Циклический и структурный дефициты государственного бюджета

С укреплением государства, расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах денежных средствах, находящихся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части системы экономических отношений. В строго экономическом смысле финансы выражают безвозмездные отношения, базирующиеся на обязательности платежей, в отличие от денежно-кредитных отношений.

Финансовую систему можно определить как совокупность учреждений и отношений, опосредующих образование, распределение и использование финансовых ресурсов. В процессе формирования и использования финансовых ресурсов происходит перераспределение общественного продукта и национального дохода. Иногда в финансовую систему включают кредитные учреждения и отношения, которые уже рассматриваются как финансово-кредитная система. Аккумулируя денежные средства, государство через финансовые механизм осуществляет вы­полнение возложенных на него обществом политических, эконо­мических, социальных функций.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджет — это соотношение объема и структуры доходов и расходов рассматриваемого субъекта. В данном случае в качестве субъекта рассматривается государство. Каждое государство имеет ту или иную бюджетную систему.

Бюджетная система это совокупность бюджетов националь­но-административно-территориальных образований государства, а также бюджетов самостоятельных в финансовой деятельности государственных учреждений, основанная на экономических от­ношениях и правовых нормах.

Организационное построение бюджетной системы всецело за­висит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два звена: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устрой­ством бюджетная система состоит из трех звеньев (уровней) — на­ряду с государственным и местными бюджетами выделяются бюд­жеты субъектов федерации. Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет.

Определяющим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, или централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает правительство для обеспечения экономи­ческой и национальной безопасности страны, выполнения политических, военно-стратегических и социально-экономических функций и воздействия на процесс общественного воспроизводства с целью достижения роста и равновесия национальной экономики. Необходимо отметить довольно сложную систему взаимодействия собственно государственного бюджета и бюджетов других уровней, так как из централизованных фондов могут выделяться финансовые ресурсы в виде дотаций, процентных отчислений при одновременном обременении бюджетов других уровней расходами на содержание государственного аппарата, дорожное строительство, содержание органов внутренних дел и т.п.

Государственный бюджет составляется на один год. Он представляет собой план расходов правительства и источников их покрытия, который приобретает силу закона после обсуждения и утверждения его проекта законодательными органами власти. Исполнительная власть (правительство) отчитывается перед ними и несет ответственность за исполнение бюджета, за его неисполнение правительство после отчета может быть отправлено в отставку.

Основным источником поступлений в государственный бюджет являются налоги, на которые приходится около 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран. Остальная часть поступлений покрывается различного рода государственными сборами, пошлинами, отчислениями. Совокупность взимаемы в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, принци­пов их построения, а также форм и методов их взимания образует налоговую систему.

Среди расходных статей государственного бюджета основными являются затраты на социальные услуги и пособия. Функциональ­ное назначение этих статей расходов заключается в обеспечении относительно равных условий в получении гражданами страны услуг образования, здравоохранения, культуры, социальной защи­ты малоимущих слоев населения; обеспечении гарантированных законом минимальных условий жизнедеятельности человеку, сгла­живании дифференциации уровня доходов различных социальных групп населения.

Важное место в расходах бюджета отводится затратам на хозяй­ственные нужды как средству поддержания экономической конъ­юнктуры, хозяйственной активности, обеспечения развития от­дельных отраслей, сфер, территорий, проведения государственных инвестиционных программ и проектов.

Значительный удельный вес в расходной части государственно­го бюджета занимают расходы на военные нужды, как прямые, так и косвенные (пособия и пенсии инвалидам войн, ветеранам, про­центы по военным долгам), а также на содержание государственно­го аппарата и органов правопорядка.

Особого внимания заслуживает статья расходов, связанная с выплатой процентов по государственному долгу, возникающему в результате выпуска государственных займов. Во всех промышленно развитых странах в последние 10-15 лет расходы бюджета по этой статье существенно увеличились и в абсолютном, и в относи­тельном их измерении.

Другой частью государственной финансовой системы являются внебюджетные, или специальные (целевые) фонды. Эти фонды по своему целевому назначению могут быть экономическими (фонд поддержки малого бизнеса), социальными (фонды страхо­вания, пенсионного обеспечения), политическими (оказание под­держки режимам, политической линии). Наиболее распространен­ными источниками образования внебюджетных фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Примером специального фонда в нашей стране может служить Пенсионный фонд РФ.

Специальные фонды могут иметь как временный, так и посто­янный характер. Они все шире используются как средство регули­рования социальных отношений.

Оценка состояния государственных финансов определяется со­отношением доходов и расходов государственного бюджета. Пре­вышение расходов по государственному бюджету над доходами на­зывается бюджетным дефицитом. Он является следствием несба­лансированности государственных финансов. Превышение доход­ной части государственного бюджета над его расходной частью на­зывается бюджетным профицитом.

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствуют о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрица­тельными последствиями как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопря­женный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением цик­лического падения общественного производства, может оцени­ваться как положительное явление, ибо в противном случае обще­ство может получить кумулятивный отрицательный эффект не­предсказуемой силы.

По природе своего происхождения необходимо различать цик­лический и структурный бюджетный дефицит.

Циклический дефицит — результат наступления фазы спада про­изводства, который обусловливает сокращение поступления дохо­дов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увели­чением расходов на социальные нужды (например, пособия по без­работице), поддержание общественно необходимых секторов эко­номики.

Структурный дефицит — это превышение расходов над дохода­ми, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвраще­ния спада или оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.

В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетно­го дефицита при естественном уровне безработицы, равном 6%. Величина структурной составляющей дефицита (избытка) государ­ственного бюджета определяется его размером при естественном уровне безработицы. Разность между реальным и структурным де­фицитом «вменяется» циклическому дефициту. С повышением ес­тественного уровня безработицы увеличивается циклическая со­ставляющая дефицита бюджета и наоборот, с его понижением она уменшается.

В зависимости от характера проводимой государством финан­совой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государ­ства, направленной на увеличение его расходов и снижение нало­гов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздейству­ет на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономи­ки в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вы­нуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, вклю­чая кредитные деньги, государственные заимствования.

Сокращение расходной части бюджета связано с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т.д.

 
 

 

Чистые налоги = Налоговые поступления - Социальные выплаты

Если из налогов (доходов) вычтем социальные выплаты, то получим ве­личину чистых налогов.

Бюджетный дефицит = Закупки товаров и услуг — Чистые налоги

В этом случае бюджетный дефицит можно представить следующим об­разом:

На размер бюджетного дефицита оказывают влияние колебания объема НД. В периоды депрессии, когда ВНП снижается, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается по­ложительное сальдо бюджета (профицит).

Причины этих изменений сальдо бюджета кроются в том, что во время спадов налоговые поступления от подоходного налога и других прямых налогов снижаются, так как снижается налогооблагаемая база. В то же время в периоды спадов некоторые виды государственных расходов увели­чиваются (пособия по безработице и другие социальные выплаты).

Рис. 6.2. Связь между бюджетом и объемом ВНП

Связь между бюджетом и объемом ВНП можно проиллюстрировать с помощью рис. 6.2.

Предположим, что государственные расходы составляют 200 денежных ед., а налоговая ставка t = 0,2. Следовательно, при Y= 0 налоговые поступ­ления T = 0. Когда доходы возрастают до 1000 ед., то налоговые поступления равны государственным расходам (200 ед.). При доходах 1500 ед. го­сударственные расходы составят 300 ед. и т. д. Таким образом, при низком уровне доходов возникает дефицит государственного бюджета, при высоком — избыток бюджета.

Возникает вопрос: может ли рост государственных расходов, вместо то­го чтобы приводить к бюджетному дефициту, обусловливать его сокраще­ние? Иначе говоря, может ли прирост государственных расходов вызвать такое экономическое оживление, при котором сумма взимаемых налогов превысит прирост государственных расходов?

Исследования экономистов показывают, что рост государственных рас­ходов, приводя к увеличению доходов, не обеспечивает такой прирост налогов, который "окупал бы" возросшие расходы. Это значит, что сумма налоговых поступлений будет всегда меньше, чем прирост государствен­ных расходов.

Какое влияние на экономику оказывает бюджетный дефицит? Свиде­тельствует ли он о плохом состоянии экономики и не лучше ли всегда под­держивать избыток бюджетных средств?

Правильный ответ состоит в том, что если в государственном бюджете имеется избыток, т. е. если государство изымает с помощью налогов боль­ше, чем отдает, то это означает, что изъятий из макроэкономического обо­рота становится больше, чем инъекций. В результате происходит сокраще­ние ВНП.

Напротив, если государственный бюджет испытывает дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает и ВНП увеличивается. I

Таким образом, бюджетный дефицит — это не показатель плохого хозяйствования. Еще в 30-е гг. Дж. Кейнс и шведские экономисты К. Мюрдаль и Б. Улин предложили отступить от традиционного представления о том, что государственный бюджет должен быть сбалансированным, и пойти на некоторое превышение расходов над доходами для стимулирования экономического роста, особенно в периоды кризисов.

Действительно, если государство выплачивает денег больше, чем получает, то это повышает покупательную способность в обществе — люди больше покупают, предприятия больше продают, увеличивая занятость ре­сурсов. Поэтому дефицит полезен в период безработицы, но в фазе подъема он опасен, так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Откуда государство может взять средства для финансирования бюд­жетного дефицита?

Существует три способа:

а) путем дополнительной эмиссии денег;

б) за счет кредитов ЦБ;

в) посредством заимствований у населения и у фирм.

Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. Преимущества первых двух способов заключаются в том, что их использование дает воз­можность избежать вытеснения частных инвестиций государственными, поэтому расходы бизнеса и личное потребление не будут уменьшаться. Од­нако их применение чревато увеличением инфляции.

Обычно займы размещаются в первую очередь внутри страны, но часть из них может быть размещена и за границей.

В результате государственных займов формируется государственный долг (рис. 6.3.). Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга.

Та часть, которую государство занимает за рубежом для покрытия дефицита государственного бюджета, будет, таким образом, входить как в государственный, так и во внешний (иностранный) долг.

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну (хотя многие страны должны друг другу) — надо отдавать ценные товары, оказывать услуги, чтобы оплатить процент и погасить долг. Кроме того, иногда кредитор ста­вит трудновыполнимые условия.

Внутренний государственный долг приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Выплаты государственного долга приво­дят к тому, что, как правило, деньги от менее обеспеченных слоев перехо­дят к более обеспеченным, так как именно последние покупают государст­венные облигации.

 
 

 

Рис. 6.3. Структура совокупного государственного долга

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нараста­ние бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга. Но абсолютная величина бюджетного дефицита и государст­венного долга мало показательна для экономического анализа. Надо знать, какие процессы обслуживает бюджетный дефицит, какие изменения в вос­производственном цикле он отражает. Кроме того, очень важно измерять изменения государственного долга по отношению к изменениям ВНП.

Как государственный долг и его рост влияют на функционирование экономики? Обычно в государственном долге видят две опасности:

а) возможность банкротства нации;

б) опасность переложения долгового бремени на другие поколения.

Первая возможность нереальна, поскольку никто не может запретить правительству выполнять свои должностные обязательства по обслужива­нию государственного долга. Эти обязательства складываются из:

а) рефинансирования (при наступлении срока погашения государственных облигаций (ГО) правительство продает новые ГО и использует выручку для выплаты стоимости погашаемых облигаций);

б) взимания налогов (для выплаты процента по долгу и его суммы);

в) выпуска новых денег в обращение.

По поводу второй опасности нужно иметь в виду следующее. Специ­фика государственного долга такова, что люди как бы должны сами себе. Внутренний долг — это только отношение между гражданами страны. Граждане, уплачивая налоги, возвращают долги самим себе по ценным государственным бумагам. В этом случае долг сводится в конечном счете на нет (он и есть и его нет). Тем не менее рост государственного долга имеет негативные экономические последствия для страны н общества в целом.

Они состоят в следующем:

- во-первых, рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике; деньги можно было бы вложить не в государственные облига­ции, а в акции корпораций, т. е. в реальные инвестиции.

- во-вторых, выплаты процентов по государственному долгу увеличи­вают неравенство в доходах; те, кто владеет облигациями, станут еще богаче.

- в-третьих, повышение налогов для выплаты процента по государствен­ному долгу подрывает действие экономических стимулов и отрицательно влияет на эффективность распределения ресурсов в экономике: желание работать уменьшается, выпуск продукции падает.

- в-четвертых, когда правительство берет заем для рефинансирования долга или уплаты процента по государственному долгу, это приводит к уве­личению процентной ставки, и соответственно снижает склонность к инвестированию. В перспективе страна может оказаться с уменьшенным производственный потенциалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: