ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
Кафедра Биологической химии (биохимии)
В.Э.Цейликман, А.Л.Цытович, Л.И.Крупицкая,
Л.Ф.Чарная, А.А. Устинова
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО БИОХИМИИ
Учебное пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1-2 курса, обучающихся по специальности
Лечебное дело
Челябинск 2015
УДК 577(075.8)(076.1)(086.76)
ББК 28.072я73-74
Рецензенты:
Л.В.Кривохижина – заведующий кафедрой Патфизиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, профессор
Ю.М. Захаров – заведующий кафедрой Нормальной физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, профессор
Авторы:
В.Э. Цейликман -заведущий кафедройБиологической химии (биохимии) ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, профессор, А.Л. Цытович, А.А. Устинова- доценты кафедрыБиологической химии (биохимии) ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, Л.И. Крупицкая, Л.Ф. Чарная - ст.преподаватели кафедры Биологической химии(биохимии) ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России
Учебное пособие составлено с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности лечебное дело - 060101, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 1118 от 8 ноября 2010 года. Учебное пособие является методическим руководством для самостоятельной работы по биологической химии во внеаудиторное время и предназначено для студентов, обучающихся по специальности лечебное дело - 060101. Содержит темы, цели и содержание занятий, задания по самоподготовке и методические указания к их выполнению, задания для контроля исходного уровня, примеры ситуационных и обучающих задач, список тем реферативных сообщений, некоторые биохимические показатели жидких сред организма, список основной и дополнительной учебной литературы.
|
|
Учебное пособие утверждено на заседании ученого Совета ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России от протокол №
Учебному пособию присвоен гриф УС ЮУГМУ и рекомендовано для
внутривузовского использования от
© Цейликман В.Э., Цытович А.Л., Чарная Л.Ф., Крупицкая Л.И., Устинова А.А. 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
Основная цель учебного пособия – помочь студенту освоить теоретический материал по дисциплине Биохимия, развить творческое отношение к аудиторной и внеаудиторной учебной работе, привить навыки критического анализа наблюдаемых фактов и явлений, систематически осуществлять самостоятельный контроль усвоения учебного материала. На рисунке 1 представлена взаимосвязь между разделами биологической химии и их ролью для диагностики и лечения заболеваний.
Студентам рекомендуется вести запись в отдельной тетради для выполнения заданий при самостоятельной подготовке к предстоящему практическому занятию.
|
|
В ходе подготовки к занятию выполните в тетради задания из таблицы. Задания необходимо выполнять, пользуясь учебниками, конспектами лекций, видеоматериалами (список приводится в разделе Список литературы). Разберите обучающие ситуационные задачи и выполните тест.
В ходе изучения материала соответствующей темы необходимо:
1. Внимательно ознакомиться с формулировками домашних заданий.
2. Изучить необходимый материал, касающийся темы предстоящего практического занятия по учебнику и конспектам лекций, а в случае необходимости получить более широкие и глубокие знания – по дополнительным источникам.
3. Воспроизвести в тетради для самоподготовки требуемые формулы, схемы биохимических процессов, графики и др.
4. Понять взаимосвязь изученных процессов, а также их биологическое и физиологическое значение.
Особенностью биохимии, как и других химических наук, является выражение сущности процессов, протекающих в живых клетках, с помощью структурных формул. Обилие формульного материала представляет определенные трудности для изучения биологической химии. Между тем, избежать запоминания многих формул, реакций и целых процессов нельзя, так как они отображают структуру веществ и те изменения, которые с ними происходят при различных взаимодействиях. Единственным путем, помогающим изучению биологической химии, явля-ется сознательное, осмысленное изучение формул, для чего необходимо уметь разбираться в их составных частях, понять их рациональные названия, составляемые в соответствии с правилами химической номенклатуры. Студентам, изучающим биологическую химию, рекомендуется при изучении формульного материала воспроизводить формулы на бумаге четко и аккуратно.
Программа курса биологической химии составлена так, что наряду с ознакомлением с основами биологической химии студенты-медики получают представление о патологической биохимии. Это подготавливает их к прослушиванию курса патологической физиологии и клинических дисциплин: терапии, хирургии, онкологии и др.
Лабораторные занятия являются экспериментальным подтверждением тео-ретического материала, даваемого на лекциях. Они включают новые методы биохимической диагностики ряда заболеваний, элементы учебно-исследовательской работы (сравнительное исследование отдельных метаболитов обмена веществ в норме и патологии), что способствует развитию навыков самостоятельной работы каждого студента.
Систематическая проверка знаний студентов проводится путем выполнения контрольных задач, контрольных работ, бесед с преподавателем и тестового программированного контроля уровня знаний на индивидуальных компьютерах. Вопросы составляются так, чтобы студент мог не только использовать информацию, полученную из лекционного курса и учебников, но и самостоятельно найти необходимые материалы, применить полученные знания на практике.
На практических занятиях студентом выполняется лабораторная работа, основной целью которой является закрепление теоретической информации об особенностях строения, свойств биомолекул и биохимических процессах, протекающих в организме человека, что способствует развитию у него способности к самостоятельному и творческому мышлению.
Закрепление теоретического материала проводится на коллоквиумах по основным разделам курса (химия белков, ферменты, витамины, гормоны, обмен углеводов, липидов, белков, матричные биосинтезы, взаимосвязь обменных процессов, регуляция обмена веществ).
В связи с системно-методологическим подходом в процессе обучения для повышения качества знаний и усвоения студентами комплекса знаний, умений и практических навыков по определенным разделам, целесообразно рассматривать графологическую и логико-дидактическую структуру раздела (см. Приложение), определяющую место и значимость данного раздела в курсе биохимии и отражающую взаимосвязь изучаемого раздела с базовыми и профильными дисциплинами.
|
|
Рисунок 1. Разделы биологичекой химии