Представления о психологии младенца

Часть детской психологии, которая занимается изучением детей первого года жизни (психология младенчества), еще очень молода и по существу сама находится в состоянии младенчества. До начала XX в. знания психологов о младенце ограничивались житейскими наблюдениями, были разрозненны и весьма немногочисленны. Одна из причин этого положения заключается в отношении к младенцу как к будущему, но не настоящему человеку, как к существу, дозревающему вне утробы матери и ведущему скорее растительную, чем психическую, жизнь. Такое отношение складывалось веками и тысячелетиями. Оно выражалось в стремлении обеспечить младенцу главным образом условия физического роста: питание, тепло, длительный сон. Поэтому во многих странах получили распространение приемы обездвиживания грудных детей различными свивальниками или тугими пеленками, продления их сна в колыбели и даже опаивания специальными растворами, вплоть до макового, как это было принято в Швейцарии еще два столетия назад. Естественно, такое отношение не способствовало пробуждению научного и общественного интереса к психической жизни младенца. Другая веская причина относительного отставания психологии младенчества связана с методическими трудностями исследования психики детей первого года жизни. К детям этого возраста нельзя применить большинство приемов, наиболее часто используемых для более старших возрастов. Они не понимают речи, не могут произвольно регулировать свои движения, репертуар их самостоятельных действий весьма ограничен и однообразен. В настоящее время благодаря развитию видеотехники и различных измерительных приборов стала возможной фиксация тонких движений младенца, его реакций на окружающее, его эмоций и т. д. Все это способствовало получению новых, и порой неожиданных фактов о психической жизни маленьких детей и бурному росту психологии младенчества. Однако эти факты всегда интерпретировались в контексте какого-либо определенного научного подхода. В настоящее время существует несколько принципиально разных подходов к пониманию и изучению особенностей психической жизни младенца.

Весьма распространенной, в особенности в американской психологии, является традиция рассмотрения младенца как чисто натурального существа, психическая жизнь которого состоит из реакций на окружающий мир. Соответственно предметом исследования в русле этого направления является поведение младенца и его реакции на разного рода стимуляцию. Поведенческое (бихевиористское) изучение младенцев основывается на понимании младенца как природного существа, которое приспосабливается путем научения к условиям своей индивидуальной жизни. Наличие или отсутствие физического подкрепления определяет закрепление или угасание определенных форм поведения.

Необихевиористское изучение младенца вводит принцип «социального обусловливания» и «социального научения». Крупнейшими представителями необихевиористского подхода в психологии младенчества являются Т. Бауер, Р. Сирс, В. Штерн, Л. Лиспит и другие. В исследованиях этого направления развитие ребенка понимается не как индивидуальное приспособление младенца к физическому миру, а как социальное научение, в котором ребенок реагирует главным образом на подкрепление или порицание взрослых людей (социальное подкрепление). Ребенок научается приемлемым для взрослого приемам поведения при подкреплении желательных и отторжении нежелательных действий. Однако замена простого научения на социальное не меняет самого взгляда на младенца как на существо, которое только реагирует на внешний мир и приспосабливается к нему. Вместе с тем важнейшим достоинством этого направления психологии младенчества является четкость в постановке задач исследования и накопление огромного фактического материала о возможностях ребенка первого года жизни.

Широкое распространение в психологии младенчества получил подход Ж. Пиаже, который характеризовал первый год жизни ребенка с точки зрения развития его интеллекта. Ум, пока не тронутый социальными влияниями, живет по естественным, индивидуальным законам, поэтому он является аутическим и эгоцентрическим, т. е. направленным на себя и на собственное удовольствие. Развитие интеллекта происходит благодаря процессам ассимиляции и аккомодации. На первом году жизни эти процессы еще не отдифференцированы друг от друга. Это выражается, в частности, в том, что младенец не отличает своих собственных действий от внешних, не зависящих от него событий и свои части тела (руки и ноги) рассматривает так же, как другие объекты. Младенец еще не осознает своего присутствия в мире и самого себя как причину собственных действий. Это исходное состояние недифференцированности самого себя и объектов внешнего мира получило название эгоцентризма.

В центр развития младенца Ж. Пиаже ставил развитие когнитивных процессов: способность создавать представление о реальной действительности, понимать постоянство (инвариантность) объектов, несмотря на изменчивость их внешней формы, способность устанавливать элементарные причинно-следственные связи и т. д. Авторитет Ж. Пиаже как выдающегося детского психолога привел к неоправданной абсолютизации этой когнитивистской позиции в отношении ребенка первого года жизни. Младенец многими психологами рассматривается как воспринимающее и анализирующее внешние объекты существо. При этом аффективная и мотивационная сферы ребенка остаются без внимания исследователей.

Эти сферы явились предметом пристального изучения психологов психоаналитического направления, которые внесли важнейший вклад в изучение младенчества (Р. Спиц, Дж. Данн, Дж. Боулби, М. Эйсворт и другие). В центре внимания этих исследователей находятся связи матери и ребенка. Жизненная важность этих связей стала очевидной в период второй мировой войны, когда множество детей уже с младенческого возраста были разлучены со своими матерями и помещены в различные детские приюты и дома ребенка. Несмотря на нормальное питание и хорошее медицинское обслуживание, которые обеспечивались в этих заведениях, дети в них заболевали какой-то странной болезнью. Они теряли аппетит, жизнерадостность, переставали двигаться, их единственным занятием становилось сосание пальца или манипуляции с гениталиями. При этом взгляд ребенка был бессмысленно устремлен в одну точку, а тело ритмично раскачивалось. Жизнь постепенно угасала, и нередко такие дети умирали, не достигнув года. Психологи поняли, что все эти симптомы связаны с дефицитом общения со взрослым. Ребенку недостаточно удовлетворять свои органические потребности (есть, пить, спать). Ему необходимо постоянно ощущать близкого взрослого — видеть его улыбку, слышать его голос, чувствовать его тепло. Именно эти «лекарства» помогали вылечить больных детей. Болезнь, возникающую у маленьких детей при дефиците общения, назвали «госпитализмом». Психологи психоаналитического направления впервые обратили внимание на тот факт, что при дефиците общения со взрослым психическое развитие ребенка резко замедляется и искажается. Они показали, что общение с матерью является совершенно необходимым условием его физического выживания и психического развития. Однако само общение в рамках этого направления рассматривалось как реализация врожденных инстинктов или либидонозных тенденций. Младенец рассматривался как чисто природное, натуральное существо, которое в дальнейшем постепенно социализируется. Связь с матерью обеспечивает ему защиту, безопасность, эмоциональный комфорт и удовлетворение всех его потребностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: