Заключение. Целью данной работы является систематическое изложение основ ведической философии и теологии, а не повествование об опыте преданного служения или духовных

Целью данной работы является систематическое изложение основ ведической философии и теологии, а не повествование об опыте преданного служения или духовных взаимоотношений с Господом. В последнем случае достаточно было бы просто описать чудесные развлечения Радхи и Кришны - олицетворение романтических духовных взаимоотношений. Существует масса произведений, написанных на эту тему, но предмет этих книг – это не вопрос изучения, а вопрос личного переживания.

Сведущие люди говорят, что любой анализ включает в себя пять составляющих: предмет анализа, вопрос, ответ, возражения и выводы. Что является предметом данной книги? Предметом анализа является жизнь духовной души. В чем заключается вопрос? Он состоит в следующем: «Что такое жизнь, и какова цель жизни?» Ответ таков. Жизнь бывает двух видов: чистая и обусловленная. Чистая жизнь существует в чистом духовном мире. Она вечна, чиста и исполнена блаженства. Там нет ни в чем недостатка, нет сожалений, страха и смерти. Обусловленная жизнь существует в материальном мире. Она бывает двух видов: грубо материальная и духовно ориентированная. В грубо материальной жизни отсутствует какой-либо интерес к духовным вопросам – она ориентированна в противоположном направлении. Духовно ориентированная жизнь внешне выглядит подобной грубо материальной, но в ней оказывается почтение духовным ценностям.

Обусловленные души, живущие грубо материальной жизнью, бывают четырех типов:

1) без принципов нравственности и веры в Бога;

2) с принципами нравственности, но без веры в Бога;

3) с принципами нравственности и верой в Бога;

4) с верой в безличного Бога.

Жизнь без принципов нравственности и веры в Бога можно подразделить на два вида: жизнь в формах, отличных от человеческой, и человеческая жизнь. Животные, птицы, насекомые, рыбы и растения относятся к первой категории. В этих формах жизни разума практически нет. В человеческой форме жизни, лишенной нравственных принципов и веры в Бога, разум также почти отсутствует. В качестве примера можно привести представителей примитивных лесных племен, которые, подобно животным, поступают в соответствии с сиюминутными побуждениями. Движимые страхом и чувственными желаниями, они принимают в качестве своих богов различные сверкающие объекты типа солнца и луны. У них отсутствуют как нормы морали, так и подлинная вера в Бога. Качество преданности, присущее идеальному состоянию души, здесь практически отсутствует, проявляясь лишь в наличии человеческого облика. Когда человек овладевает знанием материи и материальной энергии, благодаря силе разума он может развивать науку и искусство. Таким образом, он приносит удовлетворение своим чувствам, но не имеет почтения ни к нормам морали, ни к Богу. Это второй вид людей, не имеющих ни нравственных принципов, ни веры в Бога.

После того, как человек развивает почтение к законам нравственности, он достигает второго уровня человеческой жизни. В тот момент, когда жизнь объединяется с верой в Бога, человек достигает третьего уровня. Однако, поскольку на этом уровне обязательства по отношению к Богу являются просто одним из нравственных принципов, такая вера не устраняет материалистические наклонности человека. Когда же человек достигает уровня мыслей о безличном освобождении и строит свою жизнь на этих представлениях, он оставляет в стороне принципы нравственности, и постепенно вера в Бога превращается в веру в абсолютный монизм. Эта стадия материального существования, основанная на искаженных представлениях имперсонализма, является четвертым уровнем обусловленной жизни.

Когда человек принимает Всевышнего Господа смыслом своей жизни и согласовывает всю науку, искусство, нравственность, философию и теологию с преданностью Господу, хотя все еще материально обусловлен, он называется духовно ориентированным. Человек, ведущий такую жизнь, находится на уровне практики преданного служения.

Окончательная цель жизни состоит в том, чтобы, разрушив оковы материального рабства, восстановить свои духовные отношения с Господом и свою вечную чистую природу. Таков плод духовно ориентированной жизни.

Услышав такой ответ, люди, пребывающие на каждом из четырех уровней материальной жизни, выдвинут свои возражения. В действительности, каждый из этих типов людей, проанализировав данный предмет, пришел к своим индивидуальным выводам, которые затем приводит в качестве контраргументов или возражений. Представители каждого уровня жизни опровергают возражения, выдвинутые представителями предыдущего уровня, и таким образом утверждают свои выводы.

Человек без принципов нравственности и веры в Господа думает следующим образом: «Все разнообразие этой Вселенной порождено взаимодействием атомов и молекул в рамках законов материальной природы. Не существует никакого творца. Любая вера в Бога – это просто предрассудок. Если бы и была необходимость в каком-то великом Творце, то этот Творец также нуждался бы в Творце. Поэтому вера в Творца необоснованна. Разум является продуктом работы материального мозга в материальном теле. Когда мозг престает функционировать, разум перестает существовать. Вера в существование души – всего лишь слепая вера. Когда тело умирает, то наше существование на этом заканчивается и сливается с общей массой материи. Поэтому, пока тело живо, человеку следует пытаться наслаждаться в максимально возможной степени, стараясь избегать того, что может привести к будущим проблемам типа ареста, казни, смерти других живых существ (войн), взаимной вражды, болезней, ссор и бесчестия. Телесные удовольствия являются необходимыми, потому что ничего другого просто нет. Чтобы увеличивать телесные наслаждения, каждому следует прилагать физические и умственные усилия по развитию искусства, науки и промышленности. Оставьте нецивилизованную жизнь и увеличивайте лоск своего тела, дома, мебели и одежды. Наслаждайтесь как можно больше, производя изысканную пищу, утонченную косметику, сладкозвучные музыкальные инструменты, комфортабельные средства передвижения, прекрасные художественные произведения и мягкие кровати. Стройте прекрасные особняки и ездите на престижных автомобилях. Уникальный дар человека – в его способности выдумывать все новые и новые изощренные способы наслаждений. Изучайте историю, чтобы делать выводы на будущее. Все научные открытия должны оставаться мировым достоянием. Не верьте ни во что экстраординарное или нелогичное. Если общественное благополучие сталкивается с индивидуальным, жертвуйте интересами общества в пользу личного благополучия». Это типичная эпикурейская философия.

Услышав призывы подобного рода, нецивилизованные и примитивные люди отказываются от своих прежних стереотипов и начинают работать над повышением «уровня жизни». Вера в могущество солнца и луны, охота и лесная жизнь уходят в прошлое, и гордыня разумного, но не задумывающегося о принципах нравственности, материалиста возрастает.

Материалист, придерживающийся принципов нравственности, будучи более разумным, может легко опровергнуть доводы безнравственного материалиста. Он говорит: «О брат, я уважаю Ваше мнение, но не могу принять подобный эгоистический образ жизни. Так вести себя нехорошо. Вы хотите найти счастье в жизни, но как можно обрести счастье без принципов нравственности? Не думайте, что Ваша жизнь – это все! Задумайтесь и о других. Очень важно следовать принципам, направленным на увеличение благополучия всего общества. Это называется нравственностью. Обретение счастья путем следования правилам нравственности возвышает человека над животными. Человек должен быть готов пойти на личные страдания во имя интересов всего общества. Это называется бескорыстной нравственностью, и это – единственный путь для цивилизованного человека. Нужно воспитывать в себе хорошие чувства, такие как любовь, дружба и сострадание, чтобы увеличивать счастье всего общества. Если следовать этому пути, то жестокость, ненависть и другие дурные наклонности не смогут завладеть Вашим сердцем. Вселенская любовь – синоним вселенского благоденствия. Встаньте же на этот путь!»

Примерами последователей этой философии являются Компте, Милль, социалисты, такие как Герберт Спенсер, а также множество направлений буддистов и атеистов.

Люди, которые, следуя принципам морали, считают необходимым поклоняться воображаемому Богу, принимают ту же самую философию, но добавляют: «Вера в Бога является одним из главных нравственных принципов. Нравственные принципы никогда не смогут стать совершенными до тех пор, пока человек не имеет веры в Бога. Вера в Бога способствует поддержанию стандартов нравственности следующими путями:

1. Даже при наличии сильного чувства нравственности, порой притягательная сила чувственных объектов настолько сильна, что даже величайшие моралисты терпят поражение. Если возникнет возможность того, чтобы в тайне предаваться безнравственным наслаждениям, то вера в Бога будет сдерживающим фактором. Бог все видит. Если человек думает подобным образом, он не сможет втайне совершать безнравственные поступки.

