Последование ЛПД

Перед началом ЛПД не читаются обычные молитвы, но после троекратного поклонения перед св. престолом со словами: «Боже, очисти мя, грешного», свящ-к и диакон целуют престол. Диакон молча берет благословение у свящ-ка, выходит перед царские врата на свое обычное место и возглашает: Благослови, владыко.

Свящ-к произносит начальный возглас литургии: Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков, причем творит, как и всегда, Евангелием крест над престолом. Лик отвечает: Аминь и далее начинается вечерня чтением предначинательного 103 пс. Свящ-к в это время откровенною главою читает перед царскими вратами Светильничныя молитвы, начиная с 4-й, ибо первые 3 читаются потом при возглашениях малых ектений между антифонами кафизмы.

После предначинат. псалма произносится Великая ектения с обычным заключит. возгласом свящ-ка: «Яко подобает Тебе всякая слава …» и затем стихословится 18-ая кафизма: «Ко Господу внегда скорбети ми …» (Чтец заканчивает каждую Славу: чтением Аллилуиа трижды). После каждого антифона, или каждой «Славы», диакон произносит Малую ектению. Во время ектений свящ-к читает тайно молитвы, 3 первые из числа светильничных, и потом возглашает: после 1-й малой ектении – «Яко Твоя держава и Твое есть царство, и сила, и слава …» после 2-й – «Яко благ и человеколюбец Бог еси …» после 3-й: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати …»

Во время стихословия кафизмы совершается перенесение Преждеосвященного Агнца с престола, где он обыкновенно теперь находится в хлебоносце, на жертвенник. В древности хлебоносец находился на жертвеннике в так называемом «Предложении». Поэтому устав предписывает: «При начале стихословия, свящ-к отходит в предложение и, взяв из хлебоносца Преждеосвященный Хлеб, с великим благоговением полагает его на св. дискос, вливает потом в св. чашу вино и воду, затем кадит над кадильницей звездицу и покровцы и покрывает ими дискос и чашу, не произнося никаких молитв проскомидии, а говоря только: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас, ибо Св. Дары уже освящены. В настоящее время хлебоносец находится обыкновенно не на жертвеннике, а на престоле, а потому совершается предварительно перенесение Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. При начале 1-го антифона, свящ-к поставляет Евангелие на горнюю часть престола, раскрывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из хлебоносца Преждеосвященный Агнец. Во время 2-го антифона, свящ-к с диаконом, держащим в руке свечу, кадит престол с Агнцем, лежащим на дискосе, обходя его трижды вокруг. Во время 3-го антифона свящ-к, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем на главу свою и, обходя справа престол, переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает свящ. сосуды покровцами и кадит Св. Дары. Затем возвращается к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие.

По окончании кафизмы и 3-й малой ектении следует пение «Господи, воззвах» и стихир, к-рых на ЛПД всегда бывает 10. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей. Но в тех случаях, когда на ЛПД читается Евангелие, как это бывает в дни праздников и в первые 3 дня Страстной седмицы, вход совершается с Евангелием. Если ЛПД совершает сам архиерей, вход всегда совершается с Евангелием.

По входе и обычном пении «Свете тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение 2х паремий. Во св. Четыредесятницу 1-я паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его, а 2-я – из книги Притчей – о Божеств. премудрости, к-рую надлежит искать кающимся грешникам, если они желают подлинно исправить свою греховную жизнь и угождать Богу. На время чтения паремий царские врата закрываются.

По окончании 1-й паремии царские врата отверзаются и произносится чтецом и поется ликом 2-й прокимен, также из Триоди. После пения прокимна, диакон, обращаясь к свящ-ку (а при архиер. службе, протодиакон к архиерею) возглашает: «Повелите». Свящ-к (или архиерей), взяв обеими руками кадильницу и свечу на подсвечнике (а архиерей трикирий), стоит перед св. трапезою, зря к востоку и, назнаменуя крест, говорит: «Премудрость прости», возбуждая тем молящихся к особому вниманию и благоговению. Затем, обратясь на запад к народу, говорит: «Свет Христов просвещает всех», как бы показывая тем, что праотцы и пророки, писания коих сейчас читались и еще будут читаться, были просвещены тем же Божиим светом, к-рый и ныне через явившегося в мир Искупителя, предвозвещенного ими, просвещает всех. Обыкновенно это совершается при открытых царских вратах, причем все молящиеся повергаются на землю ниц. Исторически это священнодействие объясняется тем, что в древности в дни св. Четыредесятницы готовящиеся ко крещению оглашенные осенялись перед выходом их из храма зажженной свечей, в знаменование благодатного света Христова, к-рый они должны получить во св. крещении в конце Великого поста (в Великую Субботу, обычно). Затем сряду следует чтение 2-й паремии из книги Притчей.

Иногда на ЛПД, кроме 2х паремий Триоди, читаются еще паремии праздника. Так бывает на ЛПД в праздники великих святых, если эти праздники случатся во вторник, среду, четверток, пяток и субботу 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста – Обретение главы св. Иоанна Крестителя 24 февраля и 40 мучеников 9 марта, а также в дни храмовых праздников. Читаются паремии праздника еще накануне праздника Благовещения Пресвятыя Богогородицы 24 марта, если этот канун придется в среду или пятницу, когда служится ЛПД. Вообще надо знать, что вечерня, соединяемая с ЛПД, совершаемая накануне праздника, относится уже к самому дню праздника, почему поются стихиры праздника и читаются паремии его. В таких случаях Всенощное бдение празднику начинается не вечерней, а великим повечерием.

После чтения паремий свящ-к говорит чтецу: «Мир ти», а диакон: «Премудрость». Вслед за тем следует пение умилительных стихов 140-го пс. с припевом к каждому стиху: «Да исправится молитва моя …»

По уставу чтец или свящ-к, стоя перед царскими дверями поет эти стихи, а лик поет после каждого стиха припев. В настоящее время почти повсюду установился обычай, что эти стихи поют посреди церкви 3 певцов, а лик припевает к каждому стиху припев. Порядок этого пения след:

Певцы поют 1-й стих: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Лик поет этот же стих, служащий и припевом.

Певцы поют 2-й стих: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Лик поет тот же припев: Да исправится молитва моя:

Певцы поют 3-й стих: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих.

Лик – припев – Да исправится молитва моя:

Певцы поют 4-й стих: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

Лик – припев – Да исправится молитва моя:

После сего певцы поют 1-ю половину 1-го стиха: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою:, а лик допевает 2-ю половину: Воздеяние руку моею, жертва вечерняя.

Таким образом, это пение подобно пению великого прокимна. В певческих книгах оно так и называлось «Великим прокимном». Во время сего пения, свящ-к, стоя в алтаре пред св. трапезою, прияв кадильницу с фимиамом, кадит. При пении последнего стиха: «Не уклони сердце мое …» свящ-к идет к жертвеннику, а диакон, встав с колен, следует за ним. Свящ-к кадит пред жертвенником трижды и отдает кадило диакону, к-рый, стоя перед жертвенником, кадит до конца пения: «Да исправится …» Свящ-к же, возвратясь к престолу, преклоняет перед ним колена, так же до конца пения. Во время пения «Да исправится» Устав назначает народу и ликам (клиросам) то вставать с колен, то снова преклонять колени. Те, к-рые поют, во время пения, стоят, не преклоняя колен. Оканчивая же каждый раз свое пение, они преклоняют колена. Таким образом, в самом начале пения, все, кроме чтеца или 3х певцов, поющих: «Да исправится …» и свящ-ка, кадящего в алтаре, все стоят на коленях. Затем певцы становятся на колени, а все в храме встают и поют припев: «Да исправится …» При пении же в последний раз: «Да исправится» все, не исключая чтеца или певцов и свящ-ка, становятся на колени. Устав предписывает петь припев правому и левому ликам поочередно, а вместе с ликом и всему стоящему на той стороне народу, причем указывается стоять, не преклоняя колен, не только лику, к-рый поет, но и народу, стоящему на той стороне, лик к-рый поет. Важно отметить указание Типикона в статье «О поклонах», что Устав повелевает многое при богослужении петь, кроме певцов, и народу. Во многих богослужебных книгах это и обозначается ясно словами: «людие глаголют».

После пения «Да исправится» указано совершать великие поклоны 3, при чем читается молитва: «Господи и Владыко живота моего».

После великих поклонов, в дни памяти великих святых и в дни храмовых праздников произносится прокимен и читаются Апостол и Евангелие. На Страстной Седмице читается 1 Евангелие. При этом указано отверзать царские врата. Следовательно, по Уставу на пение «Да исправится» они не отверзаются, но на практике твердо вошло в обычай их отверзать.

