«Аутсорсинг» (Оutsourcing) переводится с английского как «заключение договора подряда с внешними компаниями». Аутсорсинг – неологизм, появившийся на Западе только в начале 80-х гг., но с тех пор широко распространившийся в мире.
По аналогии были созданы термины «ауттаскинг» (outtasking) – передача вовне отдельных задач организации и «аутплейсмент» (outplacement) – вывод персонала за пределы фирмы. Иными словами, аутсорсинг – это передача сторонней компании различных элементов деятельности, которая ранее осуществлялась в рамках данной компании.
«Оutsourcing» можно перевести как «заимствование ресурсов извне». Аутсорсинг – это оказание услуг или снабжение продукцией внешними поставщиками или производителями для уменьшения издержек (The American Heritage, Dictionary of the English Language).Практическое использование аутсорсинга обусловило целый ряд определений, которые по-разному характеризуют его содержание.
Аутсорсинг это управленческое решение, связанное с передачей стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия. Сущность аутсорсинга заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».
|
|
Популярный журнал «Wired» в своей «Энциклопедии новой экономики» определяет аутсорсинг как новую стратегию управления: «Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего». Аутсорсинг по своему содержанию представляет собой выполнение сторонней организацией определённых задач или некоторых бизнес-процессов, обычно не являющихся профильным для деятельности предприятия, но, тем не менее, необходимых для полноценного его функционирования.Можно также привести следующие определения аутсорсинга:
ñ использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций;
ñ использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве специализированного агентства;
ñ кооперация, кооперированные связи;
ñ отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации;
ñ перенос IT-компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов;
ñ перевод внутреннего подразделения предприятия и всех связанных с ним активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определённого времени по оговоренной цене;
|
|
ñ передача определённых вспомогательных функций третьему лицу, специализирующемуся в этой области;
ñ привлечение ресурсов извне;
ñ продажа собственных мощностей по осуществлению каких-либо бизнес-процессов (ремонт, бухгалтерский учет, отливка заготовки);
ñ переход на приобретение соответствующей продукции или услуг на стороне;
ñ делегирование прав на предоставление непрофильных услуг сторонним компаниям. Означает глубокую специализацию внутри дружественных компаний для повышения эффективности работы каждой из них;
ñ организационное решение, оптимизирующее конфигурацию бизнес-системы, исходя из параметров «качество – издержки – обладание»;
ñ аутсорсинг – это заимствование на стороне.
Все эти определения в той или иной степени определяют аутсорсинг, дают понимание общих черт различных вариантов организации аутсорсинга.
Аутсорсинг всегда означает привлечение ресурсов специализированных организаций вместо развития собственных компетенций в конкретных видах и направлениях деятельности[15].
Использование аутсорсинга отдельных функций или бизнес-процессов позволяет заменить недостающие «ноу-хау» эффективным проект-менеджментом, выводя управление предприятием на новый, более высокий качественный уровень. Успех от создания или приобретения ноу-хау, призванного повысить качество продуктов или услуг в соответствии с требованиями рынка, заменяется успехом от реализации аутсорсинга.
Применение аутсорсинга в современных условиях, как правило, осуществляется в виде аутсорсинг-проекта. Участниками аутсорсинг- проекта являются:
ñ заказчик или клиент (клиентная организация);
ñ аутсорсер, то есть организация, которая осуществляет услуги, работы на условиях аутсорсинга.
Рассматривая аутсорсинг со стороны клиента (заказчика), выделяются его специфические формы и проявления.
Аутсорсинг для производителя продукции или услуг означает получение извне тех функций или результатов бизнес-процессов, которые ранее выполнялись внутри предприятия.
В противоположность аутсорсингу выделяют такие основные понятия в аутсорсинговых отношениях как инсорсинг, реинсорсинг.
Инсорсинг означает выполнение собственными силами предприятия тех функций или бизнес-процессов, которые раньше частично или полностью поставлялись извне.
Реинсорсинг (backsourciung)означает возвращение в число выполняемых самостоятельно, внутри предприятия функций или бизнес-процессов, которые однажды были вынесены за его пределы, то есть переданы аутсорсеру.
Данные проявления аутсорсинга всегда ведут к изменениям в бизнес-системе. Для всех этих трех видов преобразований бизнес-системы, которые можно назвать различными направлениями аутсорсинга, характерны следующие признаки:
ñ передача функций или бизнес-процессов осуществляется постоянно или на длительный срок;
ñ каждый аутсорсинг-проект представляет собой специфическое, индивидуальное решение,отражённое в специальном контракте или соглашении между заинтересованными сторонами;
ñ передача функций или бизнес-процессов осуществляется с целью более полного соответствия требованиям рынка или конечного потребителяпродукта (услуги, работы). При этом соглашение об аутсорсинге оговаривает, какие правовые и экономические обязательства в отношении потребителей или других партнёров имеют обе стороны.
В рамках аутсорсинга передача функций или бизнес-процессов может сопровождаться перемещением активов предприятия. В этой связи к аутсорсингу можно отнести:
ñ выделение части предприятия в отдельное производство;
ñ создание дочернего предприятия;
ñ продажа части активов внешней организации с последующим приобретением у нее соответствующих услуг по реализации переданных функций или бизнес-процессов.
|
|
Аутсорсинг может быть связан со значительными изменениями структуры имущества и структуры капитала предприятия. Деятельность конкретного предприятия всегда связана с использованием средств производства – материальных и нематериальных.
В рамках соглашения об аутсорсинге часть средств производства может передаваться аутсорсеру. При этом необходимо, чтобы переходящие к аутсорсеру средства производства позволили ему осуществлять производственную деятельность. Таким образом, вместе с делегированием производственных функций или бизнес-процессов аутсорсеру могут быть переданы машины и оборудование, предметы обстановки и другое имущество.
Однако для предприятия или части предприятия, занимающейся торговлей или работающей в сфере обслуживания, существенными являются нематериальные средства производства. В этом случае речь идет о постоянном круге покупателей, списке клиентов, коммерческих связях, «ноу-хау» и «гуд-вилл» (условная стоимость деловых связей).
Например, в такой области деятельности как сбыт, аутсорсеру может быть передан весь постоянный круг покупателей, а используемые для целей сбыта транспортные средства или помещения могут быть сданы ему в аренду (складские помещения, офисы). При таких аутсорсинговых отношениях права и обязанности сторон, а также условия управления совместным имуществом или капиталом, оговариваются специальным соглашением, исходя из интересов участников соглашения аутсорсинга. В качестве «третьей» стороны, то есть аутсорсера, может выступать как независимый партнер, так и организация, связанная с заказчиком прочными экономическими и правовыми отношениями.
Рассматривая аутсорсинг со стороны исполнителя, то есть самого аутсорсера, следует выделить следующие его проявления. Аутсорсинг означает сферу ключевых компетенций, стратегических интересов аутсорсера, область приложения сил, расширения доли рынка.
|
|
Аутсорсер обладает теми ресурсами, которые позволяют ему оказывать специфические услуги другим предприятиям. При этом аутсорсер может развивать данное направление своей деятельности как возможность получения дополнительного дохода и в качестве основной деятельности. Именно этот второй вариант развития бизнеса выбирают предприятия, специализирующиеся в различных видах аутсорсинговых услуг и сформировавшие новый, динамично развивающийся сектор современного бизнеса. Обладание ключевыми компетенциями в тех видах деятельности, которые составляют предмет соглашения об аутсорсинге, позволяет аутсорсеру выступать в качестве бизнес-партнера организации-заказчика.
Важно понимать, что аутсорсер принимает на себя ответственность за выполнение функций или результат бизнес-процессов, которые он продаёт заказчику. Эта ответственность выше, чем при обычных сделках купли-продажи. Это не просто качество услуг (работ) в рамках отдельно взятого аутсорсингового соглашения, это качество услуг аутсорсинга, которое может играть определяющую роль в функционировании бизнес-системы в целом. От качества услуг аутсорсинга может напрямую зависеть качество продукта или услуги, поставляемой конечному потребителю, а значит, деловая репутация клиента (заказчика). В этой связи передача функций и бизнес-процессов, а также ответственности за их выполнение аутсорсеру, связанному с заказчиком только соглашением об аутсорсинге, сопряжена с большим риском.
Практика международного бизнеса и отечественный опыт реализации различных проектов, создают множество самостоятельных решений, основанных на передаче отдельных функций и бизнес-процессов.
В этой связи особого внимания заслуживает инсорсинг как методология, противоположная аутсорсингу. К инсорсингу можно отнести:
ñ расширение основной деятельности предприятия;
ñ использование свободных производственных мощностей в основном и вспомогательном производствах для выполнения сторонних заказов;
ñ выполнение сторонних заказов при наличии свободных мощностей по реализации транспортных услуг;
ñ предоставление услуг по складированию;
ñ разработке информационных технологий и программного обеспечения.
Инсорсинг является одной из возможностей практической реализации стратегии диверсификации и обеспечивает предприятию конкурентные преимущества путём освоения и развития новых функций или направлений деятельности при соблюдении следующих условий:
ñ новые виды деятельности, которые выполняются предприятием самостоятельно, должны в будущем развиваться как основные, бизнес образующие;
ñ предприятие должно обладать необходимыми ресурсами и потенциалом для роста и развития, чтобы обеспечить привлечение высококвалифицированных специалистов;
ñ предприятие должно иметь возможности привлечения новых клиентов за счёт расширения деятельности.
Рассматривается в качестве самостоятельного направления и совместный аутсорсинг (co-outsourcing), который представляетвовлечение в решение проблемы, поставленной перед аутсорсером, ресурсов и способностей заказчика (клиента). Таким образом, участники аутсорсинга превращаются в полноценных партнёров. Данное направление аутсорсинга введено в практику бизнеса и применяется в случаях, когда для реализации аутсорсинг-проекта требуется нахождение новых решений, например, создание новых программных продуктов. Совместным аутсорсингом называют также привлечение в качестве исполнителей одновременно нескольких аутсорсеров, что позволяет использовать сильные стороны каждого из них[16].
В качестве отдельных направлений аутсорсинга рассматриваются различные цели аутсорсинг-проектов. Это обусловило выделение в самостоятельные направления аутсорсинга:
ñ реструктуризационный аутсорсинг – отказ предприятия от самостоятельного выполнения отдельных функций или бизнес-процессов, сопровождаемый ликвидацией соответствующего подразделения, реструктуризацией активов, высвобождением имущества и капитала (декапитализацией);
ñ трансформационный аутсорсинг – отказ предприятия от выполнения отдельных функций или бизнес-процессов и передача их «на сторону» с целью разработки новых систем собственными силами предприятия или с привлечением ресурсов аутсорсера. По окончании сроков разработки клиент может восстановить соответствующие подразделения на условиях реинсорсинга[17].
В современных условиях практически ни одно предприятие не обладает полным набором внутренних навыков и возможностей для достижения конкурентных преимуществ по всем направлениям своей основной и вспомогательной деятельности, что заставляет их прибегать к услугам аутсорсеров. Появление на рынке в качестве аутсорсеров поставщиков мирового уровня, удовлетворяющих стратегическим потребностям предприятия, способствует также принятию решения об аутсорсинге. Аутсорсинг в современных условиях становится методологией бизнеса. Аутсорсинг не ставит границ в выборе партнёра.
Главная цель аутсорсинга – результат реализации аутсорсинг-проекта должен способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности бизнес-системы в целом.
Поскольку в процесс создания новой стоимости – единственный, имеющий смысл для потребителя – вовлечены ресурсы обеих участников аутсорсинга, каждый из них должен стремиться к получению максимальных выгод от такого сотрудничества. Для успешности оказания услуги на аутсорсинг целесообразно учитывать следующие факторы:
ñ установление скоординированной коммуникационной стратегии;
ñ постановку заказчиком целей по аутсорсинговой услуги, включая возможность изменения целей при долгосрочных контрактах;
ñ определение права собственности на участвующий в услуге, или получаемый в результате работ по услуге интеллектуальный продукт.
В контракте на аутсорсинг необходимо детально отразить:
ñ исходное состояние передаваемого направления/бизнес-процесса (наименование работ, количество сотрудников подразделения);
ñ определить понятие снижения расходов с точки зрения заказчика;
ñ установить ответственность поставщика за его достижение;
ñ отразить способ распределения выгод между заказчиком и поставщиком от полученного снижения затрат.
В аутсорсинг-проектах активное участие принимают крупные, средние и малые предприятия, практически всех форм собственности.
В современных условиях на рынке аутсорсинговых услуг аутсорсеры представлены в форме:
ñ небольших фирм-производителей, вовлечённых в процессы производственной кооперации на основе долгосрочных соглашений;
ñ мировые лидеры в своей отрасли, поставляющие комплекс услуг множеству как крупных, так и относительно небольших компаний через свое подразделение;
ñ крупные компании-аутсорсеры, широко известные на рынке, одновременно выступающие и в качестве заказчиков услуг (например, в области обучения персонала).
Аутсорсинг бизнес-процессов как форма организации деятельности предприятия оказывает двойственное воздействие на рыночные отношения. С одной стороны, аутсорсинг переводит в сферу рынка бывшие внутренние процессы, которые внутри компании не были включены в систему товарных отношений (бухгалтерия, например).
С другой стороны, аутсорсинг подрывает рыночные отношения. Это заключается в том, что при аутсорсинге цена услуги определяется до начала её предоставления и на длительный период. Кроме того, при простой купле-продаже рыночные трансакции бесплатны, а при аутсорсинге необходимо заключать контракт, следовательно, имеются издержки по контракту.
Таким образом, аутсорсинг – это симбиоз рыночных и нерыночных отношений.
Аутсорсинг как модель хозяйствования предполагает заключение долгосрочных договоров, за время действия которых экономика успевает пройти несколько циклов, соответственно меняются бизнес-приоритеты руководства заказчика (например, снижение затрат на повышение производительности). В то время как поставщик аутсорсинговых услуг первые два-три года теряет деньги, начиная зарабатывать только во второй половине действия контракта, что часто приводит к напряженности и конфликтам с клиентами.
Аутсорсинг призван повысить общую эффективность хозяйствования экономических субъектов по сравнению с чисто рыночной формой хозяйствования. Участники аутсорсинговой системы для повышения эффективности заменяют обычную рыночную сделку купли-продажи аутсорсингом – более сложной формой экономической организации.