Детская психология — наука о психическом развитии ребенка

Основная трудность в изучении психической жизни маленьких детей заключается в том, что эта жизнь постоянно меняется. Ребенок непрерывно растет и развивается — чем он младше, тем более интенсивно происходит развитие. Важно различить понятия «рост» и «развитие». Рост — это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции. Увеличивается вес ребенка, его рост, он научается все лучше действовать с предметами, все лучше говорить, ходить и т. д. Это явления роста, т. е. количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, т. е. к увеличению и усилению того, что в нем есть изначально, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками, а сегодня тянется к ним и постоянно требует их от взрослого. Или раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т. е. изменилась структура психических процессов. Развитие характеризуется неравномерностью возникновения разных структур, когда одни из них «отстают», а другие «забегают вперед».

Детство — период самого интенсивного человеческого развития. Ни в каком другом возрасте человек не приобретает так много, как в раннем и дошкольном детстве. За первые 5—6 лет он превращается из беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера и взглядами на жизнь. Быстрота успехов и скорость появления новых способностей не сравнимы ни с каким другим периодом жизни. Постоянное движение ребенка вперед, появление все новых форм его самостоятельности и самодеятельности дают факты, характеризующие детское развитие. Этими фактами и оперирует детская психология.

Несмотря на различия, которые безусловно существуют между детьми одного возраста, каждый этап детства имеет свои специфические особенности. Например, в 3—4 мес все младенцы радуются взрослому, около года дети предпочитают играть с игрушками, около двух лет начинают говорить и т. д. Эти изменения носят не случайный, а закономерный характер. Если у того или иного ребенка они происходят иначе, можно говорить об отклонениях в психическом развитии: отставании, опережении или деформации, которые всегда имеют свои причины.

Все дети в своем развитии проходят определенные стадии, или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее главная задача — описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе. Поэтому детская психология является составной частью возрастной психологии, т. е. науки, изучающей возрастные закономерности психического развития человека. Но если возрастная психология охватывает все этапы жизни, включая юность, зрелость и старость, то детская занимается только ранними возрастами от (0 до 7 лет), когда развитие происходит наиболее быстро и интенсивно. Чем же определяется это развитие? Главный вопрос, который здесь возникает, — это вопрос об относительной роли природных свойств организма и социальных условий воспитания ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: