1. Свободные радикалы, образование (ферментативное, не ферментативное), виды.
2. Регуляция свободнорадикального окисления. Антиоксиданты.
3. Значение свободных радикалов в жизнедеятельности организма.
4. Способы профилактики и коррекции свободнорадикального окисления.
5. Методы исследования свободных радикалов.
6. Хемилюминесцентный анализ в биологии и медицине.
Для успешного усвоения темы и активной работы на занятии выполните следующие заданиясогласно таблице 11.
Таблица 11. Свободно-радикальное окисление
Задание | Указания к выполнению задания |
Изучите пути образования активных форм кислорода (АФК) |
|
Изучите сущность процесса перекисного окисления липидов (ПОЛ) и перекисного окисления белков (ПОБ) | 1. Напишите реакции зарождения цепи радикальных реакций с образованием органических радикалов (R●). 2. Напишите реакции развития цепных реакций с остатками непредельных жирных кислот. 3. Представьте реакции обрыва цепи с образованием неактивных продуктов. 4. Что такое перекисное окисление белков? Каковы механизмы деструкции белков в ходе перекисного окисления? Обратите внимание, что окислительная модификация белков (ОМБ) играет ключевую роль в молекулярных механизмах окислительного стресса и является пусковым механизмом к окислительной деструкции других молекул (липиды, ДНК) клетки. |
Объясните биологическое значение перекисного окисления липидов (ПОЛ), белков, нуклеиновых кислот. | 1. Объясните, почему процесс ПОЛ связан с биологическими мембранами. 2. Охарактеризуйте участие ПОЛ в обновлении биомембран. 3. Охарактеризуйте участие ПОЛ в синтезе эйкозаноидов – простагландинов, тромбоксанов, простациклинов, лейкотриенов. 4. Перечислите факторы, стимулирующие ПОЛ с развитием окислительного стресса. |
Изучите механизмы действия системы антиоксидантной защиты организма | 1. Дайте определение понятию «антиоксиданты». На какие группы по механизму действия они делятся? 2. Охарактеризуйте группу «перехватчиков» органических радикалов – витамин Е (α-токоферол), убихинон (КоQ), витамин С (аскорбиновую кислоту), β-каротин, глутатион. 3. Охарактеризуйте аниоксиданты–хелатирующие соединения: церулоплазмин, ферритин-трансферин. 4. Изучите ферменты системы антиоксидантной защиты: а) супероксиддисмутазу (СОД): какие ионы металлов содержатся в составе СОД; напишите реакции, катализируемые СОД; б) каталазу: напишите реакцию, катализируемую данным ферментом; в) глутатионпероксидазу: напишите реакции, катализируемые данным ферментом; почему недостаточное поступление селена вместе с пищей ведет к снижению активности системы антиоксидантной защиты организма? |
|
|
|
|