С укреплением государства, расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах — денежных средствах, находящихся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части системы экономических отношений. В строго экономическом смысле финансы выражают безвозмездные отношения, базирующиеся на обязательности платежей, в отличие от денежно-кредитных отношений.
Финансовую систему можно определить как совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование финансовых ресурсов. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода. Иногда в финансовую систему включают кредитные учреждения и отношения, которые уже рассматриваются как финансово-кредитная система. Аккумулируя денежные средства, государство через финансовые механизм осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических, социальных функций.
|
|
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет — это соотношение объема и структуры доходов и расходов рассматриваемого субъекта. В данном случае в качестве субъекта рассматривается государство. Каждое государство имеет ту или иную бюджетную систему.
Бюджетная система — это совокупность бюджетов национально-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансовой деятельности государственных учреждений, основанная на экономических отношениях и правовых нормах.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней) — наряду с государственным и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.
Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для обеспечения экономической и национальной безопасности страны, выполнения политических, военно-стратегических и социально-экономических функций и воздействия на процесс общественного воспроизводства с целью достижения роста и равновесия национальной экономики. Необходимо отметить довольно сложную систему взаимодействия собственно государственного бюджета и бюджетов других уровней, так как из централизованных фондов могут выделяться финансовые ресурсы в виде дотаций, процентных отчислений при одновременном обременении бюджетов других уровней расходами на содержание государственного аппарата, дорожное строительство, содержание органов внутренних дел и т.п.
|
|
Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти. Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение бюджета, за его неисполнение правительство после отчета может быть отправлено в отставку.
Основным источником поступлений в государственный бюджет являются налоги, на которые приходится около 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями. Совокупность взимаемы в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, принципов их построения, а также форм и методов их взимания образует налоговую систему.
Среди расходных статей государственного бюджета основными являются затраты на социальные услуги и пособия. Функциональное назначение этих статей расходов заключается в обеспечении относительно равных условий в получении гражданами страны услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты малоимущих слоев населения; обеспечении гарантированных законом минимальных условий жизнедеятельности человеку, сглаживании дифференциации уровня доходов различных социальных групп населения.
Важное место в расходах бюджета отводится затратам на хозяйственные нужды как средству поддержания экономической конъюнктуры, хозяйственной активности, обеспечения развития отдельных отраслей, сфер, территорий, проведения государственных инвестиционных программ и проектов.
Значительный удельный вес в расходной части государственного бюджета занимают расходы на военные нужды, как прямые, так и косвенные (пособия и пенсии инвалидам войн, ветеранам, проценты по военным долгам), а также на содержание государственного аппарата и органов правопорядка.
Особого внимания заслуживает статья расходов, связанная с выплатой процентов по государственному долгу, возникающему в результате выпуска государственных займов. Во всех промышленно развитых странах в последние 10-15 лет расходы бюджета по этой статье существенно увеличились и в абсолютном, и в относительном их измерении.
Другой частью государственной финансовой системы являются внебюджетные, или специальные (целевые) фонды. Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхования, пенсионного обеспечения), политическими (оказание поддержки режимам, политической линии). Наиболее распространенными источниками образования внебюджетных фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Примером специального фонда в нашей стране может служить Пенсионный фонд РФ.
Специальные фонды могут иметь как временный, так и постоянный характер. Они все шире используются как средство регулирования социальных отношений.
Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.
|
|
Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.
По природе своего происхождения необходимо различать циклический и структурный бюджетный дефицит.
Циклический дефицит — результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики.
Структурный дефицит — это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.
В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным дефицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением естественного уровня безработицы увеличивается циклическая составляющая дефицита бюджета и наоборот, с его понижением она уменшается.
|
|
В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.
Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.
Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования.
Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т.д.
|
Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим величину чистых налогов.
|
В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим образом:
На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема НД. В периоды депрессии, когда ВНП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное сальдо бюджета (профицит).
Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увеличиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).
Рис. 6.2. Связь между бюджетом и объемом ВНП
Связь между бюджетом и объемом ВНП можно проиллюстрировать с помощью рис. 6.2.
Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных ед., а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y= 0 налоговые поступления T = 0. Когда доходы возрастают до 1000 ед., то налоговые поступления равны государственным расходам (200 ед.). При доходах 1500 ед. государственные расходы составят 300 ед. и т. д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета.
Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо того чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокращение? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов?
Исследования экономистов показывают, что рост государственных расходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такой прирост налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государственных расходов.
Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свидетельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда поддерживать избыток бюджетных средств?
Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов больше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокращение ВНП.
Напротив, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВНП увеличивается. I
Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты К. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.
Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ресурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.
Откуда государство может взять средства для финансирования бюджетного дефицита?
Существует три способа:
а) путем дополнительной эмиссии денег;
б) за счет кредитов ЦБ;
в) посредством заимствований у населения и у фирм.
Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование дает возможность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Однако их применение чревато увеличением инфляции.
Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.
В результате государственных займов формируется государственный долг (рис. 6.3.). Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга.
Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и во внешний (иностранный) долг.
Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие страны должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ставит трудновыполнимые условия.
Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приводят к тому, что, как правило, деньги от менее обеспеченных слоев переходят к более обеспеченным, так как именно последние покупают государственные облигации.
Рис. 6.3. Структура совокупного государственного долга
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита и государственного долга мало показательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в воспроизводственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВНП.
Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности:
а) возможность банкротства нации;
б) опасность переложения долгового бремени на другие поколения.
Первая возможность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти обязательства складываются из:
а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций (ГО) правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);
б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);
в) выпуска новых денег в обращение.
По поводу второй опасности нужно иметь в виду следующее. Специфика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги самим себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны н общества в целом.
Они состоят в следующем:
- во-первых, рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике; деньги можно было бы вложить не в государственные облигации, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.
- во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличивают неравенство в доходах; те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.
- в-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государственному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.
- в-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по государственному долгу, это приводит к увеличению процентной ставки, и соответственно снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственный потенциалом.