После чтения Евангелия или после великих поклонов, если Евангелие не читалось, следует обычный порядок литургии: произносятся – сугубая ектения, ектения об оглашенных и 2 малых ектении верных. Во время сугубой ектении произносится та же тайная молитва, что и на полной литургии и разворачивается Антиминс так же, как и на полной литургии. Произнесение заупокойной ектении, как это бывает на полной литургии, многие считают на ЛПД неуместным, т.к. эта литургия не может считаться умилостивительной жертвой за усопших, но нек-рые считают допустимым это поминовение, как всякое другое моление. Во время ектении об оглашенных, как обычно, распростирается весь Антиминс и предстоятель при конечном возгласе назнаменует крест на Антиминсе губою, целует ее и полагает на правой стороне Антиминса вверху. Т.к. в древности между оглашенными находились такие, к-рые готовились в Великую субботу на Страстной седмице принять св. крещение, то со среды крестопоклонной произносится об этих «готовящихся ко святому просвещению братиях наших» особая ектения с особой тайной молитвой о них и конечным возгласом свящ-ка: «Яко Ты еси просвещение наше …» На следующих затем 2х малых ектениях читаются особые тайные молитвы, и 2-я ектения заключается особым возгласом свящ-ка: По дару Христа Твоего, с ним же благословен еси, с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Затем, вместо Херувимской, поется особое песнопение: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится, верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.

При начале пения сего отверзаются царские врата. Диакон кадит св. трапезу, точию сопреди, трижды, и святое предложение, жертвенник. На практике кадится весь алтарь, но на амвон кадящий не выходит, и каждения иконостаса, ликов и народа не бывает. Молитва Херувимской песни не читается, но, кадя, свящ-к может читать про себя 50 пс. Затем, как и на полной литургии, свящ-к и диакон, трижды поклонившись, читают: «Ныне силы небесныя …» Диакон заканчивает каждый раз со слов: «Верою и любовию приступим …» Читается это, как и Херувимская, трижды, после чего, целовав престол, свящ-к и диакон отходят к жертвеннику, дабы начать Великий вход.

Особенности этого Великого входа след:

Перед жертвенником свящ-к только покланяется трижды, произнося: «Боже очисти мя, грешного», кадит трижды и полагает, молча, на плечо диакона воздух. Сам же берет правой рукой дискос и поставляет его на главу свою, а потир берет левой рукой и несет, держа при персех своих. Если в литургии участвуют неск-ко иереев, то старший несет дискос, а 2-й чашу. Диакон предшествует ему с кадильницей, кадя часто, идя же от жертвенника чрез сев. двери в царские двери к престолу, они ничего не произносят, ибо поминовение уже совершалось на той литургии, на к-рой освящались сии дары. Во время же перенесения Божественных Таин все людие и певцы, павши ниц, поклонение творят Богоподобное Христу Богу, в Тайнах Сущему, понеже совершенно предосвященны суть. По внесении Св. Даров в алтарь все встают и певцы допевают 2-ю половину песнопения: «Ныне силы небесныя», начиная со слов: «Верою и любовию приступим …»

По постановлении Св. Даров на престол, свящ-к снимает покровцы с них, берет с плеча диакона воздух, надносит его на кадильницу и со благоуханием покрывает им Св. Дары, делая все это молча. «По происхождении (т.е. по входе) Святых Даров, исполняему «Ныне силы небесныя», Устав предписывает творить «поклоны 3, не покровени суще». Обыкновенно делаются 3 великих поклона с чтением молитвы: «Господи и Владыко живота моего», хотя об этом в Уставе прямо не сказано.

По Великом входе задергивается завеса, но только наполовину. Это полузакрытие завесы соответствует закрытию и открытию ее на полной литургии, ибо там она вполне закрыта до «Верую», а затем остается открытой до возгласа «Святая святым».

Т.к. на ЛПД не бывает самого освящения Даров, но за великим входом сразу следует приготовление верующих к причащению. Диакон произносит ту же самую просит. ектению, к-рая произносится и на полной литургии перед «Отче наш», но начинается она словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви», на ней диакон молится «О предложенных и преждеосвященных честных дарех», и свящ-к читает особую тайную молитву, в к-рой молится о достойном причащении Св. Таин, и заканчивает ектению обычным и для полной литургии возгласом: «И сподоби нас, Владыко …» в ответ на к-рый лик поет молитву Господню: «Отче наш». Далее следует все обычным порядком, как и на полной литургии. Только свящ-к, прикровенным сущим даром, вложив руку, касается хлеба с благоговением и страхом Божиим, и возглашает: «Преждеосвященная Святая святым». Таким образом возношения Агнца не бывает, ибо оно было уже на полной литургии. При этом задергивается 2-я половина завесы. Свящ-к снимает воздух со Св. Даров и раздробляет Св. Агнец с теми же словами, как на полной литургии, влагает частицу ИС в потир, ничего не говоря, и диакон вливает теплоту, также ничего не говоря.

Далее следует причащение священнослужителей со след. особенностями: Т.к. тело Христово напоено кровию Христовою, то диакон, подходя для получения Св. Даров, говорит: «Преподаждь мне, владыко, честное и святое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». И свящ-к, давая ему частицу, говорит: «Такому‑то священнодиакону преподается честное и святое и пречистое Тело и Кровь …» Подобно сему говорит, когда и сам причащается. Если свящ-к служит один без диакона, то он не пиет из чаши до потребления Св. Даров по окончании литургии. Ибо хотя вино и освящено вложением частиц Св. Таин, но оно не пресуществлено в Божественную кровь. Если же свящ-к служит вместе с диаконом, то диакон из чаши не пиет, т.к. ему надлежит потреблять потом Св. Дары. Свящ-к же пиет из св. чаши, ничего при этом не произнося.

Во время приобщения священнослужителей поется Причастен: Вкусите и видите, яко благ Господь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Свящ-к же читает благодарственную молитву, а диакон полагает все оставшиеся на дискосе частицы в св. потир и покрывает его.

Отверзаются царские врата и диакон выносит св. чашу с обычным возгласом: «Со страхом Божиим и верою приступите», но лик, вместо «Благословен грядый», поет: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. Если есть миряне причастники, то они причащаются как обычно, но младенцев, не могущих проглотить частицу тела Христова, не причащают за ЛПД. Во время причастия, как обычно, лик поет: – «Тело Христово приимите». После этого следует благословение свящ-ка со словами: «Спаси, Боже, люди твоя …», лик поет: Хлеб небесный и чашу жизни вкусите и видите, яко благ Господь, Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. При каждении Св. Даров свящ-к ничего не говорит, а прием св. потир, и обращься к дверем, зря на люди, глаголет тайно: «Благословен Бог наш» и возгласно: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Лик поет, как обычно: «Да исполнятся уста наша …» Диакон произносит обычную благодарственную ектению по причащении: «Прости приимше …» заамвонная молитва читается особая, начинающаяся словами: «Владыко вседержителю …» В ней свящ-к просит Бога, чтобы Он сподобил нас «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити… главы невидимых змиев сокрушити… и неосужденно достигнути поклонитися святому Воскресению». Лик поет: «Аминь», и «Буди имя Господне» трижды. Далее чтец читает речитативом или лик поет – «Благословлю Господа…» 33 пс, и свящ-к на амвоне раздает антидор. По окончании псалма – «Благословение Господне …» Далее «Слава Тебе Христе Боже …» и следует обычный отпуст литургии. В Великую среду после «Буди имя Господне» читается молитва преп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко» с 3мя земными поклонами. Раздается Антидор. На отпусте поминается учредитель литургии св. Григорий Двоеслов, папа Римский. Не следует при этом забывать, что литургия эта, как совершающаяся после вечерни, относится уже к след. дню, а потому поминаются святые след. дня. Только на ЛПД, совершаемой в дни праздников, поминается прежде празднуемый святый, а потом святый наставшего дня, т.е. следующего.

ЛПД

В определенные бyдничные дни Велик Поста и Страстной седмицы совершается так называемая ЛПД. Почемy «так называемая»? Потомy что в полном смысле это Богослyжение назвать Литyргией нельзя. Собственно, за ним не происходит совершения таинства. По сyществy это великопостная вечерня, к к-рой добавлен чин причащения священнослyжителей и мирян Преждеосвящ. Св. Дарами. Отсюда и название.

На основании чего такое, на 1-й взгляд несколько странное, Богослyжение совершается?

Практика совершения ЛПД восходит к апостол. временам. Конечно, такого чина не было, но сyщность совершаемого сохранялась и тогда. Из писаний мyжей апостольских мы знаем, что христиане по благословению апостола, а впоследствии епископа, брали освященные Св. Дары к себе в дом и причащались, когда испытывали в этом потребность. Больным Св. Дары разносили диаконы.

В более позднее время Преждеосв. Дары брали с собой аскеты–пyстынники, yходившие в пyстыню на все дни Велик Поста, чтобы не оставаться без Св. Причастия. В 20 в. нек-рые архиереи во время гонений дерзали благословлять мирян самостоятельно причащаться Преждеосв. Дарами.

Основанием для совершения ЛПД явл-ся то частное догматическое положение о Таинстве Евхаристии, согласно к-ромy единожды преложенные Св. Дары остаются таковыми навсегда. Единожды преложенный в Таинстве Евхаристии хлеб остается на все времена Телом Христовым, а единожды преложенное вино - Кровью Христовой. В этом, кстати, отличие в понимании Евхаристии православными и римо-католиками от разного рода протестант. деноминаций. Скажем, лютеране считают, что это Тело и Кровь, но только в момент причащения, и с остатками Св. Даров они постyпают достаточно свободно - могyт их выбросить кyда yгодно. Благоговейное же потребление диаконом на Жертвеннике Св. Даров, оставшихся после Литyргии, как раз и обyсловлено тем, что эти Дары остаются Дарами. На этом же основано, во-1-х, совершение ЛПД, во2-х, причащение больных и, в-3-х, самопричащение в апостол. времена и в Золотой век монашества.

Что касается нынешнего чина, то в общих чертах он был записан и отредактирован свт. Григорием Двоесловом в 7 в.

Одно дело – возможность совершенияЛПД, а дрyгое - почемy она все-таки совершается?

Почемy Церковь положила совершать именно такyю слyжбy?

Для христианина нет большей радости, чем yчастие в Литyргии, и совершенно непонятно, как совершать по бyдням Велик Поста Литyргию. Ведь с одной стороны, Велик Пост - это время покаяния, блаженного плача о грехах, а с др. стороны: Литyргия - это радость. Как же совместить ликование с плачем? Потомy-то свв. отцы сочли невозможным совершение Литyргии по бyдням Велик Поста, сделав единств. исключение для праздника Благовещения. Так что Литyргия совершается только по сyбботам и воскресеньям.

Что же полyчается? Ведь христианин живет от Литyргии до Литyргии. Значит, от воскресения до сyбботы мы 6 сyток были бы лишены причащения Св. Таин. Не нарyшая, с одной стороны, строгости Велик Поста, а с др. стороны, не лишая верных чад своих Св. Таин, Церковь и положила в бyдничные дни Велик Поста совершать такyю вот неполнyю Литyргию.

По всей видимости, в древности ЛПД совершалась Велик Постом каждый день. Ныне практика дрyгая.

Но и в ранние времена в разных местах была, видимо, разная практика. Скажем, из писаний свт. Василия Великого мы знаем, что в 4 в. в Кесарии Каппадокийской был обычай совершать Евхаристию четырежды в неделю: в средy, пятницy, сyбботy и воскресенье. Ныне ЛПД совершается: на 1, 2, 3, 4, 5 и 6 седмицах - каждые средy и пяток; на 5-й седмице в четверток (стояние Марии Египетской); на Страстной седмице - в понедельник, вторник и средy.

Полyчается 16 ЛПД. Плюс внеочередные ЛПД - на память 1-го и 2-го обретения честной главы Иоанна Предтечи, в какой бы бyдничный день ни попало это празднование - кроме 1 седмицы, отличающейся особой строгостью. Даже если престольный праздник попадает на этy седмицy, все равно ЛПД нет, и никогда не бывает никакой Литyргии в понедельник, вторник, четверток 1 седмицы. Даже если Сретение Господне попадает на понедельник 1 седмицы, все празднование перемещается на день назад - на Прощеное воскресение. Начиная же со 2-й седмицы, можно слyжить ЛПД. И еще один день, к-рый доставляет дополнительнyю ЛПД - память 40 мyчеников Севастийских (9 мая ст. ст.). Что касается Благовещения, то здесь совершается полная Литyргия Иоанна Златоyстого, в какой бы день оно ни прилyчилось, даже в Великий Пяток. Но если Благовещение попадает на одно из воскресений Велик Поста, то совершается Литyргия Василия Великого. Т.е. смысл в том, что на Благовещение никогда не бывает ЛПД (или никакой не бывает - великия ради нyжды; но только не ЛПД). Что касается среды и пятка Сырной седмицы, то никакой Литyргии в эти дни не положено (за исключением той ситyации, когда на эти дни попадет праздник Сретения).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: