Кризис рождения

В настоящее время происходят горячие дискуссии по поводу психической жизни ребенка в утробе матери. Некоторые врачи и психологи приписывают еще не родившемуся ребенку вполне сознательные человеческие переживания. Появилось даже специальное направление — пренатальная педагогика, задача которой состоит в организации наиболее полезных для внутриутробного психического развития внешних воздействий. Предполагается, что впечатления и переживания матери отражаются на развитии психики младенца. Сейчас трудно говорить о правомерности этих предположений, поскольку никаких четких научных подтверждений эти предположения не получили. И хотя говорить о сознательных переживаниях эмбриона трудно, элементарная чувствительность у еще не родившегося ребенка несомненно есть. Он чувствителен к вестибулярным раздражителям — при движениях матери, которые как бы укачивают его, он замирает и перестает двигаться, а в состоянии покоя возобновляет движения ручками и ножками. У него есть элементарная зрительная чувствительность. Слуховой аппарат ребенка также функционирует задолго до того, как он появляется на свет. Еще в утробе он слышит все звуки материнского голоса, улавливает биение сердца матери, реагирует на звуки, приходящие извне. Но вся эта достаточно богатая чувствительность как бы преломляется через тело матери. В материнском лоне малыш надежно защищен от всех резких и сильных воздействий внешнего мира. Эти воздействия приходят к нему смягченными, как бы укрощенными, прошедшими через мягкий экран материнского живота. И вот в один прекрасный момент все резко меняется. Фактически мгновенно, без всякого перехода привычный и безопасный мир рушится, выталкивает его и бурный поток сильных, острых и незнакомых ощущений обрушивается на ребенка.

Вот как драматично описывает момент рождения Е. В. Субботский: «“Тюрьма”, доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила давит так, что смерть кажется неминуемой... Страдание и боль достигают вершины. И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше “тюрьмы”, нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, головы, ничто не поддерживает его... Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, — разве все это не говорит, не кричит нам: “Не трогай меня, не трогай меня!” — и в то же время: “Не бросай меня, не бросай меня!”» «Вы говорите ада не существует? Но он есть, и не там, не за порогом жизни, а в ее начале. Что, если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? “Такое и в страшном сне не приснится”, — скажете вы. И тем не менее не то же ли испытывает ребенок впервые увидевший свет?».

Конечно, в этом художественном описании страдания новорожденного излишне драматизированы и психологизированы. Но доля правды в нем есть. Рождение — всегда резкий переход к новому, поэтому этот момент и весь следующий за ним период новорожденности являются кризисным, переходным периодом. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. До рождения ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое главное из них — первый вдох.

Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к недостатку кислорода. Но природа предусмотрела специальное устройство, чтобы избежать этого. Малыш, рождаясь, получает кислород сразу по двум каналам — через пуповину и через легкие. После рождения пуповина продолжает «работать» в течение 4—5 мин. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца. В первые минуты кровеносная система младенца готовится к тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабженный кислородом через пуповину, он начинает дышать. Конечно, первый вздох — это всегда ожог. Но после первого крика дыхание обычно устанавливается, становится чаще, свободнее, глубже. Постепенно пуповина перестает биться (она отслужила свое), теперь ее можно отрезать.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически теряет мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца — все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот мир не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры. Между тем в отечественных роддомах новорожденный обычно отделяется от матери. Это объясняется чисто физиологическими причинами: матери нужен отдых после родов, молоко еще «не пришло», ребенок еще слаб и сам сосать не может, его лучше искусственно подкармливать и защищать от инфекций и лишних впечатлений. Но помимо этих физиологических причин есть психологическая связь матери и младенца, которую нельзя прерывать в этот самый первый момент их совместной жизни. В последнее время многие родильные дома в нашей стране и за рубежом не разлучают младенца с матерью, и с первых мгновений своей жизни малыша встречают мягкие, нежные руки, знакомый голос, тепло родного тела. На животе и на руках матери все пригнано к ребенку, все ждет его, именно здесь его первое место в этом мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: