопрос, как происходит (осуществляется) процесс развития; включает в себя определения его источников, противоречий и механизмов.
Развития механизмы – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития. В психологической антропологии основными механизмами развития субъективности являются подражание как следование формам поведения другого (ее «удвоение») и рефлексия как механизм «раздвоения» – осознания и фиксации данной формы поведения в качестве своей собственной.
Развития новообразования – понятие, обозначающее принципиально новое в психическом развитии, появляющееся на определенном его этапе. Введено Л.С. Выготским в качестве критерия разделения онтогенеза на отдельные стадии и периоды.
Развития периодизация – закономерная смена форм событийной общности людей, нормативно определяющая содержание и границы отдельных ступеней, периодов и стадий развития субъективной реальности и саморазвития человека в онтегенезе.
Развития психология – отрасль психологии, изучающая закономерности становления субъективной реальности в онтогенезе.
Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; различают – полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и транцендирующую рефлексию.
Сенситивность возрастная - оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.
Сенситивный период - оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов и свойств.
Сознание – интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться к ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме бессознательного, наличного сознания, самосознания и рефлексивного сознания разного уровня.
Сенсомоторный интеллект - в концепции Ж. Пиаже первая стадия в развитии интеллекта от рождения до 2 лет. Мыслительные операции предстают сначала в виде элементарных действий с конкретными предметами (схем действий), затем они интегрируются с другими действиями и в ходе последующего развития интериоризируются, что ведет к возникновению собственно мыслительных операций.
Среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Стадия конкретных операций - одна из стадий развития мышления у детей, предложенная Ж. Пиаже. Ее главная особенность заключается в том, что в это время умственные операции становятся обратимыми.
Субъект – человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
Субъективность – базовая категория психологии человека, определяющая общий принцип существования человеческой реальности, непосредственного само-бытия человека; как форма бытия и способ организации человеческой реальности, субъективность обнаруживает себя в способности человека встать в практическое (преобразующее) отношение к собственной жизнедеятельности, находит свое высшее выражение в рефлексии.
Субъектность – социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека; как самость – субъектность есть очевидная и конкретно данная форма само-действия человека.
Сюжетно-ролевая игра (у детей) — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.
Труд - фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Филогенез - процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Эгоцентризм мышления - это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий. Собственная точка зрения абсолютна, что не позволяет понять возможность существования других, противоположных точек зрения.
Эмоциональная депривация (лат. deprivatio - лишение) - продолжительное более или менее полное лишение человека эмоциональных впечатлений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - Москва: Из-во Академический проект, 2000.
2. Ермолаева Марина Валерьевна / Психология развития. Учеб.пособие для студ. вузов. – Москва: Из-во Москов.социал. ин-та, 2006.
3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия: учеб. пособие для вузов / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. - 6-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 624 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007.
5. Возрастная психология: Феноменология развития: учеб. пособие для вузов /Сост. В.С. Мухина,.- 11-е изд., - стер. - Москва: Академия, 2007.
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: логические схемы. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 256 с.
7. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. - 349 с.