Предисловие. Кафедра биологической химии (биохимии)

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Кафедра Биологической химии (биохимии)

В.Э.Цейликман, А.Л.Цытович, Л.И.Крупицкая,

Л.Ф.Чарная, А.А. Устинова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО БИОХИМИИ

Учебное пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 1-2 курса, обучающихся по специальности

Лечебное дело

Челябинск 2015


УДК 577(075.8)(076.1)(086.76)

ББК 28.072я73-74

Рецензенты:

Л.В.Кривохижина – заведующий кафедрой Патфизиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, профессор

Ю.М. Захаров – заведующий кафедрой Нормальной физиологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, профессор

Авторы:

В.Э. Цейликман -заведущий кафедройБиологической химии (биохимии) ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, профессор, А.Л. Цытович, А.А. Устинова- доценты кафедрыБиологической химии (биохимии) ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, Л.И. Крупицкая, Л.Ф. Чарная - ст.преподаватели кафедры Биологической химии(биохимии) ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России

Учебное пособие составлено с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности лечебное дело - 060101, утвержденного приказом Минобрнауки РФ № 1118 от 8 ноября 2010 года. Учебное пособие является методическим руководством для самостоятельной работы по биологической химии во внеаудиторное время и предназначено для студентов, обучающихся по специальности лечебное дело - 060101. Содержит темы, цели и содержание занятий, задания по самоподготовке и методические указания к их выполнению, задания для контроля исходного уровня, примеры ситуационных и обучающих задач, список тем реферативных сообщений, некоторые биохимические показатели жидких сред организма, список основной и дополнительной учебной литературы.

Учебное пособие утверждено на заседании ученого Совета ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России от протокол №

Учебному пособию присвоен гриф УС ЮУГМУ и рекомендовано для

внутривузовского использования от

© Цейликман В.Э., Цытович А.Л., Чарная Л.Ф., Крупицкая Л.И., Устинова А.А. 2015

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основная цель учебного пособия – помочь студенту освоить теоретический материал по дисциплине Биохимия, развить творческое отношение к аудиторной и внеаудиторной учебной работе, привить навыки критического анализа наблюдаемых фактов и явлений, систематически осуществлять самостоятельный контроль усвоения учебного материала. На рисунке 1 представлена взаимосвязь между разделами биологической химии и их ролью для диагностики и лечения заболеваний.

Студентам рекомендуется вести запись в отдельной тетради для выполнения заданий при самостоятельной подготовке к предстоящему практическому занятию.

В ходе подготовки к занятию выполните в тетради задания из таблицы. Задания необходимо выполнять, пользуясь учебниками, конспектами лекций, видеоматериалами (список приводится в разделе Список литературы). Разберите обучающие ситуационные задачи и выполните тест.

В ходе изучения материала соответствующей темы необходимо:

1. Внимательно ознакомиться с формулировками домашних заданий.

2. Изучить необходимый материал, касающийся темы предстоящего практического занятия по учебнику и конспектам лекций, а в случае необходимости получить более широкие и глубокие знания – по дополнительным источникам.

3. Воспроизвести в тетради для самоподготовки требуемые формулы, схемы биохимических процессов, графики и др.

4. Понять взаимосвязь изученных процессов, а также их биологическое и физиологическое значение.

Особенностью биохимии, как и других химических наук, является выражение сущности процессов, протекающих в живых клетках, с помощью структурных формул. Обилие формульного материала представляет определенные трудности для изучения биологической химии. Между тем, избежать запоминания многих формул, реакций и целых процессов нельзя, так как они отображают структуру веществ и те изменения, которые с ними происходят при различных взаимодействиях. Единственным путем, помогающим изучению биологической химии, явля-ется сознательное, осмысленное изучение формул, для чего необходимо уметь разбираться в их составных частях, понять их рациональные названия, составляемые в соответствии с правилами химической номенклатуры. Студентам, изучающим биологическую химию, рекомендуется при изучении формульного материала воспроизводить формулы на бумаге четко и аккуратно.

Программа курса биологической химии составлена так, что наряду с ознакомлением с основами биологической химии студенты-медики получают представление о патологической биохимии. Это подготавливает их к прослушиванию курса патологической физиологии и клинических дисциплин: терапии, хирургии, онкологии и др.

Лабораторные занятия являются экспериментальным подтверждением тео-ретического материала, даваемого на лекциях. Они включают новые методы биохимической диагностики ряда заболеваний, элементы учебно-исследовательской работы (сравнительное исследование отдельных метаболитов обмена веществ в норме и патологии), что способствует развитию навыков самостоятельной работы каждого студента.

Систематическая проверка знаний студентов проводится путем выполнения контрольных задач, контрольных работ, бесед с преподавателем и тестового программированного контроля уровня знаний на индивидуальных компьютерах. Вопросы составляются так, чтобы студент мог не только использовать информацию, полученную из лекционного курса и учебников, но и самостоятельно найти необходимые материалы, применить полученные знания на практике.

На практических занятиях студентом выполняется лабораторная работа, основной целью которой является закрепление теоретической информации об особенностях строения, свойств биомолекул и биохимических процессах, протекающих в организме человека, что способствует развитию у него способности к самостоятельному и творческому мышлению.

Закрепление теоретического материала проводится на коллоквиумах по основным разделам курса (химия белков, ферменты, витамины, гормоны, обмен углеводов, липидов, белков, матричные биосинтезы, взаимосвязь обменных процессов, регуляция обмена веществ).

В связи с системно-методологическим подходом в процессе обучения для повышения качества знаний и усвоения студентами комплекса знаний, умений и практических навыков по определенным разделам, целесообразно рассматривать графологическую и логико-дидактическую структуру раздела (см. Приложение), определяющую место и значимость данного раздела в курсе биохимии и отражающую взаимосвязь изучаемого раздела с базовыми и профильными дисциплинами.

Рисунок 1. Разделы биологичекой химии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: