Связь детской психологии с другими науками

Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии определенных, предельно общих представлений о том, что такое человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает философия. Необходимо напомнить, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она выделилась в самостоятельную область знания и сама разделилась на множество отдельных дисциплин. Но все же каждый ученый, пытающийся изучать человека, хочет он того или нет, обязательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому философия, или философская антропология, является фундаментом психологии вообще и детской психологии в частности. В то же время вопросы, связанные с происхождением сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философов, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные современные философы (В. В. Ильенков, Ф. Т. Михайлов, А. С. Арсеньев и другие) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои философские концепции. Поэтому можно сказать, что детская психология, с одной стороны, опирается на философию, а с другой — дает ей эмпирический материал.

Человек развивается не только в своей индивидуальной жизни, но и в процессе всей истории человечества. Психология современного человека коренным образом отличается от психологии человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества занимаются другие науки — история, культурология, антропология. Детскую психологию интересует индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в определенной историко-культурной ситуации. Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит развитие ребенка, совершенно необходимо детскому психологу. Вместе с тем онтогенетическое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности.

Развитие происходит не только в детстве, но и на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные изменения: появление новых потребностей и новых форм деятельности. Общие закономерности развития человека на протяжении всей его жизни составляют предмет особой научной дисциплины — психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психологии имеют много общего, поскольку наиболее интенсивно психическое развитие происходит в первые годы жизни. Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии, которая в свою очередь использует общие закономерности психического развития. Но детская психология ограничивается возрастом от рождения до 7 лет и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком в этот период.

Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, психические процессы, личность и др., стало возможным благодаря тому, что они были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика зрелого человека очень сложна, в ней одновременно существует в свернутом, сжатом виде множество процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно, без обращения к их генезису. Изучение ребенка в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: здесь все только начинается, и все процессы зарождения новых форм деятельности, сознания, мышления можно проследить в развернутом виде. Поэтому детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека. В то же время детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология и педагогика.

Предметом педагогической психологии является разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей.

Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии. Поэтому детская и педагогическая психологии являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных вопросов, касающихся обучения и воспитания детей. Представления о возрастных особенностях детей совершенно необходимы для практической работы с детьми.

Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов каждого ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Это помогает воспитателю устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в их психическом развитии, выбирать адекватные для них формы общения и обучения. В последнее время в нашей стране все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с трудными детьми и их родителями. Главной и необходимой основой этой профессии является знание детской психологии.

Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, диагностировать отклонения в психическом развитии отдельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

• Детская психология — это наука, изучающая особенности психической жизни ребенка и закономерности психического развития в детском возрасте. Детство — период наиболее интенсивного развития человека.

• Это развитие осуществляется в виде качественных преобразований в психике ребенка, как смена различных своеобразных возрастных этапов психической жизни, каждый из которых имеет свои специфические особенности. В отличие от этого рост ребенка является процессом количественных накоплений.

• Психическое развитие ребенка осуществляется другим путем, чем развитие животных. Оно происходит не как развертывание врожденных биологических задатков и не как накопление индивидуального опыта, а через присвоение культурно-исторического опыта и через превращение общественных ценностей и норм деятельности в собственные, индивидуальные способности ребенка.

• Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами. С одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психологию развития и общую психологию и дает эмпирический материал для них, с другой — является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практической психологии.

1. Что изучает детская психология и каков ее главный предмет?

2. Что дает ребенку природа? В чем главное отличие человеческого мозга от мозга животных?

3. Чем отличается развитие ребенка от его роста?

4. Каково главное условие человеческого развития?

5. В чем специфика развития ребенка в отличие от детенышей животных?

6. С какими науками связана детская психология? Что дает ей философия, психология развития и общая психология?

7. Зачем воспитателю и практическому психологу нужно знать детскую психологию?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: