Вопросы раздела. 1.Общие пути катаболизма аминокислот

1.Общие пути катаболизма аминокислот. Катаболические превращения аминокислот по α-NH2 группе, по α-СООН группе и по углеродному «скелету».

2.Декарбоксилирование аминокислот. Ферменты. Кофакторы. Продукты.

3.Биогенные амины(гистамин, серотонин, гамма-масляная кислота, катехоламины), образование, функции. Токсические амины, безвреживание.

4.Трансаминирование (переаминирование). Химизм процесса, характеристика трансаминаз, роль витамина В6 в трансаминировании.

5.Биологическое значение реакций трансаминирования. Коллекторная функция α-

кетоглутарата в процессе трансаминирования.

6.Дезаминирование аминокислот. Виды дезаминирования. Окислительное (прямое) дезаминирование глутамата. Химизм и значение процесса, характеристика

фермента.

7.Трансдезаминирование аминокислот (непрямое дезаминирование). Схема процесса. Роль α-кетоглутарата, глутамата в этом процессе. Биологическое значение трансдезаминирования.

8.Судьба безазотистого остатка аминокислот (α-кетокислот). Гликогенные и кетогенные аминокислоты. Связь обмена аминокислот с ЦТК.

9.Источники и основные пути образования аммиака.

10.Токсичность и пути обезвреживания NH3:

а) восстановительное аминирование a-кетоглутарата;

б) образование амидов (глутамина, аспарагина) и аланина — транспортных форм

аммиака;

в) образование солей аммония (аммонигенез в почках); роль глутамина (аспарагина) в образовании солей аммония в почках и поддержании кислотно-основного состояния в организме;

г) биосинтез мочевины. Цикл Кребса-Хензелайта (орнитиновый цикл). Химизм

процесса, роль аспартата в этом процессе.

11.Нарушение биосинтеза мочевины. Гипераммониемия. Врожденные ферментные

нарушения цикла мочевинообразования (цитрулинемия и аргининемия).

12.Трансметилирование. Метионин и S-метионин. Синтез креатина, адреналина, фосфотидилхолинов. Тетрагидрофолиевая кислота, её производные в обмене аминокислот.

13. Обмен фенилаланина и тирозина в тканях. Фенилкетонурия, методы предупреждения, лечение. Алкаптонурия. Альбинизм.Нарушения синтеза дофамина при паркинсонизме.

При подготовке к занятию, используя лекции, учебники и дополнительную литературу, выполните следующие задания согласно таблице 18.

Таблица 18. Обмен аминокислот

Задание Указания к выполнению задания  
Вспомните структуру и свойства аминокислот. Напишите структуру моноаминомонокарбоновых аминокислот. Напишите структуру ароматических и гетероциклических аминокислот. Напишите структуру моноаминодикарбоновых и диаминомонокарбоновых аминокислот.  
Изучите общие пути превращений аминокислот в тканях. Дайте определение понятию «клеточный метаболический фонд аминокислот». Зарисуйте схему основных путей поступления и использования аминокислот в клетке.  
Изучите процессы переаминирования, дезаминирования и декарбоксилирования аминокислот. Представьте общую схему процесса переаминирования. Вспомните структуру пиридоксальфосфата и напишите молекулярный механизм переаминирования. Объясните биологический смысл переаминирования и его роль во взаимосвязи обмена аминокислот с углеводами, липидами, циклом трикарбоновых кислот. Напишите названия глюкогенных и кетогенных аминокислот. Охарактеризуйте типы дезаминирования в живых системах. Напишите схему действия глутаматдегидрогеназы Напишите непрямое дезаминирование аланина, аспартата, серина. Напишите реакции декарбоксилирования гистидина, триптофана, лизина, глутамата. Охарактеризуйте биологические эффекты образующихся аминов. Напишите схему инактивации аминов в организме.  
Изучите пути обезвреживания аммиака в организме. Напишите реакции синтеза и распада глутамина. Представьте схему выведения аммиака с мочой. Нарисуйте схему взаимосвязи между орнитиновым циклом и циклом трикарбоновых кислот. Объясните, какие соединения являются донорами первого и второго атомов азота при синтезе мочевины. Напишите реакции орнитинового цикла с участием этих соединений.  
Изучите процессы обмена некоторых аминокислот. Представьте схему метаболизма ароматических аминокислот. Назовите биохимические дефекты при фенилкетонурии, альбинизме, алкаптонурии. Напишите примеры реакций метилирования с участием S-аденозилметионина. Напишите структуру глутатиона и укажите его биологическую роль. Представьте схему превращений цистеина и глицина.  
Особенности обмена аминокислот у детей. Отметьте особенности обмена аминокислот в детском возрасте. Охарактеризуйте конечные продукты азотистого обмена и их экскрецию в онтогенезе. Охарактеризуйте физиологическую протеинурию и креатинурию.
       

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: