Джулиан Бернард Роттер

Родился в 1916 г. в Бруклине. Бакалавр в области химии (Бруклин­ский колледж, 1937), магистерская и докторская степени по психо­логии (Айовский университет, 1938 г. и Индианский университет, 1941). После Второй мировой войны, во время которой служил военным психологом, работает с Дж. Келли в университете Огайо. С 1963 г. профессор психологии Коннектикутского университета. Основные работы в области социального научения и клинической психологии. В исследованиях личности исходил из признания ин­дивидуальных различий в сфере возложения ответственности за то, что происходит с человеком. Ввел понятия интернального и экстернального локуса контроля. Первым обладают лица, склон­ные принимать ответственность на себя, а второй характерен для тех, кто приписывает ответственность внешним факторам (случай, судьба и т. п.). В об­ласти психологического тестирования личности исходит из того, что любой тест должен базироваться на развитой теории, касающейся природы измеряемого явления. Помимо шкалы интернальности—экстернальности разработал и другие личностные тесты, один из наиболее известных — тест «Неоконченные предложения». Умер в 1985 г.

Значимым событием этого десятилетия была разработка критериально-ори­ентированного тестирования1. Термин был введен Р. Гласером (R. Glaser, 1963). В отличие от обычного тестирования, ориентированного на нормы, в критери­ально-ориентированном в качестве системы отсчета используется конкретная об­ласть содержания теста. Результат испытуемого не то, как он выглядит сравни­тельно с другими, а, скажем, освоенный набор арифметических операций, объем словаря и т. д. Как отмечала А. Анастази, в общем виде критериально-ориентиро­ванный подход равносилен интерпретации результатов теста соотносительно с его доказанной валидностью, а не «посредством неких туманных сущностей, лежащих в его основе». Критериально-ориентированное тестирование находит свое при­менение прежде всего в области обучения (см. ниже раздел, посвященный тес­там в образовании).

Создание наиболее заметных личностных опросников связано с появлением новых психологических концепций. Достаточно ярким примером может служить развиваемая Джулианом Бернардом Роттером в рамках теории социального на­учения концепция локуса контроля. Созданная на ее основе шкала экстерналь-ности — интервальное™ (1966) вызвала значительный интерес у психодиагностов и послужила основой для большого числа исследований, обобщенных в 1980-е гг. (Researsh with the Locus of Control Construct — «Исследование с конструктом локус контроля»: В 3 т., 1981-1984). Нельзя обойти вниманием и еще один личностный опросник, базирующийся на теории потребностей, развитой Генри Мюрреем. Это Форма для исследования личности (The Personality Research Form, PRF), представ­ленная в 1967 г. Джексоном. Данный опросник можно отнести в известном смы­сле к тяжелой артиллерии психодиагностики; первоначально он состоял из двух параллельных форм, насчитывающих по 440 заданий, также были разработаны еще две параллельные формы по 330 заданий! Еще одна теория, на этот раз тео-

1 Несмотря на то что этот термин употребляется до настоящего времени, появились и другие терми­ны, более точно отражающие смысл данного вида тестирования. Анастази, например, предпочитает говорить о предметно-ориентированных тестах.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: