Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:
По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:
- анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли. Одним из его аспектов является анализ прибыли по данным бухгалтерского учета и налогооблагаемой прибыли;
- анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:
- внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками организации с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
|
|
- внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой организацией в открытой печати отчетности.
По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:
- анализ прибыли по организации в целом. В процессе этого анализа изучается формирование, распределение и использование прибыли без выделения отдельных структурных подразделений организации (используется в финансовом анализе);
- анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
- анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).
По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:
- полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
- тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой организацией налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности организации и др.).
По периоду и глубине проведения выделяют:
- предварительный анализ прибыли (экспресс-анализ прибыли, прогнозный анализ), связанный с условиями ее формирования, распределения или предстоящего использования, с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых или инвестиционных операций, при составлении бизнес-плана, анализ итоговой бухгалтерской отчетности в целях определения массы и нормы прибыли, рентабельности продаж и активов организации;
|
|
- оперативный анализ прибыли, проводимый в процессе осуществления производственной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли;
- последующий (углубленный) анализ прибыли, осуществляемый по результатам работы за отчетный период для наиболее полного изучения финансовых результатов в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, выявления факторов, повлиявших на изменение прибыли в сравнении с бизнес-планом, показателями реализуемого инвестиционного проекта или предыдущим периодом, а также для контроля и последующей корректировки показателей выполняемого организацией бизнес-плана;
- детализированный анализ прибыли, проводимый в разрезе изучения каждого из факторов, оказывающих влияние на величину прибыли в целом по организации, прибыли по отдельным видам выпускаемой продукции или конкретным продажам.
Процесс управления прибылью включает в себя осуществление ряда функций, таких как планирование конечных финансовых результатов, учет формирования, распределения и использования прибыли, оценка и анализ достигнутого уровня, принятие управленческих решений. Таким образом, результаты анализа используются для принятия решений в области управления прибылью. В ходе анализа разрабатывается несколько вариантов принятия решения, на основе которых принимается решение, оптимальное для организации в данной ситуации.
При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах – в ценах предыдущего или отчетного периодов.
В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов. К ним можно отнести горизонтальный и вертикальный анализ, сравнительный анализ и анализ по факторам, анализ коэффициентов рентабельности и анализ рисков, интегральный анализ и др.
Прежде всего, необходимо, используя данные отчета о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий годы, а также показатели бизнес-плана на отчетный год, определить изменение величины общей бухгалтерской прибыли организации (прибыли до налогообложения). При этом для анализа может быть использована следующая форма, представленная в таблице 9.1.
Таблица 9.1 – Анализ формирования прибыли (убытка) организации
Показатель | За прошлый год | За отчетный год | Изменение | Темп прироста, % | |||
млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | млн. руб. | уд. вес, % | ||
1. Прибыль (убыток) от текущей деятельности, в том числе: | |||||||
1.1. Прибыль (убыток) от реализации | |||||||
1.2. Сальдо прочих доходов и расходов по текущей деятельности | |||||||
2. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, в том числе: | |||||||
2.1. Сальдо доходов и расходов от инвестиционной деятельности | |||||||
2.2. Сальдо доходов и расходов от финансовой деятельности | |||||||
2.3. Иные доходы и расходы | |||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
Таким образом, анализ финансовых результатов коммерческой организации начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования (см. рис. 9.1 и табл. 9.1). По итогам расчетов делается вывод о влиянии на изменение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования.
|
|
Поскольку качество прибыли (убытка) до налогообложения определяется ее структурой, то целесообразно обратить особое внимание на изменение удельного веса прибыли от реализации в прибыли до налогообложения. Его снижение рассматривается как негативное явление, свидетельствующее об ухудшении качества прибыли до налогообложения, так как прибыль от реализации является финансовым результатом от текущей (основной) деятельности организации и считается его главным источником средств.
Поэтому желательно следующее соотношение темпа роста прибыли от реализации (ТРПР) и темпа роста прибыли до налогообложения (ТРПДН):
ТРПР >= ТРПДН (9.2)
Данное соотношение темпов роста отражает ситуацию, в которой удельный вес прибыли от реализации в прибыли до налогообложения как минимум не уменьшается и, следовательно, качество прибыли до налогообложения по меньшей мере не ухудшается.
В процессе проведения анализа прибыли изучается масса (величина) прибыли организации за анализируемый период, ее динамика и структура, выполнение плана по прибыли. При этом показатели, фактически полученные за отчетный период, сравниваются с аналогичными показателями бизнес-плана, предыдущего периода, организаций, выпускающих однородную продукцию.
В связи с важностью прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг для формирования финансовых ресурсов организации отдельно проводится ее анализ. Анализ прибыли (убытка) от реализации начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих расходов и расходов на реализацию. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от реализации как наибольший положительный показатель.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии на отклонение прибыли (убытка) от реализации изменений величин каждого из элементов, определяющих ее формирование.
|
|
Далее проверяется выполнение условия оптимизации прибыли от реализации:
ТРВРН > ТРСП (9.3)
где ТРВРН – темп роста выручки (нетто) от реализации, %;
ТРСП – темп роста полной себестоимости реализованной продукции (суммы себестоимости реализованной продукции, управленческих расходов и расходов на реализацию), %.
Данное соотношение темпов роста ведет к снижению удельного веса полной себестоимости в выручке (нетто) от реализации и, соответственно, к повышению эффективности текущей деятельности организации. В случае невыполнения условия оптимизации прибыли от реализации выявляются причины его невыполнения.
Анализ прибыли (убытка) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности ведется в разрезе формирующих ее доходов и расходов. В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика. При этом структуры доходов и расходов, связанных с данными видами деятельности, анализируются в отдельности.
По итогам аналитических расчетов делается вывод о влиянии изменения суммы связанных с инвестиционной, финансовой и иной деятельностью доходов и расходов в целом и отдельных их элементов на отклонение величины данного вида прибыли (убытка).
Анализ чистой прибыли (убытка) ведется в разрезе определяющих ее элементов, которыми являются прибыль (убыток) до налогообложения, отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства, текущий налог на прибыль и прочие налоги и сборы, исчисляемые из прибыли (дохода). В ходе анализа изучаются ее объем, состав, структура и динамика.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли организации.