2.11.2.1 Предварительное (в первом приближении) значение межосевого расстояния , мм:
,
где знак «+» относят к внешнему зацеплению, знак «–» – к внутреннему;
– наибольший вращающий момент шестерни в процессе нормальной эксплуатации, Н×м;
u – передаточное число.
Коэффициент K в зависимости от твердости поверхности H 1 и H 2 зубьев шестерни и колеса соответственно имеет следующие значения:
Твердость H H 1 £ 350 HB H 1 ³ 45 HRC H 1 ³ 45 HRC
H 2 £ 350 HB H 2 £ 350 HB H 2 ³ 45 HRC
Коэффициент K 10 8 6
Примечание: Для обеспечения максимальной компактности передачи применяются колеса с твердостью зубьев H 1, H 2 ³ 45 HRC. Но они требуют более дорогих сталей, повышенной точности изготовления и отличаются высокой стоимостью изготовления. Применение колес с твердостью зубьев H 1, H 2 £ 350 HB облегчает механическую обработку, улучшает прирабатываемость (т.е. требуется менее высокая точность) и значительно снижает себестоимость изготовления, но значительно увеличивает габариты и массу передачи.
2.11.2.2 По предварительному межосевому расстоянию и приведенными выше рекомендациями, надлежит, прежде всего, определить размеры заготовок шестерни и колеса, что необходимо для определения технологии изготовления (см. п. 2.3 и п. 2.4), и выбрать материалы для колес и их термообработку (твердость поверхности и сердцевины зубьев шестерни и колеса , предел текучести материала шестерни и колеса , МПа) (см. п. 2.9):
|
|
мм, мм.
2.11.2.3 Предварительная окружная скорость:
, м/сек.
По предварительной окружной скорости можно оценить быстроходность передачи, выбрать вид передачи – прямозубая, косозубая или шевронная (см. п. 2.2), назначить степень точности изготовления (см. п. 2.5 и табл. 2.1).