Римо-католическое учение о филиокве

Логика этого учения, основы к-рого были заложены блж. Августином, состоит в утверждении, что-то, что в Боге не противопоставлено, то не может быть и различимо. Здесь видна тенденция мыслить отношения Божественных Лиц натуралистически, по аналогии с отношениями, к-рые наблюдаются в тварном мире, по аналогии с причинно-следственными отношениями.

Вследствие этого между Сыном и Святым Духом вводится дополнительное отношение, к-рое также определяется как исхождение. В результате точка равновесия сразу же резко смещается в сторону единства. Единство начинает превалировать над троичностью.

Таким образом, бытие Божие отождествляется с Божеств. сущностью, а Божественные Лица или Ипостаси превращаются в некую систему внутрисущностных отношений, к-рые мыслятся внутри самой божеств. сущности. Согласно латин. богословию, сущность логически предшествует Лицам.

Все это имеет непосредственное отношение к дух. жизни. Так, в католичестве существует мистика безличной Божеств. сущности, мистика "пучины божества", что для правосл. подвижничества невозможно. В сущности, это означает возвращение из христианства к мистике неоплатонизма.

Именно поэтому отцы Правосл. Церкви всегда настаивали на единоначалии. В.Н.Лосский след. образом определяет, что такое единоначалие (Очерк мистического богословия Восточ. Церкви. Догм. богословие): "Понятие "единоначалие"... обозначает в Боге единство и различие, исходящее от Единого Личного Начала".

Сам принцип единства Божества совершенно различным образом понимается в восточном, православном и латин. богословии. Если, согласно правосл. учению, принципом единства явл-ся Личность, Ипостась Отца, то у латинян принципом единства явл-ся безличная сущность. Таким образом, латиняне принижают значение личности. Даже сама вечная жизнь и вечное блаженство понимаются у латинян и у православных различным образом.

Если по правосл. учению вечное блаженство есть соучастие в жизни Пресвятой Троицы, что предполагает личные отношение к Лицам Божества, то у католиков о вечном блаженстве говорится как о созерцании Божеств. сущности, таким образом, вечное блаженство приобретает у католиков нек-рый оттенок интеллектуализма.

Учение о монархии не только позволяет нам сохранить в троичном богословии совершенное равновесие между троичностью и единичностью, но и утвердить представление о Боге как об абсолютной Личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: