Яркий пример связи заучивания с пониманием

Заучивание текстов, их осмысление и извлечение из них нового я могу сравнить только с маслиной, брошенной в пресс для выжимания масла. Заученный текст – это та маслина, брошенная в пресс, это продукт, из которого выжимают масло, то бишь знание. А пресс – это обдумывание, размышление и непрестанное осмысление текста. И каждый раз, когда ты бросаешь тексты[327] в пресс раздумий, размышлений и осмысления, ты выжимаешь из них масло, т.е. знание и понимание религии.

И никогда не говори: «Этот пример не убеждает меня в необходимости заучивать, поскольку эти тексты у меня всегда под рукой, даже если я их не выучу». Но, не заучив, ты не сможешь в полной мере извлечь из них пользу, они ускользнут от тебя. Лучшим примером для этого послужит то, как если бы мы представили двух ученых, которые хотят растолковать какую-то суру из Священного Корана и оба одинаково способны понимать и извлекать новое. Но один из них знает эту суру наизусть, а другой нет. И несомненно, что тот, кто знает ее наизусть, поймет ее лучше и извлечет больше содержащихся в ней смыслов. Это должно быть очевидно, ин ша Аллах.[328]

Глава третья

Средства, помогающие закрепить заученное и понятое

1. Неустанное повторение. 2. Изучение и повторение пройденного: а) слова предшественников, побуждающих повторять изученное; б) необходимость повторения изученного; в) коллективное повторение и его правила. 3. Обучение. 4. Использование знания.

Во всем есть своя беда, а бедой знания является забывание, как сказал Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах.

Аль-Хасан сказал: «Если бы не забывание, то знания было бы много».

И мы предлагаем твоему вниманию, искатель знания, важнейшие средства, которые помогут тебе закрепить выученное и понятое тобой, как наставляли нас наши благочестивые предки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: