Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста

Св. Четыредесятницу предваряют 4 подготовит. Недели, а именно:

о мытаре и фарисее (без седмицы),

о блудном сыне (с седмицей),

мясопустная (с седмицей),

сыропустная (сырная) (с седмицей).

В продолжение подготовит. Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на более высокую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к Великому посту явл-ся древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники 4 в – свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и др. – оставили нам беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель.

Каноны и многие песнопения, в к-рых раскрывается значение подготовит. Недель, также относятся к древнему периоду. В 9 в Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели: о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в том же веке Георгий, митр. Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее.

Приготовляя верующих к Св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собств. выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и дух. подвигу. В своих свящ. воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека – к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах; а также ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные Недели предлагает нам на утрени умилительные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери... На спасения стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...». Для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 156 пс.: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: