Реакция спроса на динамику цены проявляется постоянно, однако степень этой зависимости может быть различной. Для количественного определения данной взаимосвязи используется категория эластичности.
Эластичность - это понятие, характеризующее наличие взаимосвязи двух величин. Оно отражает степень реакции одной величины в ответ на изменение другой. |
По своей природе категория «эластичность спроса» отражает реакцию потребителя на изменение рыночной ситуации. Согласно подходу неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается с позиции изменения двух ведущих факторов - цены продаваемого блага и дохода потребителя. В связи с этим используются два понятия: «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу».
Оба понятия выражаются показателями степени чувствительности спроса по отношению к изменению цены и уровня получаемого дохода. Показатели определяются следующими соотношениями:
и
В экономической теории используются различные методы измерения данных показателей (схема 6).
Схема 6
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛАСТИЧНОСТИ | |||
Дуговая эластичность (arc elasticity) | |||
Приблизительная мера реакции спроса (или предложения) на изменение цены, дохода и т.д. Математическое выражение дуговой эластичности: * где Ро - исходная цена, Qo- исходный объем спроса, R - новая цена, Q1 - новый объем спроса. Показатель дуговой эластичности отражает среднюю величину эластичности для определенного отрезка графика спроса. Показатель дает только приблизительное представление о степени реакции со стороны спроса (или предложения) на определенное значение цены | |||
Окончание схемы 6
Точечная эластичность (point elasticity | |
Точная мера реакции спроса (или предложения) на изменение цен, доходов и т.д. Данный показатель применяется к отдельной точке, находящейся на кривой. Расчет эластичности производится путем измерения наклона касательной к кривой спроса в определенной точке Если приращение цены очень мало, то приращение объема, измеренное по касательной, приближается к фактическому. Формула точечной эластичности: |
Экономическая теория использует также такой показатель реакции со стороны спроса (или предложения), как «перекрестная эластичность». Данная категория связана с тем, что спрос (или предложение) может изменяться в связи с переменами цен на другие товары.
Понятие «перекрестная эластичность» выражает отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению цены некоторого другого товара. Формула средней точки для перекрестной эластичности спроса выглядит так же, как формула средней точки для эластичности спроса по цене, с той лишь разницей, что числитель в данном случае показывает процентное изменение величины спроса на один товар, а знаменатель - процентное изменение цены некоторого другого товара.
Итоговый обзор всех вариантов видов и методов расчета показателей приведен на схеме 7
Схема 7 |
Основываясь на принципах моделирования, неоклассическая теория рассматривает пять вариантов (моделей) эластичности спроса по цене (выбирая их из бесконечного множества возможных случаев; см. схему 8):
Схема 8
1 В характеристике модели поведения покупателей мы условно выбираем их реакцию на снижение цены, в то время как в модели, показывающей реакцию производителей (тема 5), в качестве варианта приводится случай повышения цены. Выбор варианта связан с естественными предпочтениями покупателей и производителей.
Говоря о вариациях эластичности, отметим, что изменения данного показателя происходит не только при изменении угла наклона кривой. Разные отрезки самой кривой (выраженной в форме прямой линии) могут иметь дифференцированную эластичность. Например, верхняя часть кривой отражает эластичный спрос. В нижней части наблюдается об-
ратная ситуация спрос относительно неэластичен. Объясняется это тем, что в верхней части кривой, где цена сравнительно высока, процентный ее сдвиг является весьма незначительным. Величина же спроса - сравнительно низкая. Соответствующая процентная ее перемена оказывается высокой. Обратную картину мы видим на нижней части кривой спроса (рис. 2).
Величина показателя эластичности спроса будет одинакова, если кривая будет изображена в виде изогнутой линии (рис. 3).
Например: Ed = .
Эластичный интервал (| Ed | > 1) |
Эластичный интервал (| Ed | > 1) |
Неэластичный |
Неэластичный |
Точка единичной эластичности (|Ed| = |
Точка единичной эластичности (|Е„| = |
Рис. 3. Эластичность в разных точках кривой спроса |
Рис. 2. Эластичность в разных точках кривой спроса
В заключение отметим, что эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов (схема 9).
Схема 9
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА | ||
Значимость товара для потребите | По отношению к товарам первой необходимости спрос, как правило, является не эластичным (покупатель слабо реагирует объемом покупки на изменение цены) | |
Удельный вес затрат на покупку данных товаров в расходах потребителей | Товары, на которые тратится значительная часть средств потребителя, проявляют эластичность (покупатель сильнее реагирует на изменение цены). Те же товары, которые занимают невысокую долю в общей сумме расходов покупателей, малоэластичны (покупатели слабее |
реагируют объемом покупок на колебания цен). В основе реакции — психологические причины | ||
Свойство заменяемости товаров | В том случае, когда у товара имеются заменители (субституты), - спрос более эластичен (покупатель активнее реагирует на изменение цены намеченного для покупки товара). При отсутствии заменителей спрос становится менее эластичным (покупатели спокойнее реагируют на колебание цены выбираемого ими товара) | |
Временной параметр | В течение короткого времени эластичность спроса относительно мала. Потребитель по своей психологии—консерватор, ему трудно отказаться от привычных объемов потребления многих традиционных для него товаров. Со временем же привычки меняются, и реакция на изменившуюся цену становится заметнее. Эластичность спроса, соответственно, повышается |