Финансирования бюджетного дефицита

Наибольший стабилизационный эффект бюджетного излишка связан с его полным изъятием, препятствующим выплате процентов по государственному долгу, увеличению социальных трансфертов, финансированию каких-либо других государственных расходов за счет этих средств.

Так как рост циклического бюджетного излишка происходит на подъеме эконо­мики, который нередко сопровождается усилением инфляционного напряже­ния, то любые выплаты населению части этих средств (в виде погашения обли­гаций, увеличения пособий малообеспеченным семьям и т.д.) будут сопровож­даться дальнейшим увеличением совокупных расходов и нарастанием инфляции спроса. Напротив, "замораживание" бюджетного излишка ограничивает избы­точное давление совокупного спроса и сдерживает инфляционный бум в эконо­мике.

Степень стабилизационного воздействия бюджетного дефицита зависит от способа его финансирования.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономичес­кие агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов пе­рераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

В условиях повышения уровня инфляции возникает эффект Оливера-Танзи — сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения на­логовых отчислений в государственный бюджет. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценивание денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В результате дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосред­ственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители зара­нее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это да­ет толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финанси­руются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефи­цит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетиза­ции, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюд­жетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска госу­дарственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процен­та, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возни­кает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эф­фект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматрива­ется как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако дол­говой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста, что является характерным для многих переходных экономик, в том числе и для российской. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непо­средственно в Центральном банке. Однако последний может скупить эти обли­гации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давле­ния.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) про­центные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращает­ся, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государст­венный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности эко­номики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, который возникает как реак­ция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повыше­ние спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфля­ции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера. (см. гл.10.3)

Ни один из способов финансирования дефицита государственного бюд­жета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является пол­ностью неинфляционным.

ЗАДАЧИ И ТЕСТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: