Инструкция: сопоставьте свой опыт изучения собеседника в общении с приведенными ниже характеристиками. Действуйте следующим образом:
• прочитайте первую характеристику (А. 1) в вертикальных графах 2 и 10;
• подумайте, как она соотносится с вашей деятельностью;
• сопоставьте данную характеристику с графами 3—9;
• выберите ту оценку из графы 3—9, которая относится к вам (обведите кружком соответствующую цифру);
• переходите к следующей строке (А. 2) и т.д., действуя согласно инструкции.
Постарайтесь быть искренним!
Обработка результатов: после заполнения опросника шкалу 3210123 преобразуйте в шкалу 7654321 и подсчитайте средние баллы по пунктам А, Б и В. Если ваш результат окажется в пределах 5-7 баллов, вы хороший психолог и внутренний мир любого собеседника доступен и понятен.
А. Сделайте вывод о вашем уровне (высокий, низкий, средний)______________________________________________________________
Б. Какие навыки, исходя из заполненной таблицы, Вам необходимо совершенствовать, чтобы Ваш уровень общительности оказывал влияние на эффективность профессиональной деятельности?____________________________
|
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всегда так | Как правило, так | Чуть больше так | И так и иначе | Чуть больше так | Как правило, так | Всегда так | ||||||||||||||||||
А. | Оцените уровень своей подготовленности к должному изучению собеседника | |||||||||||||||||||||||
Изучал основы психологии и применяю их при оценке собеседника | Не изучал психологию человека | |||||||||||||||||||||||
Научился разбираться в психологии собеседника на основе жизненного опыта | Нуждаюсь в совершенствовании своей подготовки | |||||||||||||||||||||||
Знаком со способами предупреждения ошибок восприятия человека (проверка первого впечатления, недопущение предвзятости при оценке внешности, социальной и национальной принадлежности) | Нуждаюсь в подготовке по этому вопросу | |||||||||||||||||||||||
Психологически наблюдателен (умею выявлять по малозаметным внешним признакам человека его психологию) | Психологически не наблюдателен | |||||||||||||||||||||||
Владею приемами наблюдения, анализа, воздействия | Нуждаюсь в подготовке по данному вопросу | |||||||||||||||||||||||
Могу мгновенно определить тип личности собеседника: рецидивист, ученый и пр. (владею профессиональной интуицией) | Не могу мгновенно «схватить» психологию человека | |||||||||||||||||||||||
Способен сопереживать другим людям (чувствую чужую боль, радости как свои) | Не обладаю данным качеством | |||||||||||||||||||||||
Не испытываю затруднений в установлении психологического контакта, легко знакомлюсь, могу разговорить собеседника | Не общителен, не контактен | |||||||||||||||||||||||
Умею продуктивно слушать собеседника и «тонко» переводить разговор на значимую для решаемой оперативно-служебной задачи тему | Нуждаюсь в подготовке по этому вопросу | |||||||||||||||||||||||
Выдержан, хладнокровен в экстремальных ситуациях общения | Не обладаю данным качеством | |||||||||||||||||||||||
Способен анализировать поступки собеседника и видеть за ними мотивы, которые руководят им | Нуждаюсь в подготовке по этому вопросу | |||||||||||||||||||||||
Б. | Какие приемы, правила изучения психологии собеседника вы используете в профессиональном общении? | |||||||||||||||||||||||
Прием подготовки к изучению психологии собеседника | ||||||||||||||||||||||||
1.1 | До начала наблюдения стремлюсь получить наиболее полное представление о собеседнике | Не готовлюсь к изучению собеседника заранее | ||||||||||||||||||||||
1.2 | Определяю цель, формулирую задачи наблюдения, составляю письменно или мысленно план или схему изучения | Не определяю цель и задачи наблюдения | ||||||||||||||||||||||
1.3 | Разрабатываю письменно схему наблюдения | Не веду наблюдение по заранее разработанному плану, схеме | ||||||||||||||||||||||
Прием эффективного слушания собеседника | ||||||||||||||||||||||||
2.1 | Показываю всем своим видом заинтересованность в собеседнике: поворачиваюсь лицом к говорящему, устанавливаю с ним зрительный контакт и пр. | Не демонстрирую внешним видом заинтересованность в собеседнике | ||||||||||||||||||||||
2.2 | Выражаю эмоциональное состояние говорящего: «Я вас понимаю», «Мне кажется, что вы чувствуете...», «Вероятно, вы несколько расстроены...» | Склонен разговаривать только по существу дела | ||||||||||||||||||||||
2.3 | Использую ответы типа: «Представляю, что вы чувствовали», «Будь я на вашем месте, я бы не меньше был расстроен...», «Я так же, как и вы, не удивлен...» | и | Не использую данный прием при общении с собеседником | |||||||||||||||||||||
2.4 | Обращаюсь к собеседнику за уточнением: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните это», «Повторите, пожалуйста» | Не вижу в этом необходимости | ||||||||||||||||||||||
2.5 | Формулирую основные мысли партнера своими словами: «Как я вас понял», «По вашему мнению...», «Можете поправить меня, если я вас неправильно понял... | Не пользуюсь данным приемом | ||||||||||||||||||||||
2.6 | Подытоживаю (резюмирую) основные идеи и чувства собеседника: «Если подытожить сказанное вами, то...», «Вашей основной мыслью является...» | Не пользуюсь данным приемом | ||||||||||||||||||||||
Прием активного выявления диагностически значимых реакций собеседника | ||||||||||||||||||||||||
3.1 | Задаю собеседнику прямые вопросы, направленные на активизацию реакций, сопровождаю свои вопросы пристальным взглядом (глаза в глаза) | Не пользуюсь этим приемом | ||||||||||||||||||||||
3.2 | Взгляд в упор сопровождаю выражением сомнения в достоверности утверждений собеседника короткими, рублеными фразами | Не пользуюсь этим приемом | ||||||||||||||||||||||
3.3 | Усиливаю освещение в помещении, сам располагаюсь в его наименее освещенной части | Не пользуюсь данным приемом воздействия | ||||||||||||||||||||||
3.4 | Использую вопросы-ярлыки («Не так ли?», «Не правда ли?»), снижающие критичность восприятия собственных слов | Не пользуюсь этим приемом | ||||||||||||||||||||||
3.5 | Использую приемы «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?», «Вы сами сделаете это или с помощью...?» и пр. | Не использую прием «выбор без выбора» | ||||||||||||||||||||||
Прием саморегуляции наблюдения в процессе изучения собеседника | ||||||||||||||||||||||||
4.1 | Отключаюсь от внешних неблагоприятных факторов при изучении собеседника (плохое настроение, перегруженность работой и пр.), стремлюсь к эмоциональной сдержанности | Восприимчив к ситуативным помехам, эмоционально не сдержан | ||||||||||||||||||||||
4.2 | Сосредоточиваюсь не только на содержании беседы, но и наблюдаю за поведением собеседника | Сосредоточен преимущественно на содержании предмета общения | ||||||||||||||||||||||
4.3 | Слежу за каждым признаком собеседника, стараюсь подметить их наибольшее число | Испытываю трудности в организации своего внимания | ||||||||||||||||||||||
4.4 | Обращаю особое внимание на незаметные, маловыразительные проявления собеседника | Не сосредоточиваю внимание на мелочах | ||||||||||||||||||||||
4.5 | Обращаю внимание не только на то, что предполагалось выявить в собеседнике, но и на обратное тому | Ищу в наблюдаемом только то, что предполагаю найти | ||||||||||||||||||||||
Прием анализа данных психологического изучения собеседника | ||||||||||||||||||||||||
5.1 | Стремлюсь понять собеседника, мысленно поставив себя на его место, взглянув на ситуацию его глазами | Не пользуюсь этим приемом | ||||||||||||||||||||||
5.2 | Проигрываю (имитирую) некоторые компоненты поведения собеседника (принятие той же позы, выражения лица) для понимания его состояния | Не пользуюсь этим приемом | ||||||||||||||||||||||
5.3 | Стараюсь обобщить отдельные впечатления и наблюдения в целостный образ (психологический портрет) собеседника | Не занимаюсь психологическим портретированием | ||||||||||||||||||||||
5.4 | Использую различные типы, классификации, категории собеседников | Не типологизирую, не классифицирую собеседников | ||||||||||||||||||||||
Прием контроля данных психологического изучения собеседника | ||||||||||||||||||||||||
6.1 | Не делаю выводов на основании одной детали, а оцениваю комплекс психологических признаков, мимики, жестов, интонации, темпа движений и др. | Делаю выводы о психологии собеседника на основании отдельных признаков | ||||||||||||||||||||||
6.2 | Не доверяю однократному наблюдению, стараюсь изучить собеседника с разных точек зрения, в разные моменты, в разных ситуациях, меняю условия наблюдения | Ограничиваюсь однократным наблюдением, считаю его наиболее верным | ||||||||||||||||||||||
6.3 | Подвергаю сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть проявлением симуляции, маскировки | Не подвергаю сомнению наблюдаемые признаки | ||||||||||||||||||||||
6.4 | Не путаю последствия физических недостатков с внешними проявлениями психологических состояний собеседника | Одно путаю с другим | ||||||||||||||||||||||
6.5 | Сопоставляю результаты наблюдения с тем, что ранее было известно о человеке, с данными науки и практики | Не придерживаюсь данного правила | ||||||||||||||||||||||
6.6 | Учитываю не только врожденные различия, но и влияние национальных традиций, воспитания, среды и обшей жизненной ситуации, чтобы избежать ошибки в трактовании некоторых жестов или актов поведения собеседника | Не учитываю национальные различия, особенности воспитания и пр., наблюдая за поведением собеседника | ||||||||||||||||||||||
6.7 | Ясно формулирую результаты наблюдения, фиксирую их, сопровождаю наблюдение систематическим ведением записей | Не регистрирую результаты наблюдения | ||||||||||||||||||||||
В. | Оцените негативные факторы (условия), способные повлиять на точность изучения психологии собеседника | |||||||||||||||||||||||
Испытываю дефицит времени, вызванный высоким ритмом и объемом служебной нагрузки | Не испытываю подобных трудностей | |||||||||||||||||||||||
Подавляю в себе негативные чувства, влияющие на правильность оценки собеседника | Не подавляю в себе отрицательные чувства | |||||||||||||||||||||||
Детально разъясняю значение круга вопросов, которые могут быть затронуты в ходе общения | Не придаю этому значения | |||||||||||||||||||||||
Провожу наблюдение незаметно, учитываю вероятность самоконтроля собеседника за своим поведением | Не вижу в этом необходимости | |||||||||||||||||||||||
Создаю благоприятные условия для наблюдения (место, освещение и др.) | Не вижу в этом необходимости | |||||||||||||||||||||||
Учитываю строгость, неблагоустроенность служебного помещения, влияющие на состояние и поведение собеседника | Не обращаю на это внимания | |||||||||||||||||||||||
Стараюсь предотвратить влияние помех (телефонные звонки, обращение коллег и пр.) | Не предотвращаю влияния ситуативных помех | |||||||||||||||||||||||
Предпочитаю общаться с собеседником «с глазу на глаз» | Не создаю атмосферы конфиденциальности | |||||||||||||||||||||||
Предпочитаю по возможности вести беседу в привычных для собеседника условиях (квартира, место работы) | Не считаю необходимым учитывать эти особенности | |||||||||||||||||||||||
Учитываю влияние записывающих технических средств на состояние и поведение собеседника | Не учитываю влияния технических средств на поведение собеседника | |||||||||||||||||||||||
ВСЕГО | ||||||||||||||||||||||||
Задание 2. Проведите небольшое исследование. Для этого воспользуйтесь методом наблюдения за каким-либо явлением, личностью, группой лиц.
|
|
|
|
|
|
Ø Поставив перед собой определенную цель, например, наблюдать за: изменением ситуации, прогнозирование возможных отношений между кем-либо, отношением к чему-либо или кому-либо, поведением, речью, невербальными реакциями человека, взаимоотношениями между людьми и т.п.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Напишите краткий отчет о том, как Вам удалось достичь поставленную цель, оцените степень объективности такой информации, какой опыт Вы приобрели.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ø Можно ли использовать целенаправленное наблюдения для тренировки профессиональной наблюдательности?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. «...Свернув в переулок, увидели двух мужчин: высокого в светлом плаще и ростом пониже в темной куртке. Высокий держал руки в карманах, часто оглядываясь по сторонам. Полицейским поведение прохожих показалось подозрительным и, остановив машину, они решили проверить их документы. Во время проверки документов обнаружилось, что...».
Выделите в данном отрывке признаки-сигналы поведения этих людей, настороживших сотрудников.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте психологическую интерпретацию поведения подозреваемых и попытайтесь продолжить предложение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постарайтесь описать поведение человека, который:
а) имеет в кармане оружие (в частности, его возможную походку, поведение)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) имеет отношение к уголовному миру
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) неискренен в общении;
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) враждебен по отношению к собеседнику
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание выполнил ______________________________________________________
Замечания преподавателя _______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________