2. При наличии веры в Бога человек сможет спокойно умереть благодаря счастью, порожденному его верой.

3. Каждый согласится с тем, что вера в Бога сильнее всего побуждает совершать благочестивые поступки, нежели одна голая мораль.

4. Жизнь человека, имеющего веру в Бога и придерживающегося принципов нравственности, более умиротворенная, чем у человека, следующего одним лишь принципам морали.

5. Если Бог действительно существует, то вера в Него принесет очень большую пользу. Если же Его нет, то все равно нет вреда в том, чтобы в Него верить. С другой стороны, если же Бог есть, то не верить в Него очень пагубно. Поэтому подлинно нравственный человек должен иметь веру в Бога.

6. Поклонение Господу приносит счастье, и это счастье чище, нежели любое другое счастье. Материальное счастье всегда что-то нарушает, но счастье, приносимое поклонением Господу, неизменно.

7. Вера в Бога быстро приводит к увеличению праведного образа мыслей.

8. Вера в Бога укрепляет сострадание и терпимость.

9. Вера в Бога увеличивает стремление к самопожертвованию и бескорыстию.

10. Вера в Бога приводит к принятию жизни после смерти. Когда это есть, человека не могут поколебать никакие превратности жизни.

О друг, даже если Бога нет, то по упомянутым выше, а также многим другим причинам, крайне необходимо верить в тот или иной образ Бога».

Видя непосредственные плоды поклонения Богу, атеист признает поражение перед псевдотеистом, и, подобно Компте, принимает тот или иной объект поклонения. Хотя между мирской набожностью, йогической медитацией и вымышленным поклонением Компте есть разница, результат один и тот же. Компте явно выразил свою точку зрения по этому поводу, в то время как последователи традиционной религиозной жизни более осторожны, и не выражают открыто своих взглядов.

Когда псевдотеист набирает вес, то навстречу выходит подлинный теист и обращается к нему: «О друг, не думай, что Бог – это некое вымышленное вспомогательное средство. Он фактически существует. Подумай над следующими доводами:

1. Поскольку законы, управляющие Вселенной, столь совершенны, не может быть сомнения, что ее создал и поддерживает высший разум. Разум – лучшее качество в человеке. Если должным образом воспользоваться им, мы откроем истину. Иногда, если мы что-то упустим, можно совершить ошибку, поэтому в логике важна последовательность. Без логики мы не сможем далеко уйти. В логическом анализе каждое умозаключение должно включать в себя два верных компонента. Например, видя дым на горе, человек может прийти к выводу, что там горит огонь. Во-первых, должно быть верным утверждение «нет дыма без огня». Во-вторых, то, что воспринимается этим человеком как дым, должно быть настоящим дымом. Если эти два компонента умозаключения верны, то вывод о том, что на горе горит огонь, тоже будет верным. Таков процесс логического вывода.

«Красота и совершенное устройство Вселенной очевидны» – это один компонент. Другой компонент такой: «Все, что происходит случайно, не имеет совершенного устройства. Совершенство может быть порождено только существом, обладающим сознанием и разумом». Из этих двух компонентов можно сделать верный вывод: «Эту Вселенную создало некое могущественное существо, обладающее вселенским сознанием».

2. Любая деятельность должна кем-то осуществляться. Кто-то может возразить, что этот исполнитель должен также иметь источник. Однако этот аргумент верен только в отношении материи. Разум порождает определенные образы, которые затем трансформируются во внешнюю деятельность в материальном мире. Изначальный творец или источник движения материи – это существо, обладающее сознанием. Поскольку помимо него мы не видим никакого иного наделенного разумом источника материальных преобразований, какая есть необходимость в том, чтобы настаивать на существовании другого творца? Из-за непоследовательности, порожденной привычкой смотреть на все материальными глазами, человек ищет творца этого Разумного Существа. Оставьте эту дурную привычку и, воспользовавшись безупречной логикой, примите веру в Господа.

3. Если сознание возникает в результате особого взаимодействия определенных комбинации атомов и молекул, то где-нибудь во Вселенной должны существовать доказательства этому. Должен быть какой-то подтверждающий пример этого в человеческой истории. Человек рождается из чрева матери. Нигде во вселенной не наблюдается ничего иного. Несмотря на все развитие науки, ничего иного никто не наблюдал – даже клетки для искусственного оплодотворения берутся от живых отца и матери. Кто-то может возразить, что изначально жизнь зародилась в результате случайного взаимодействия молекул, и уже впоследствии сформировался типичный процесс размножения. Однако последующие события должны быть качественно подобны событию, их породившему. И даже сейчас мы должны наблюдать по крайней мере отдельные случаи самопроизвольного зарождения жизни в результате случайного взаимодействия молекул. Поэтому единственный логический вывод, который мы можем сделать, состоит в том, что первые отец и мать были порождены высшим сознанием.

4. Вера в Бога присутствует везде, где есть человек. Поэтому вера в Бога – это один из неотъемлемых атрибутов характера человека. Кто-то может возразить, что вера в Бога существует только на примитивном уровне человеческого развития и по мере научного прогресса уходит в небытие. Ошибок бывает много, но истина всегда одна. Например, десять плюс десять равняется двадцати – в любой стране и в любом месте, потому что это истина. Утверждения типа «десять плюс десять равняется двадцать пять, тридцать и т.д.» – ложны, в какой части света они бы не делались. Вера в Бога существует даже у обитателей отдаленных островов. Поэтому возражения против этого общераспространенного явления, порожденные предубеждениями материалистического образования, не имеют никакого основания.

5. Человеку абсолютно необходимо принять существование Бога и жизни после смерти, если он хочет быть достойным называться человеком. Если человек живет всего лишь несколько лет, чтобы затем навсегда умереть, у него не может быть особенных надежд и стремлений. Человек исполняет свои высшие надежды, устремления и цели в той степени, в которой в его характере присутствует вера в Бога. Люди, лишенные веры в Бога, имеют совершенно ничтожные цели в жизни.

6. Если вера в Бога, основанная на здравом смысле, и чувство благодарности к Нему, выражающееся в следовании Его указаниям, отсутствуют, то тогда подлинное поклонение Господу, являющееся главным нравственным принципом, также фактически отсутствует. Вследствие этого, жизнь человека становится несовершенной, и – поскольку он не исполняет свою главную обязанность – то и греховной.

Подобные логические умозаключения расширят границы познаний, что естественно приведет к прогрессу во всех сферах человеческой жизни: в науке, искусстве, нравственности и религии. Так весь мир получит благо, и это принесет Вам умиротворение и счастье после смерти. Воззрения, отвергающие существование Бога, не могут обещать Вам счастья после смерти. О друг, Вы вверили свои надежды вымышленному Богу, но подлинный Бог может дать Вам в тысячу раз больше».

Очень важно развивать знание в сферах науки, искусства, морали и религии, но это можно делать двумя путями: неправильным и правильным. Под неправильным методом познания подразумевается следующее: когда это делается в неправильное время, в неправильном месте и без учета своего собственного уровня компетенции. Если человек будет делать больше или меньше, чем следует, он не получит должных плодов. Уровень нашей компетенции соответствует нашей природе. Природа закладывается при рождении, а также под влиянием обучения и окружения. Если, определив свой уровень компетенции, Вы воспользуетесь естественной научной системой общественного устройства, вся Ваша деятельность увенчается успехом, и Вы достигнете высшей цели. Пожалуйста, используя законы логики и естественную интуицию, поймите, что Ваша душа бессмертна. Тогда Ваша жизнь как человека, практикующего регламентированное преданное служение, станет совершенной во всех отношениях. Хотя кажется, что Вы родились из чрева матери, с помощью трансцендентной логики и возвышенных методов духовной практики откройте свое «я» к более высокому уровню бытия. Вы существовали перед этим рождением и продолжите свое существование после завершения этой жизни. Без такой убежденности Ваша вера в Бога не будет чистой.

Человек, родившийся в семье преданных, естественно становится преданным. Человек же, родившийся в семье материалистов, скорее всего, будет материалистом. Он будет подвергаться благотворному или неблаготворному обучению и общению. После того, как заканчивается формироваться разум человека, его природа кристаллизуется, и он действует в соответствии со своей природой. Поскольку лишь эта жизнь определяет будущее человека, после смерти кто-то навсегда отправится в рай, а кто-то в ад. Достойно ли это всемилостивого и всеведущего Господа? Религиозные доктрины, утверждающие, что наша настоящая жизнь решает все, несовершенны и необоснованны. Не ограничивайте себя рамками этих религиозных доктрин, поймите возвышенную природу души. Построив свою жизнь в соответствии с естественной системой общественного устройства, в центре которой стоит служение Богу, Вы будете счастливы.

Необходимо совершать лишь деятельность, предписанную священными писаниями. Она бывает двух видов: мотивированная и бескорыстная. Не следует соблазняться деятельностью, которая непосредственно усиливает желания чувственных наслаждений. Человек должен исполнять свой долг бескорыстно. Исполнение своих обязанностей из чувства долга, даже если это приводит к удовлетворению чувств, не является мотивированной деятельностью. Господь доволен такой деятельностью. А когда Господь доволен, открываются врата и к материальному удовлетворению, и к освобождению.

Рассуждая подобным образом, человеку следует занять свое место в естественной системе общественного устройства и жить теистической нравственной жизнью. На этом этапе он начинает серьезно пытаться осмыслить цель человеческой жизни. Он начинает задумываться о взаимоотношениях души с Богом. Однако, придя к каким-то выводам, он чувствует, что настоящий вопрос так и не решен, и тогда он спрашивает: «Кто я? Как я связан с этим миром? Как я связан с Богом? Каково мое окончательное предназначение?»

К разрешению этого вопроса существует три подхода: деятельность ради обретения личного счастья, уничтожение личных желаний в огне безличного знания и преданное служение – развитие неотъемлемой природы души.

Теистический моралист, поддерживающий первый подход, будет говорить следующее: «Я – крошечная душа, находящаяся во власти благочестивых и греховных поступков, и всегда желающая счастья. Мои отношения со Вселенной – это отношения наслаждающегося с объектом наслаждения. В материальном мире существует обитель, воплощающая в себе чистое наслаждение (рай). Я отправлюсь туда и обрету совершенное счастье. Моя связь с Господом такова: Господь – творец, я – сотворенный, Господь – даритель, я – получатель, Господь – хранитель, я – хранимый, Господь – защитник, я – защищаемый, Господь – могущественен, я – слаб, Господь – разрушитель, я подвластен погибели, Господь – законодатель, я – исполнитель законов, Господь – судья, я – подсуден. Если Господь будет доволен мной, мое страдания уйдут, и я смогу обрести счастье». Практика йоги также относится к этому подходу. Целью всех физических и дыхательных упражнений и медитации является транс. Транс – это то, что прекращает страдания и приносит счастье.

Во втором подходе человек оставляет принципы теистической нравственности и переходит к безличным представлениям: «Я суть знание, дух – суть знание. Я – часть этого духа. Всего, что связано с материей, нужно избегать. Материя – это противоположность духа. Я – дух, но под влиянием заблуждения я считаю себя индивидуальной душой. Нет ничего кроме духа. Все, что я воспринимаю как материю, – лишь последствия моего невежества. Считая себя духом, я достигну безличного освобождения. Это – окончательная цель жизни».

В третьем подходе теистический моралист говорит: «Я в действительности духовен, являюсь лишь частичкой духа. Господь – Верховный Дух. Материальный мир не является ни ложным, ни иллюзорным. Представления о себе как о части этого мира является лишь результатом недостатка знания. Я – вечный слуга Господа. Моя связь с этим миром временна. Она возникла по желанию Господа. По мере того, как мое противостояние Господу будет уменьшаться, влечение к духовной обители будет возрастать. Мое подлинное вечное положение заключается в том, чтобы осознать себя слугой Господа. Развивая эти взаимоотношения, в качестве побочного эффекта я обрету освобождение из материального мира, а в качестве главного, вечного плода, я обрету чистую любовь к Богу. Мои вечные взаимоотношения с Господом – это взаимоотношения слуги и объекта служения».

Приверженец первого решения принимает в качестве главного средства традиционную религиозную жизнь, а поклонение Господу становится одним из звеньев этой деятельности. Обретаемые им плоды не имеют никаких вечных качеств. Это решение не лишено ошибок. В жизни таких людей нет места независимой воле Господа. Все подчиняется букве закона.

Приверженец второго решения устремляется к уничтожению своего «я» и принимает путь ложного отречения. Он и не находит себя в этом мире, и не достигает никакого устойчивого окончательного нематериального положения. Делая своим кредо философию отрицания, он лишает свою жизнь всякого смысла.

Приверженцы первого пути воспримут третье решение как возражение. «Встав на путь преданного служения, Вы считаете все материальное счастье ничтожным, а нашу цель – обретение счастья на райских планетах – отвратительной. Отвергая все, Вы отказываетесь работать ради мирового прогресса. Вы отклоняете этот мир целиком. Но этот мир – наше поле деятельности. Совершая деяния, дорогие для Господа, я обретаю счастье в этой жизни и в следующей. Отрицая все это, Вы встаете препятствием на пути обретения счастья для всех душ».

Преданный отвечает следующим образом и дает свое заключение: «О друг, хотя в этом мире для души нет ничего особенно важного, к чему стоило бы стремиться, если Вы изучите жизнь преданного, то увидите, что только преданные своими поступками несут окончательное благо миру. Делайте все, что в ваших силах, в сферах науки, искусства, ремесел и морали. Я не возражаю против этой деятельности, более того, подобные вещи создают условия для взращивания преданности. Преданные не сухие отшельники, а наслаждающиеся, но – подлинным блаженством. Я принимаю все поступки, приносящие удовлетворение Господу. Пожалуйста, не совершайте поступков ради обретения эгоистического счастья, которое является лишь побочным продуктом, но делайте все, что в ваших силах, ради увеличения преданности Господу. В плане деятельности между Вами и мной существует лишь небольшое различие. Однако оно состоит в том, что Вы совершаете свою работу из чувства долга, а я – с чувством служения Господу. Я могу пренебречь выполнением каких-либо обязанностей, если они окажутся неподходящими для служения Господу, но это не то же самое, как пренебрежение своим долгом в Вашем случае. Вы можете пренебречь выполнением своих обязанностей без каких-либо на то оснований, но я могу пренебречь ими только в пользу преданности Господу. Для Вас этот мир является полем деятельности, но для меня он - сфера выражения моей преданности. Я понимаю, что все ваши действия в действительности материальны. Вы – теистический моралист, а я – преданный, слуга Бога.

Действия преданного и теистического моралиста во многом совпадают, но, в соответствии с их верой, природа этих действий различается. Поскольку действия теистического моралиста не направлены ни на что, кроме материи, они совершенно ничтожны. Хотя он почитает Господа, но не принимает ни духовный образ Господа, ни окончательное предназначение души. Он не может высвободиться из порочного цикла мотивированной деятельности. Когда теистический моралист осознает ничтожность материального мира и пытается обрести освобождение из ловушки материальной деятельности, он видит перед собой три возможных пути:

1. Следует постепенно оставить привязанность к благочестивой материальной деятельности и укрепиться в духовной истине.

2. Следует посвятить все свои поступки, нацеленные на обретение материальных плодов, Высшему Духу. Во время выполнения своих обязанностей надо думать о том, как доставить удовольствие Господу. После завершения работы следует предложить ее плоды Кришне.

3. Вся обязанности должны выполняться с преданностью Кришне. Обязанности, выполнение которых препятствует нормальному существованию в сознании Бога, следует отвергнуть.

Принимающие первый путь – это йоги или аскеты. Аскеты пытаются развязать узел материальных привязанностей путем укрощения плоти. Кроме этого, существуют различные виды йоги, предписанные для аскетов, из которых наиболее популярными являются хатха-йога и раджа-йога. Раджа-йога является главной. Человек должен сначала утвердиться в ненасилии, правдивости, отказе от воровства, целибате и автономности. Затем он культивирует в себе позитивные качества: чистоту, удовлетворенность, аскетизм, изучение священных писаний и медитацию на Бога. Благодаря этому он постепенно отказывается от дурных поступков и приучается к хорошим. Затем он практикует разнообразные позы и дыхательную гимнастику. Овладев дыханием, он сосредотачивается на образе Господа и достигает в этом постоянства. Однако перед медитацией ум необходимо отстранить от всех чувственных объектов. Когда ум успокаивается, человек достигает состояния транса. Основная цель этого метода – высвободиться из порочного цикла мотивированной деятельности путем постепенного отстранения от нее. Однако этот метод медленный и сопряжен с множеством препятствий.

Приверженцы второго метода думают, что любая материальная вещь, которую человек может пожелать, должна быть посвящена удовлетворению Господа и затем предложена Кришне. Однако здесь есть внутреннее противоречие. Может ли сердце, движимое материальными удовольствиями, легко согласиться на решение доставлять удовлетворение Господу? Если это делается только внешне, здесь нет искренности. Все это только самообман. Преданность студентов, приходящих с пожертвованиями в храм, чтобы получить хорошие оценки в сессию – это просто слова. Нечего и говорить, что такими подношениями невозможно обрести освобождения из материального рабства.

Третий метод является верным, потому он подразумевает деятельность, согласующуюся с влечением сердца. Если человека привлекает вкусная еда, он может есть пищу, предложенную Господу. Поступая так, он будет одновременно развивать свое влечение к Богу и удовлетворять материальные привязанности. Ощутив высшее наслаждение, он очень быстро перейдет от низшего вкуса к высшему. Это называется второстепенным преданным служением, но все же оно отличается от традиционной религиозной жизни. Хотя мотивированность здесь присутствует – как стремление к определенным плодам, все же этот метод способен положить конец самой мотивированной деятельности. Когда ум и тело совершают лишь деятельность, являющуюся аспектами второстепенного преданного служения, то они подчиняются этому второстепенному, а затем и подлинному преданному служению. Теистические моралисты, которые имеют эту тенденцию, становятся преданными. Все остальные теистические моралисты все еще находятся на материальном уровне».

Поскольку преданное служение опровергает все противостоящие точки зрения, оно завоевывает себе место как единственный практичный метод. Преданное служение – это высочайшее достижение человека. Оно не противоречит прогрессу общества или благосостоянию живых существ. Оно дарует душе естественный вечный покой и блаженство. Преданное служение – это образ жизни человека. Оно совершенно и благотворно во всех отношениях. Преданное служение – это единственная духовная вещь в материальном мире. Благодаря практике преданного служения, человек достигает уровня духовных эмоций и, в конечном итоге, чистой любви к Богу. Тогда сладостный и величественный Господь, обитель богини процветания, открывает свою сокровищницу духовных взаимоотношений и говорит: «О друг, я бережно хранил эту сокровище для тебя. Ты единственный имеешь на него право. Отвернув Меня, ты попал под чары Моей энергии заблуждения. Я всегда верил в тебя. Поскольку ты достиг этого своими собственными усилиями, Я чрезвычайно доволен. Служи моему вечно свежему нектарному образу и играй со Мной в безмерном океане блаженства. Оставь страхи и сожаления, ибо ты обрел вечную жизнь, исполненную блаженства. Ради Меня ты разорвал все цепи материальных привязанностей. Я не смогу вернуть тебе этот долг любви. Пусть же само твое преданное служение будет тебе наградой».

О друг, ты можешь принять эти нектарные наставления Шри Чайтаньи или не принять, но, пожалуйста, помни:

«Тот, кто не способен вызволить своих подопечных из круговорота рождения и смерти, не имеет права становиться духовным учителем, мужем, отцом, матерью или объектом поклонения простых людей». (Ш. Б. 5.5.18)

Работа над книгой завершена 14 марта 2002 г. в благоприятный день ухода Шрилы Джаганнатхи Даса Бабаджи и Шри Расикананды.

Г. Иваново.

Яшоматинандана дас


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: