Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же.
Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Понятие выступает единицей анализа зрелого мышения. Оно является основным целевым ориентиром проблемного мыслительного процесса. Синтез понятий в крупные структуры, собирающие всю полноту данных об исходном объекте символически обозначается как “пирамида, “веер”, “расширяющаяся спираль”.
Продуктивность мышления выявляется при анализе понятий и их видов на интуитивном уровне в виде быстрых, свернутых, слитых операций и на “внешнем” (дискурсивном) уровне в виде развернутой речевой формы, осознанности, результативности подготовительных и завершающих шагов.
|
|
Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, "все растения имеют корни"), частными, одиночными.
Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: "когда Ивановой исполнилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России", "когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России" и т. д. Следовательно, "все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России".
Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, т. е. предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.
Мышление, как известно, - обобщенное отражение действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Мышление может быть образным - на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление- мышление речевое. Язык, речь - материальная оболочка мысли. Только в речевой - устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим.
|
|
Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности.
К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.
Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой. Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.
Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.
Гибкость мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.
Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.
Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все "за" и "против". Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности их мышления.
К установкам, пределяющим целостную мыслительную деятельность в ее типичном протекании, относят: установку на понимание, установку на интерпретацию. Установку на коммуникацию, рефлексивную установку, творческую установку, установку на остроумие.
М.А. Хододная разработала наиболее полную модель структуры интеллекта. Она включает четыре наиболее общих компонента: конвергентную способность, креативность, обучаемость познавательный стиль. Типологии мыслителей разрабатываются исследователями на основании следующих показателей:
- по предпочитаемым объектам мышления;
- по преобладающим содержаниям – процессам - продуктам мышления;
- по доминирующим источникам знания;
- по уровню творчества;
- по масштабу общезначимых интеллектуальных достижений;
- по характеру интеллектуальных влияний на других
Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.