Ориген (185—253), первый из церковных писателей, имевший систематическое философское образование, обогатил христианскую мысль сокровищами античной учености. Будучи последовательным платоником, он резко противопоставляет душевное и телесное. Целью человеческой жизни является созерцание Бога. Оно достигается путем систематической борьбы со страстями и освобождением от них. Под страстями Ориген понимал подчинение всему, что не есть Бог. В соответствии с этой целью выделяется задача тщательного изучения страстей и разработки психотехнических практик овладения своими желаниями и помыслами. Они реализуются в корпусе аскетической литературы, основателем которой был образованный египетский монах IV в. Евагрий Понтийский. Уже в его сочинениях мы сталкиваемся с детальным и эмпирически точным описанием целого ряда психологических феноменов. Пожалуй, самую строгую и полную таксономию страстей создает Иоанн Синаит — автор книги, известной в славянском переводе как «Лествица», оказавшей колоссальное влияние на дальнейшую историю контроля человека над своим душевным миром.
|
|
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350— 430) соединил аристотелевское представление об иерархической организации души с христианской теологией. Кроме введенных Аристотелем вегетативной, животной и разумной души он различал разные уровни совершенства последней. Разумная душа включала в себя уровень совершенства души, на котором она начинает стремиться к благу; уровень очищенной души, свободной от страха смерти; уровень чистого стремления к Богу и наивысшую ступень — душу, поглощенную божественным, т.е. погруженную в непосредственное созерцание Божества. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной из частей души, в которой заключена идея Бога. Эту идею невозможно познать эмпирически, но можно «припомнить» в абсолютно платоновском смысле. Августин предложил метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве основного средства познания души и этим во многом определил пути психологической мысли.
Среди ключевых фигур исламской науки Средневековья выделяют Ибн-Сину (Авиценна, 980—1037) и Ибн-Рушда (Аверро-
ис, 1126—1198). Оба они были видными комментаторами Аристотеля. Авиценна вывел формулу, описывающую процесс индуктивного познания: «Мышление выводит всеобщее из отдельных вещей». Аверроис полагал, что истина может быть постигнута одним разумом без привлечения откровения. Арабо-язычные ученые не ограничивали свои изыскания исключительно умозрительными построениями, что было типично для европейских современников. Их интересы лежали и в практической плоскости, прежде всего в области медицины. Поэтому в работах представителей арабского мира зачастую наблюдается причудливый параллелизм метафизического истолкования души и естественнонаучной направленности в описании психических феноменов. Например, Ибн-аль-Хайсам (Альгазен, 965—1038) начинает изучение зрительного аппарата человека, основываясь на рассмотрении глаза как оптического прибора. Впоследствии именно оптика становится «мостиком» между физиологией и психологией, воплощаясь в разнообразные концептуальные формы: учение о «перспективе» Роджера Бэкона (1214—1294), науку живописи Леонардо да Винчи (1452—1519), учение о восприятии цвета Гёте. Общим для всех этих теорий является то, что психический феномен зрения объясняется через физические законы построения образа в оптической системе глаза.
|
|
В Европейской мысли преемником Аристотеля можно считать схоласта Фому Аквинского (1225—1274). Фома развил идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой в иерархически соподчиненном порядке располагаются растительная, животная и разумная типы души, каждая из которых соответственно отвечает за порождение различных психических явлений: ощущения, представления и понятия. Фома конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего объекта, осознания акта познания и позиционирования души как метафизической сущности через преломление этого осознания. Разумная душа обладает бессмертием, в то время как растительная и животная смертны. Однако в земной жизни все три типа души неразрывно связаны.
Схоластическая наука Средневековья на новом витке осмыслила конфликт «линии Платона» и «линии Аристотеля» в вопросе об источниках человеческого познания. Этот спор получил название «спора об универсалиях». Одна из позиций — реализм (от лат. realis — вещественный) — заключалась в принятии по-
ложения о первичности неких абстрактных универсальных форм (идей), которые осваиваются человеком преимущественно в форме божественного дара откровения. Другая — номинализм (от лат. «nomina» — имена) — признавала только эмпирической путь получения знаний. Полагалось, что знание формируется абстракцией значимых качеств из многократно повторяющегося опыта. Например, человек встречает много белых объектов — молоко, снег, облака и, в конце концов, абстрагирует понятие белизны. Фома различал два типа познания — естественное и сверхъестественное, занимая, таким образом, промежуточное положение в споре об универсалиях.
Эпоха Возрождения, которую можно назвать уникальной интеллектуальной субкультурой в рамках Средневековья, снова воскресила круг «сократических» вопросов: каков человек, какое место в мире соответствует его достоинству, каковы пределы педагогического воздействия на сущность человека? Философы эпохи Возрождения называли себя гуманистами (от лат. «humanus» — человечный). Хотя основным занятием представителей Возрождения была филология (отсюда самоназвание — «граждане страны Словесности»), основная заслуга философов Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный обиход доаристотелевские представления о материальном основании души и подкрепили их обширными открытиями в сфере анатомии и техники. Труженики и творцы эпохи Возрождения, будучи активно задействованными в практической деятельности — архитектуре, живописи, педагогике, — заложили основы эмпиризма, который расцвел в Новое время. Так, например, Леонардо да Винчи — наиболее универсальный человек своего времени — создал систематику аффектов, в которой все многообразие человеческих эмоциональных состояний могло быть сведено к четырем «базовым» аффектам: радости, горю, распре и усилию. Важно, что в основу классификации были положены не гипотетические предположения, а данные наблюдений и анатомических исследований. Леонардо пытался моделировать движения живых существ в технических устройствах (например, конструировал крылья), учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений. Можно утверждать, что он предвосхитил биомеханику — одну из бурно развивавшихся в XX в. отраслей знания.
|
|
Таким образом, делая шаг назад в метафизике, Возрождение (особенно в лице своих титанов) совершило прорыв в подведении психических явлений под общие законы физического мира.
Таблица 3
Вклад ученых Средневековья и периода Возрождения в познание души
Авторы | Основные достижения |
Ориген | Таксономия страстей души и психотехники их |
преодоления | |
Августин Аврелий | Интроспекция |
Авиценна, Аверроис | Открытие трудов Аристотеля для средневекового мира, |
обоснование индуктивного метода познания | |
Альгазен | Исследование зрительной системы, выведение психологи- |
ческого феномена зрения из структурных свойств | |
зрительного аппарата | |
Реалисты / | Постановка проблемы индуктивного и дедуктивного |
номиналисты | способа познания |
ФомаАквинский | Структура души в соответствии с психическими |
функциями: ощущение, представление, понятие | |
Понимание рефлексии как продукта осознания явлений | |
внешнего мира | |
Гуманисты | Возврат к «сократическим» вопросам: место человека |
в мире, проблема личности | |
Леонардо да Винчи | Классификация аффектов |
Предпосылки создания психофизиологии двигательных | |
актов |