Реструктуризация предприятий и компаний

Цель проектов реструктуризации — улучшение качественных показателей пред­приятий и компаний за счет реформирования систем организации и управления.

Предприятие (организация) под воздействием изменения спроса на продук­цию (услуги), методов их производства и обслуживания сталкивается с необходи­мостью радикального изменения своих структуры и функций в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования (этот процесс называ­ют реорганизацией) или, что чаще, комплексного изменения методов функциони­рования для решения проблем выживания или повышения эффективности ра­боты (этот процесс называют реструктуризацией или реформированием).

В качестве оправдавшего себя механизма преобразований проявили себя про­екты реструктуризации, осуществляемые специально подготовленными коман­дами специалистов предприятий с участием консультантов. Проекты реструкту­ризации (реформирования) стали высокоэффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий (организаций) и рассматрива­ются как совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функ­ционирования компании в соответствие с изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития.


Реструктуризация включает: совершенствование структуры и функций управления; преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности; совершен­ствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повыше­ния эффективности производства, конкурентоспособности продукции/услуг, роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности. Началу работ по реструктури­зации предшествует комплексная диагностика, по результатам которой принимается решение о конкретном наборе мероприятий и работ, связанных с преобразованиями. Схема жизненного цикла проекта реструктуризации приведена на рис. 5.18.

Важно заметить, что необходимость реформирования возникает не только у пред­приятий и компаний, находящихся в неблагополучном состоянии (спад про­изводства и оборота, приближение к состоянию банкротства и др.). Как ни пара­доксально, наибольший интерес к реструктуризации проявляют руководители процветающих предприятий и компаний. Последнее, правда, относится к умным, дальновидным руководителям, понимающим, что быстрый рост оборота, замет­ное повышение уровня жизни работников могут означать «синдром большого бизнеса» — неадекватность системы управления новым масштабам деятельнос­ти. Реструктуризацию можно рассматривать также в качестве первого этапа под­готовки предприятия к приватизации, после завершения которого осуществляет­ся продажа компании частным инвесторам. Реструктуризация осуществляется на основе бизнес-плана или его более традиционной разновидности — организаци­онного проекта, представляющих собой модель развития структуры и функций компании в соответствии с поставленными задачами.

Принципиальная модель осуществления реструктуризации (реформирования) предприятий и компаний приведена на рис. 5.19, иерархия задач реструктуриза­ции предприятий - на рис. 5.20.

и слабых сторон предприятия; 3 — общая диагностика состояния и тенденций, 4 — анализ финансового состояния; 5 — анализ проблемного поля и выделение ключевых проблем; 6 — формирование путей и проектов решения проблемы (с использованием технологии «мозгового штурма»). 7 — оценка инновационного потенциала; 8 — выделение приоритетных направлений деятельности {стратегий]. 9 — прогноз, анализ и оценка вариантов реформирования предприятия; 10 — разработка программы реформирования; 11 — оценка источников ресурсов;
12 — распределение ресурсов; 13 — выделение первоочередных проектов; 14 — формирование команд, 15 — проработка и защита первоочередных проектов; 16 — выбор и фиксация стратегии программ реформирования, 17 — определение первоочередных организационных шагов

Принятие решения о необходимости структуризации компании должно быть продиктовано результатами так называемой диагностики (см. рис. 5.18) По её ре­зультатам разрабатывается программа работ, выполняемая в 3 этапа (табл.5.19).

Таблица 5.19. Структура и длительность работ, связанных с реализацией проекта реформирования компании

№ п/п Наименование и примерное содержание работ Длительность, рабочие дни
  Комплексная оценка состояния предприятия — диагностика, выработка стратегии и первоочередных мер по выходу из кризиса (номенклатура работ на этапе 1 приведена ниже) Минимальная (при условии полного «погружения») — 4-1. Средняя фактическая — 25-30
  Осуществление мероприятий, выработанных на этапе 1: изменение организационной структуры, ассортиментной политики, освоение новой информационной системы, переподготовка персонала и др. (номенклатура работ на этапе 2 приведена ниже) Минимальная (для малых и средних предприятий с удовлетворительными результатами диагностики) — до 150. Средняя (для средних и крупных предприятий с неудовлетворительными результатами диагностики) — до 300
  Сопровождение проектов реструктуризации — мониторинг, контроль, управление изменениями, анализ результатов (номенклатура работ на этапе 3 приведена ниже)   Средняя длительность сопровождения равна продолжительности проекта плюс 1-2 месяца на анализ и обобщение

Номенклатура работ на этапе 1:

• предварительная формулировка стратегической цели, концепции и миссии компании;

• оценка изменений внешней конкурентной среды;

• комплексная диагностика предприятия и оценка инновационного потен­циала;

• анализ «проблемного поля» и выделение ключевых проблем;

• формулирование стратегических целей компании;

• выделение приоритетных стратегий;

• разработка программ реформирования;

• оценка источников ресурсов;

• распределение ресурсов;

• выделение первоочередных проектов;

• формирование команд проектов;

• проработка и зашита первоочередных проектов;

• выбор и фиксация стратегии и программы реформирования.
Номенклатура работ на этапе 2:

• подготовка бизнес-плана реструктуризации;

• совершенствование организационной структуры предприятия (компании);

• перестройка системы управления финансами;

• упорядочение технологии управленческого учета;

• реорганизация системы маркетинга на предприятии;

• создание системы переподготовки руководителей и специалистов;

• реинжиниринг бизнеса;

• децентрализация системы управления предприятием;

• внедрение эффективной информационной системы управления, включая
мониторинг целевых показателей;

• развитие связей с общественностью.
Номенклатура работ на этапе 3:

• мониторинг проекта;

• контроль за целевыми показателями;

• управление изменениями;

• подготовка и презентация аналитического отчета

.

В примере, изложенном ниже, показаны наиболее распространенные страте­гии, обеспечивающие адаптацию фирм к изменениям внешней среды.

Различают 2 аспекта эффективности управленческих решений, связанных с ре­структуризацией:

• целевой — отражает меру достижения целей организации;

• затратный — отражает экономичность способов преобразования ресурсов в результаты производства.

Основными видами дополнительных затрат, связанных с реструктуризацией являются:

• подготовка и сопровождение внедрения проекта реструктуризации;

• затраты на переоснащение и сопутствующие капитальные затраты;

• обучение (повышение квалификации) работников;

• разработка и осуществление проекта развития информатизации компании;

• создание и сертификация системы качества компании;

• создание, наполнение и актуализация фирменного банка данных «Цены. Нор­мативы. Партнеры»;

• развитие службы маркетинга (в том числе международного);

• проведение мероприятий, связанных с улучшением психологического кли­мата в компании в период реструктуризации.

Вовсех крупных американских и большинстве европейских компаний созданы специальные подразделения по развитию, основной задачей которых является совершенствование структуры и функций. По имеющимся зарубежным дан­ным [80], затраты на реструктуризацию, как правило, не превышают 0,3-0,5 % от затрат компании. Комплексная реорганизация обходится значительно до­роже, так как связана с работами по консервации (продаже, покупке, слиянию, перевооружению) подразделений, и ее стоимость может доходить до 5-7 % и более от затрат компании.

Обобщенные данные по зарубежным аналогам (понижающий коэффициент на российские условия хозяйствования принят равным 0,5) свидетельствуют о сле­дующих параметрах эффективности реструктуризации компаний инвестицион­но-строительного типа:

• сокращение строительной фазы проекта на 13-15 %;

• сокращение инвестиционного цикла в целом на 7-9 %;

• повышение выработки на одного работающего на 12-20 %.

Особая роль принадлежит команде проекта, создаваемой из работников ком­пании, обычно с привлечением специалистов из консалтинговых фирм. Эта ко­манда (руководящий комитет, временный комитет, рабочая группа) управляет процессом реструктуризации с примерно следующим распределением функций:

• главный экономист — доработка и внедрение финансовых систем (бюджет, оценка эффективности, внутреннее ценообразование);

• главный бухгалтер — изменение процедур отчетности с учетом новых задач компании;

• заместитель директора по кадрам и безопасности — кадровые вопросы (пе­реподготовка, штаты и др.);

• финансовый директор — координация проекта с выполнением функций проект-менеджера;

• консалтинговая фирма — методическая подготовка и участие в диагностике, разработке и внедрении мероприятий по реструктуризации;

• генеральный директор — контроль за выполнением заданий и соблюдением сроков.

Все работы по реструктуризации организуются но проектному принципу с использованием подходов управления проектами (проект-менеджмента).

Принципиальная схема управления проектом реструктуризации приведена на рис. 5.22.

Разновидностью реорганизации предприятия является аутсорсинг, который состоит в том, что часть неэффективных (или малоэффективных) про­цессов или видов деятельности передается для выполнения из одной организа­ции в другую, имеющую наилучшие показатели качества и эффективности по дан­ному процессу.

Сегодня термин «аутсорсинг» является, пожалуй, самым распространенным в литературе по менеджменту [81, 82]. Довольно часто он встречается, и не без основания, в тексте международных стандартов ISО серии 9000 версии 2000 года. Аутсорсинг становится важнейшим элементом системы отношений между орга­низацией-изготовителем и различного рода смежниками и партнерами. В отли­чие от обычного поставщика, аутсорсер (то есть организация, осуществляющая аутсорсинг) полностью включен в общую конфигурацию системы менеджмента качества изготовителя по соответствующему виду деятельности. Таково требова­ние стандарта ISО 9001:2000 (см. п. 4.1).

Конечно, многие авторы сетуют на многочисленные опасности, связанные с при­менением аутсорсинга [81, 82], а именно: опасность передачи важных функций в руки других компаний; угроза потери управленческого опыта; обучение чужих специали­стов вместо своих; утечка важной информации; особые требования к договорной дис­циплине и возрастание рисков, связанных с их невыполнением, и т. д. Однако эконо­мическая целесообразность во многих случаях перевешивает эти риски и опасения на весах принятия управленческих решений.

Например, Г. Форд был ярым сторонником «натурального хозяйства» при про­изводстве автомобилей, и поэтому в 1920-х годах практически все производство автомобилей марки Ford было сосредоточено на его заводах. Однако к концу века до 70% комплектующих изделий уже производилось у специализированных поставщиков [81].

Опыт различных предприятий показывает, что аутсорсинг позволяет снизить на 50% или более издержки на соответствующие процессы предприятий, свя­занные с изготовлением продукции и оказанием услуг. Другими словами, если вами поставлена амбициозная цель — сократить издержки производства не ме­нее чем на 30-50%, то маловероятно, что удастся достичь такого результата без аутсорсинга.

На самом деле речь идет скорее не об издержках производства, а об издержках обращения, или так называемых трансакционных издержках. Это издержки, кото­рые несет любая компания по поиску клиентов, заключению договоров продажи, доставке товаров к покупателю, которые у специализированного предприятия все­гда ниже. Другими словами, издержки производства, скорее всего, и у изготовите­ля, и у аутсорсера будут примерно одинаковы, а вот издержки обращения могут существенно отличаться.

По данным П. Друкера, известного специалиста в области менеджмента, изго­товитель от установленной цены товара получает лишь 15-25%, а оставшиеся 75-85 % достаются владельцам рыночной инфраструктуры (торговля, реклама, каналы сбыта, связь с потребителями, транспортировка и хранение, послепродаж­ное обслуживание и т. д.) [83. 84].

Отсюда, в частности, вытекает необходимость для любой компании разви­вать взаимоотношения с потребителями, которые (взаимоотношения) явля­ются ее самым важным интеллектуальным капиталом (нематериальным акти­вом). Многие же до сих пор полагают, что главные активы компании — это станки, оборудование, технологии производства, здания, ну, в крайнем случае, информация и знания!

Чтобы не потерять эти 75-85% доходов, производитель должен создавать структуры фирменной торговли и технического обслуживания своей продукции. Это могут быть фирменные магазины, дилерские и дистрибуторские сети, станции и пункты обслуживания и ремонта, склады продукции и запчастей и т. д. Такая структура компании обеспечивает ей максимальное использование своего финан­сового потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: