Косозубые и шевронные цилиндрические передачи

Расчет основных размеров проводят по формулам п. 1.3.6.1, за исключением диаметров d 1 и d 2 . Принимают:

Далее размеры da 1 , da 2 , df 1 и df 2 вычисляют в функции делительных диаметров d 1 и d 2.

Коэффициент торцового перекрытия для косозубых передач:

Коэффициент осевого перекрытия:

Суммарный коэффициент перекрытия:

e = ea + eb.

1.3.8. Геометрический расчет ортогональной эвольвентной
зубчатой передачи коническими колесами

В редукторе по схеме 23 (рис. 1.5) быстроходная передача коническая, геометрический расчет которой имеет существенные особенности.

Задание на расчет оформляется в виде таблице по форме, приведенной в табл. 1.1.

В столбце код схемы редуктора указывают 23, в столбце код передачи для быстроходной указывают цифру 4, а в столбце для тихоходной цифры 1, 2 или 3 в соответствии с заданием и разделом 1.2.1.6.

Параметры y ba Т и y ba Б выбираются в соответствии с п. 1.2.1.4.

Остальные параметры записывают также, как описано в разделе 1.2.

Распечатка содержит геометрические и кинематические параметры, объединенные в несколько идентичных групп. Идентификаторы, содержащиеся в распечатке, аналогичны приведенным в разделе 1.3.1 со следующими особенностями:

B – ширина венца зубчатых колес;

U – передаточное число конической передачи, u = z 2 / z 1. Заметим, что u > 3,5 нежелательно, поскольку габариты колеса конической передачи могут оказаться неприемлемо большими – возможно задевание этого колеса поверхности тихоходного вала;

MOD – внешний окружной модуль mte;

D 1, D 2 – соответственно, внешние делительные диаметры шестерни и колеса, de 1 и de 2;

BETA – угол наклона зубьев цилиндрического косозубой передачи, b°.

1.3.8.1. Последовательность геометрического расчета

Исходный контур соответствует ГОСТ 13754-81 и определяет:

– a – угол профиля, принято a = 20°;

– коэффициент высоты головки (ножки) зуба, ;

– коэффициент радиального зазора, .

Коэффициенты смещения для конических передач обеспечивают: влияние на угол зацепления a w (при этом, углы начальных конусов шестерни и колеса не меняются, а углы делительных конусов не совпадают с ними и меняют значения); возможность выравнивания толщины зубьев шестерни и колеса, например, для повышения изгибной прочности зубьев шестерни.

Во втором варианте принимают:

– суммарный коэффициент смещения X S = 0;

– коэффициенты изменения расчетной толщины зуба, X t.

Обычно X t1 + X t2 = X S = 0, т.е. коэффициенты X t1 и X t2 равны по модулю и противоположны по знаку.

Рекомендуется определять X t по эмпирической формуле

Поскольку окружные шаги шестерни и колеса измеренные на любом участке зуба по его длине неодинаковы, значения модуля зацепления тоже неодинаково. Поэтому, возможно применение передач с нестандартными модулями на дополнительном (внешнем) конусе. Однако, с целью унификации средств измерения и контроля, рекомендуется выбирать модуль в соответствии с ГОСТ 9563-60.

Основные размеры конической шестерни (индекс 1) представлены на рис. 1.7. Отметим, что аналогичные размеры для колеса отмечаются индексом 2 и показаны на рис. 1.8.

Углы делительных конусов для ортогональной конической передачи d1 и d2 определяются условиями

d1 + d2 = å = 90°.

В общем случае, при произвольном значении межосевого угла
å ≠ 90°

Размеры d к и l определяются в процессе дальнейшего проектирования (рис. 1.8). Необходимо руководствоваться соотношением

l ≥ (1…1,2)∙ d к.

d2 = å – d1.

Рис. 1.7


Рис. 1.8

Отметим, что передаточное число ортогональной передачи может быть найдено из соотношения

u = tg d2 = z 2 / z 1.

Далее, в соответствии с рис. 1.7, 1.8.

Внешние делительные диаметры колес (могут быть заимствованы из распечатки):

de 1 = mtez 1;

de 2 = mtez 2.

Внешнее делительное конусное расстояние

Ширина зубчатого венца

bw = KbeRe.

Значение Kbe не должно превышать значения 0,285, а для ширины зубчатого венца рекомендуется bw ≤ 10∙ mte.

Среднее делительное конусное расстояние

Rm = Re – 0,5∙ bw.

Средний модуль зацепления

Средние делительные диаметры

dm 1 = mnmz 1,

dm 2 = mnmz 2 = dm 1u.

Расстояние от плоскостей N 1 или N 2 до задней плоскости зубчатого колеса передачи C, приближенно, для шестерни и колеса, соответственно

C 1» 4∙ mte ∙sind1; C 2» 4∙ mte ∙sind2.

Для шестерни размер C 1 определяется конструкцией узла быстроходного вала редуктора и вышеприведенная рекомендация не всегда актуальна.

Углы конуса вершин для шестерни и колеса

d a 1 = d1 + q f 2,

d a 2 = d2 + q f 1.

В этих формулах q f 1 и q f 2 определяются по формулам

Приведенные формулы справедливы для осевой формы зубьев 1, характерной для прямозубых конических колес.

Конструктивные параметры F 1 и F 2 находим из соотношений:

F 1» bw ∙cosd a 2; F 2» b 2∙cosd a 1.

Размер C 1 определяется компоновкой с учетом того положения шестерни относительно подшипников быстроходного вала и корпуса редуктора и не может быть однозначно принятым.

Диаметры окружностей вершин на дополнительных конусах подсчитывают по формулам (см. рис. 1.7 и 1.8)

,

.

Диаметры окружностей впадин

,

.

На рис. 1.5 показано расположение колеса и шестерни конической передачи редуктора по схеме 23. Заметим, что желательно симметричное по отношению к корпусу положение оси быстроходного вала, при этом размер должен соответствовать выражению

B = 2 (С 2 + F 2 + a)» 2 (bw (Т) + 2 a).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: