Технология процессов устройства конструкций из монолитного бетона и железобетона

Наряду с наращиванием производства строительных конструкций и изделий полной заводской готовности дальнейшее развитие получает возведение зданий и сооружений из монолитного железобетона.

Индустриальное монолитное домостроение открывает широкие возможности для повышения качества и долговечности жилья, выразительности архитектуры отдельных зданий и градостроительных комплексов. Этот способ строительства требует меньших материальных и финансовых затрат для своего развития и позволяет быстро наращивать объемы жилищного строительства, особенно в районах с неразвитой материально-технической базой. В сравнении с панельным домостроением в среднем на 40% сокращаются затраты на создание производственной базы, на 20% - расход металла, на 30% - расход энергетических ресурсов.

Ввиду всех этих преимуществ зданий из монолитного и сборно-монолитного железобетона, конструкции и способы их возведения заслуживают самого пристального изучения будущими инженерами – строителями.

Бетонные работы – работы, выполняемые при возведении монолитных бетонных и железобетонных конструкций зданий и сооружений из цементного бетона. Бетонные работы включают приготовление бетонной смеси, доставку ее на строительную площадку, подачу, распределение и уплотнение смеси в форме (опалубке), уход за твердеющим бетоном, контроль качества бетонных работ (испытание образцов на прочность, водонепроницаемость, морозостойкость и пр.). бетонную смесь обычно приготовляют на бетонных заводах либо в передвижных смесительных установках.

Монолитные конструкции – бетонные и железобетонные конструкции, бетонирование которых осуществляется непосредственно на месте их проектного положения.

Технология опалубочных работ – способ производства опалубочных работ, зависящий от типа применяемой опалубки, характера монолитных конструкций и технологии их возведения.

Монтаж опалубки – сборка и установка в рабочее положение опалубки и ее элементов.

Распалубка – демонтаж опалубки, производимый после достижения бетоном забетонированной конструкции прочности, допускающей снятие опалубки.

В зависимости от характера забетонированной конструкции и конструктивных особенностей опалубки к распалубке могут предъявляться дополнительные требования. Так при возведении монолитных фундаментов в цельно-съемных блок-формах снятию форм может предшествовать их «срыв» при помощи домкратов; полная распалубка перекрытий многоэтажных кирпичных зданий должна производиться лишь при достижении бетоном нижележащих перекрытий проектной прочности; распалубка пространственных конструкций должна производиться плавно, без перекосов.

Раскружаливание – плавное и равномерное опускание поддерживающих лесов. Раскружаливание предшествует удалению несущей опалубки.

Кружало – горизонтальная балка, объединяющая щиты скользящей опалубки и воспринимающая давление бетонной смеси.

Опалубка – конструкция, представляющая собой форму для укладки и выдерживания бетонной смеси; состоит из формообразующих, несущих, поддерживающих, соединительных, технологических и других элементов и обеспечивает проектные характеристики монолитных конструкций.

Блок бетонирования – подготовленная к укладке бетонной смеси конструкция или ее часть с установленной опалубкой и смонтированной арматурой.

Опалубка разового применения – опалубка,котораяиспользуется один раз, например несъемная, или в условиях уникальных, неповторяемых конструкций.

Опалубка несъемная – опалубка, котораяпосле бетонирования основной конструкции не снимается, а остается в ее теле и работает вместе с ней; может использоваться как гидроизоляционный, утепляющий, декоративный или облицовочный слой конструкции.

Инвентарная опалубка – опалубка многократного применения.

Оборачиваемость опалубки – многократное использование опалубки без каких-либо дополнительных ремонтных работ (чем выше оборачиваемость опалубки, тем ниже ее стоимость, отнесенная к единице объема готовой продукции).

Опалубка унифицированная (универсальная) - опалубка,состоящая из инвентарных щитов различных типоразмеров с инвентарными поддерживающими устройствами и креплениями. Габариты ее основных щитов подчинены, как правило, одному модульному размеру (300 мм по ширине и 100 мм по высоте).

Опалубка пневматическая - опалубка,состоящая из гибкой воздухонепроницаемой формообразующей оболочки, выполненной в соответствии с видом возводимого сооружения или конструкции, поддерживающих и несущих элементов. В рабочем положении поддерживается избыточным давлением воздуха и служит для бетонирования тонкостенных сооружений и конструкций криволинейного очертания.

Опалубка термоактивная (греющая) - любая система опалубки с установленными на ней нагревательными элементами для прогрева бетона. Такая опалубка предназначена для бетонирования монолитных конструкций в условиях низких температур окружающего воздуха (от + 5°С), а так же для ускорения твердения бетона, как в летних, так и в зимних условиях.

Опалубка подъемно-переставная - опалубка,используемая для возведения конструкции большой высоты, постоянной и изменяющейся геометрии поперечного сечения (труб, градирен, мостовых опор и др.). Состоит из щитов, отделяемых от бетонированной поверхности при подъеме, а так же поддерживающих, крепежных, технологических элементов и приспособлений.

Опалубка разборно-переставная мелкощитовая - конструкция,состоящая из малогабаритных опалубочных щитов (площадью до 2 м²), поддерживающих, соединительных и монтажных элементов массой до 50 кг (допускающих монтаж в ручную), из которых можно собирать опалубку для бетонирования любых конструкций, как горизонтальных, так и вертикальных, в том числе массивов, фундаментов, стен, перегородок, колонн, балок, плит перекрытий и покрытий (рис. 24).

Рис. 24. Малогабаритные опалубочные щиты:

а – деревянный на сшивных планках;б – деревянный коробчатого типа с палубой из фанеры; в – комбинированный (каркас - из металла, палуба - из листового пластика);г – стальной; 1 – палуба; 2 –сшивные планки; 3 – ребра жесткости; 4 – отверстия для соединения щитов;

5 – обрамление из уголков

Опалубка разборно-переставная крупнощитовая - конструкция,состоящая из крупногабаритных щитов, поддерживающих, соединительных и монтажных элементов массой более 50 кг. Их монтаж и демонтаж осуществляется только с помощью грузоподъемных механизмов. Такая опалубка предназначена для возведения крупноразмерных и массивных конструкций.

Опалубка блочная – пространственная конструкция, собираемая из стальных щитов на разъемных или шарнирных креплениях (опалубочные блоки) или на сварке (блок - формы). Применяется для возведения отдельно стоящих фундаментов и фрагментов крупноразмерных конструкций (рис. 25).

Рис. 25. Опалубка блочная:

1 – монтажные петли; 2 – форма подколонника; 3 – кронштейн для упора домкратов; 4 – форма ступени

Опалубка объемно-переставная применяется при одновременном возведении стен и перекрытий зданий. Состоит из блоков–секций Г- и П- образной формы. Конструкция позволяет секциям сдвигаться внутрь. Секции соединяют между собой по длине, образуя сразу несколько параллельных рядов с расстояниями между блоками, равным толщине стен. Это позволяет после установки опалубки, укладки арматурных каркасов одновременно бетонировать стены и примыкающие к ним участки перекрытий (рис. 26).

Опалубка скользящая – опалубка, конструкция которой перемещается домкратами вертикально по мере бетонирования монолитной конструкции и которая состоит из щитов, домкратных рам, домкратных стержней, подъемных механизмов и технологических элементов (рабочий пол, подмости). Применяют при возведении вертикальных конструкций зданий и сооружений большой высоты. Щиты такой опалубки имеют высоту 1,1-1,2 м и охватывают бетонируемое сооружение по наружному и внутреннему контуру (рис.27).

Рис. 26. Объемно-переставная опалубка:

1 – опалубка маяков; 2 – центральная вставка; 3 – Г - образный щит; 4 – распалубочный винт; 5 – шарнирный распалубочный механизм; 6 – регулируемый подкос; 7 – катки; 8 – винтовой домкрат; 9 – подмости торцевых стен; 10 – щит торцовой стены

Армирование – усиление материала или конструкции другим материалом. Применяется при изготовлении железобетонных и каменных конструкций, изделий из стекла, пластмасс, керамики, гипса и др. в технике получили распространение волокнистые композиционные материалы, армированные высокопрочными непрерывными волокнами.

Арматурные работы – работы по заготовке, вязке и укладке арматуры.

Арматура – стальные стержни, прокатные профили и проволока, расположенные в бетоне для совместной с ним работы.

Арматура рабочая воспринимает рабочие нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации конструкции.

Арматура распределительная применяется для распределения усилий между рабочей арматурой, закрепления стержней в каркасе и обеспечения их совместной работы, а так же для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне.

Арматура монтажная обеспечивает проектное положение отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов.

Хомуты применяют для соединения отдельных рабочих и монтажных стержней в готовый пространственный каркас.

Каркас пространственный состоит из плоских каркасов, соединенных при необходимости монтажными стержнями. Применяют для армирования колонн, балок, ригелей, фундаментов (рис. 28).

Каркас плоский состоит из двух, трех, четырех и более продольных стержней, соединенных поперечными, наклонными или непрерывными (змейкой) стержнями. Применяют для армирования балок, прогонов, ригелей и других линейных конструкций (рис. 35).

Рис. 27. Опалубка скользящая

1 – козырек; 2- домкрат; 3 – домкратная рама;4 – рабочий пол;

5 – домкратный стержень; 6– щиты опалубки; 7,8 – внутренние и наружные подвесные подмости

Сетка представляет собой взаимно перекрещивающиеся стержни, соединенные в местах пересечения преимущественно сваркой (рис. 29).

Закладная деталь – конструктивный элемент из стержневой арматуры и плоской прокатной стали. Используется для сварного соединения сборных железобетонных конструкций при монтаже (рис.30).

Защитный слой – расстояние между внешними поверхностями арматуры и бетона конструкции. Он предохраняет арматуру от корродирующего воздействия внешней среды. Толщина слоя должна быть не менее 10 мм (в зависимости от вида конструкции).

Фиксаторы защитного слоя – специальные упоры или удлиненные поперечные стержни, а также бетонные, пластмассовые или металлические фиксаторы, которые одевают на арматурные стержни или привязывают к ним (рис. 31).

Рис. 28. Каркас пространственный

в
б
а

Рис. 29. Примеры арматурных элементов:

а– плоская сетка; б, в – плоские каркасы

Рис. 30. Закладная деталь

Сварка арматуры контактная имеет следующие основные разновидности.

Контактная сварка точечная применяется для соединения пересекающихся стержней в сетках и каркасах. Сущность этой сварки в том, что два (или более) стержня в месте их пересечения зажимают между электродами сварочной машины. При пропускании тока металл стержней в свариваемом месте под действием выделяемой теплоты накаляется докрасна, размягчается и под действием сдавливающего усилия стержни прочно соединяются между собой.

Контактная сварка стыковая целесообразна в том случае, когда требуется увеличить длину стержней, а так же срастить обрезки и стержни.

       
 
а
   
б
 


г
д
е
в

Рис. 31. Способы обеспечения защитного слоя арматуры:

а – в балках и ребрах плит при помощи упоров; б – в балках посредством удлиненных стержней; в – бетонной подкладкой с проволочной скруткой; г – бетонной пробкой с пружинной скобой; д – упругим пластмассовым фиксатором; е – металлическими штампованными подставками.

Сварка арматуры электродуговая основана на принципе образования электрической дуги между свариваемой деталью и электродом, под действием которой одновременно расплавляются металл электрода и арматуры. После остывания расплава образуется сварной шов. Дуговая электросварка может выполняться как с помощью переменного, так и постоянного тока.

Сварка арматуры ванная основана на плавлении электродов и стыкуемых стержней в полузамкнутой форме, называемой ванной. Формы бывают штампованные стальные или медные. В них укладывают с зазором стыкуемые стержни, между которыми вставляют один или гребенку электродов. В результате возникновения вольтовой дуги происходит плавление металла, расплав заполняет ванну. Этим методом соединяются стержни диаметром более 20 мм.

Бетонная смесь – рационально составленная и тщательно перемешанная смесь компонентов бетона до начала процессов твердения и схватывания. Состоит из воды, вяжущего и зерен крупного и мелкого заполнителя.

Бетонирование безопалубочное – бетонирование при укладке бетонной смеси «в распор», например, при устройстве буронабивных свай, ленточных фундаментов, при торкретировании и др.

Торкретирование бетона – технологический процесс нанесения в струе сжатого воздуха на поверхность конструкции или опалубки одного или нескольких слоев цементно-песчаного раствора (торкрет) или бетонной смеси (набрызг-бетон). В состав торкрета входят цемент и песок; набрызг-бетона, помимо цемента и песка, входит крупный заполнитель размером не более 25 мм. Торкрет наносят цемент-пушкой, а набрызг-бетон – бетоншприцмашинной.

Подвижность бетонной смеси – способность смеси расплываться под действием собственной массы. Характеризуется измеряемой осадкой конуса, отформованного из бетонной смеси. Вычисляется как среднее арифметическое двух определений, выполненных из одной пробы бетонной смеси (рис. 32).

Рис. 32. Определение удобоукладываемости бетонной смеси:

а – прибор (конус) для определения подвижности бетонной смеси: 1 – жесткая смесь; 2 – подвижная смесь; 3 – осадка конуса; б – прибор для определения жесткости бетонной смеси: 4 – схема испытания.

Жесткость бетонной смеси – показатель динамической вязкости бетонной смеси. Характеризуется временем, (сек.), вибрирования, необходимым для выравнивания и уплотнения отформованного конуса бетонной смеси в приборе для определения жесткости.

Удобоукладываемость бетонной смеси – способность заполнять форму при данном способе уплотнения с сохранением однородности. Для оценки используют три показателя: подвижность, жесткость, связность.

Химические добавки пластифицирующие – добавки, повышающие подвижность бетонной смеси (сульфитно-дрожжевая бражка).

Химические добавки противоморозные – добавки, позволяющие уменьшить температуру замерзания жидкой фазы бетона (нитрит-натрия, нитрит-нитрат-хлорид кальция).

Химические добавки воздухововлекающие – добавки, повышающие пористость бетонной смеси (мылонафт, асидол).

Ультразвуковой импульсный метод контроля прочности бетона – неразрушающий физический метод контроля прочности бетона. При этом используют специальные ультразвуковые приборы, с помощью которых определяют скорость прохождения ультразвука через бетон конструкции. По градуированным кривым скорости прохождения ультразвука и прочности бетона при сжатии определяют прочность бетона при сжатии в конструкции.

Рабочий шов – плоскость стыка между затвердевшим и свежеуложенным бетоном, образовавшаяся в результате перерыва в бетонировании. Он образуется в том случае, если последующие слои бетонной смеси укладывают на полностью затвердевшие предыдущие слои. Обычно это происходит при перерывах в бетонировании более 7 часов. Рабочие швы являются ослабленным местом, поэтому их должны устраивать в сечениях, где стыки старого и нового бетона не могут отрицательно влиять на прочность конструкции.

Районные заводы по приготовлению бетонной смеси снабжают готовыми смесями строительные объекты, расположенные на расстоянии, не превышающем технологически доступное расстояние автомобильных перевозок. Районный завод обычно обслуживает стройки, находящиеся в радиусе действия 25 - 30 км.

Приобъектные заводы по приготовлению бетонной смеси обычно обслуживают одну крупную строительную площадку в течение 5 - 6 лет. Такие заводы выполняют сборно-разборными блочной конструкции, что позволяет перебазировать их за 20 – 30 суток.

Построечные бетоносмесительные установки обслуживают одну строительную площадку или отдельный объект при месячной потребности в товарном бетоне до 1,5 тыс.м3.

Бадья – ёмкость, которая в строительстве применяется для транспортирования и подачи бетонных и растворных смесей к месту укладки. По конструкции бадьи бывают поворотные и неповоротные, часто оборудуются вибраторами для улучшения выгрузки смесей, а также электронагревателями для предварительного электроразогрева (подогрева) смесей.

Бункер для бетонной смеси – специальное устройство, предназначенное для приема бетонной смеси из автосамосвалов и транспортирования ее кранами к месту бетонирования. Конструктивно бункеры выполняются поворотными и неповоротными.

Бетоноукладочная машина – портальная наземная самоходная машина, предназначенная для выдачи и укладки бетонной смеси при формовании железобетонных плоскостных изделий для строительства зданий и сооружений из сборных элементов. Бетоноукладочные машины могут быть однобункерными с заглаживающим устройством или без него, двухбункерными и требункерными с заглаживающим устройством.

Бетононасос – машина для перекачивания бетонной смеси. Позволяет с высокой степенью интенсивности (от 5 до 80 м3/ч и более) доставлять бетонную смесь на расстояние до 400 м по горизонтали и до 100 м и более по вертикали. Для повышения мобильности бетононасосов их можно устанавливать на шасси автомобилей или прицепы.

Пневмонагнетатель – устройство для подачи бетонной смеси по трубам под действием сжатого воздуха (расход воздуха - до 30 м³ на 1 м³ бетона). Можно подавать жесткие бетонные смеси (осадка конуса 3 - 4 см) на высоту до 50 м или по горизонтали на 250 м.

Автоцементовоз – специализированное транспортное средство для перевозки цемента в герметичном резервуаре от базисных складов и цементных заводов с пневматической загрузкой из складов силосного типа и бункеров и пневматической саморазгрузкой в склады потребители.

Автобетоновоз – машина для транспортирования бетонной смеси. Кузов имеет корытообразную форму. Плавное сопряжение бортов с днищем исключают налипание бетона в углах. Достаточно большой угол наклона кузова (80 градусов) и наличие вибропобудителя позволяет быстро выгружать смесь; крышка же предохраняет ее от потери воды и охлаждения

Автобетоносмеситель – бетоносмесительный барабан, смонтированный на шасси автомобиля или на полуприцепе, буксируемом седельным тягачом. В нем можно перевозить сухие и готовые бетонные смеси. К технологическим преимуществам автобетонносмесителей относятся возможность доставки смеси на большие расстояния без снижения ее качества, а также наличие регулируемой порционной разгрузки.

Бетоноотделочная машина – машина для отделки поверхности свежеуложенного бетонного покрытия.

Вакуумирование – технологический метод, позволяющий извлечь из уложенной бетонной смеси около 10-25% воды затворения с дополнительным ее уплотнением. Вакуумирование производят либо сверху (вакуум-щиты, вакуум-маты), либо со стороны боковых поверхностей (вакуум-опалубка).

Уплотнение бетона трамбованием – способ уплотнения, выполняемый ручными и пневматическими трамбовками при укладке весьма жестких бетонных смесей в малоармированные конструкции, а также в том случае, когда вибраторы нельзя применять из-за отрицательного воздействия вибрации на расположенное вблизи оборудование и др. Смеси уплотняют слоями толщиной по 10 – 15 см.

Уплотнение бетона штыкованием – способ уплотнения, выполняемый вручную с помощью шуровок. Из-за низкой производительности и трудоемкости этот метод применяют в исключительных случаях: при бетонировании тонкостенных и густоармированных конструкций и использовании высокоподвижных смесей.

Уплотнение бетона вибрированием – способ уплотнения, при которомна бетонную смесь, представляющую собой многокомпонентный конгломерат, воздействуют вибрацией. В период вибрирования она приобретает свойства тяжелой жидкости, обладающей значительной текучестью. При этом смесь хорошо заполняет опалубочную форму и пространство между арматурными стержнями. Вместе с тем при снижении вязкости смеси в результате вибрирования ее частицы под действием гравитационных сил стремятся занять наиболее устойчивое положение по отношению друг к другу. Это приводит к их взаимной укупорке, т.е. к наиболее плотному расположению в форме. Одновременно в зоне вибрации создается повышенное давление, вследствие чего воздух интенсивно вытесняется из смеси. Эти взаимосвязанные процессы обеспечивают получение бетона с плотной структурой и хорошего качества.

Вибраторы глубинные (внутренние) – вибраторы, рабочую часть которых погружают в бетонную смесь.Передают колебания через корпус (рис. 33).

Рис. 33. Вибратор глубинный (внутренний):

1 – корпус; 2 – штанга

Вибраторы площадочные (поверхностные) – вибраторы, устанавливаемые на уплотняемую бетонную смесь. Передают колебания через рабочую площадку (рис. 34).

Рис. 34. Вибратор площадочный (поверхностный):

1 – вибратор; 2 – площадка

Вибраторы наружные – вибраторы, укрепляемые на опалубке при помощи тисков или другого захватного устройства. Передают колебания через опалубку (рис. 35).

Рис. 35. Вибраторы наружные:

1 – вибратор; 2 – опалубка

Виброрейка – агрегат для вибрационного уплотнения бетонной смеси и отделки поверхности уложенного бетона.

Зимние условия бетонирования – условия, при которых среднесуточная температура наружного воздуха снижается до +5оС и падении ее в течение суток ниже 0оС.

Критическая прочность бетона – прочность бетона в % от марочной, после достижения которой бетон может быть заморожен без снижения его прочности и других показателей в процессе последующего твердения в результате оттаивания.

Электропрогрев бетона – способ тепловой обработки бетона в зимних условиях, при котором электрический переменный ток пропускают через бетон как через омическое сопротивление, при этом в бетоне выделяется тепло.

Электроды пластинчатые принадлежат к разряду поверхностных и представляют собой пластины из кровельного железа или стали, навешиваемые на внутреннюю, примыкающую к бетону поверхность опалубки и подключаемые к разноименным фазам сети (1ф, 2ф). С помощью пластинчатых электродов прогревают слабоармированные конструкции правильной формы небольших размеров (рис. 36).

Рис. 36. Электроды пластинчатые.

Электроды полосовые – электроды,изготавливаемыеиз стальных полос шириной 20 – 50 мм, нашиваемые на внутреннею поверхность опалубки, примыкающую к бетону, и подключаемые к разноименным фазам (рис.37.).

б
а

Рис. 37 Электроды полосовые:

а – двухстороннее расположение электродов; б– одностороннее

Электроды стержневые – электроды из круглой стали диаметром 6 – 12 мм. Их погружают в бетон после его укладки в конструкцию. Для удобства подсоединения электродов к электрической сети они должны выступать над поверхностью бетона на 5 – 8 см.

Электроды плавающие – арматурные стержни диаметром 6 – 12 мм, втапливаемые в поверхность прогреваемого бетона на 2 – 3 см.

Электроды струнные - электродыиз арматурной стали диаметром 6-16 мм, применяемые для прогрева конструкций, длина которых во много раз больше размеров их поперечного сечения.

Тепло экзотермии (экзотермическое тепловыделение) – тепло, выделяющееся в результате физико-химического взаимодействия минералов цемента и воды (реакция гидратации).

Метод термоса – один из методов выдерживания бетона в зимних условиях, основанный на принципе использования тепла, введенного в бетон до укладки его в опалубку, и тепла, выделяемого цементом в процессе твердения бетона. Общий запас тепла должен соответствовать его потерям при остывании конструкции (при соответствующем утеплении) до набора бетоном заданной прочности.

Молоток Кашкарова применяется при неразрушающем механическом методе контроля прочности бетона. Для определения прочности бетона на сжатие его устанавливают шариком на бетон и слесарным молотком наносят удар по корпусу эталонного молотка. При этом шарик нижней частью вдавливается в бетон, а верхней – в эталонный стальной стержень, оставляя и на бетоне, и на стержне отпечаток. После измерения диаметров этих отпечатков находят их отношение и с помощью тарировочных кривых определяют прочность поверхностных слоев бетона на сжатие.

Индукционный нагрев бетона – способ термообработки бетона, основанный на использовании магнитной составляющей переменного электромагнитного поля, для нагрева стали вследствие теплового действия электрического тока, наводимого электромагнитной индукцией. В арматуре или стальной опалубке энергия переменного электрического поля преобразуется в тепловую и передается теплопроводностью бетону.

Тепляк – временное сооружение,которое подразделяют на объемное и плоское.

Объемный представляет собой временное помещение, внутри которого размещают бетонируемые конструкции. Такие тепляки строят до возведения конструкции. Опалубочные, арматурные и бетонные работы выполняют непосредственно в нем. Обогревают объемные тепляки переносными печами, калориферами или с помощью трубчатых регистров.

Плоский оборудуют съемной паровой рубашкой-коробом. Бетонирование ведут на открытом воздухе, уложенный бетон покрывают съемными коробами. В них размещены нагревательные приборы, после включения которых под тепляком создается необходимая тепло-влажностная среда.

Бетонирование непрерывное – способ, применяемый при возведении массивных гидротехнических сооружений или конструкций. Сочетание непрерывного транспортирования и укладки бетонной смеси с приготовлением ее на заводах непрерывного действия позволяет организовать непрерывно-поточное бетонирование сооружений. Применяется два способа непрерывного транспортирования бетонной смеси: ленточными конвейерами и бетононасосами.

Бетонирование раздельное – работы, выполняемые при возведении железобетонных резервуаров, фундаментов под оборудование, монолитных свайных фундаментов, а также густоармированных конструкций или в труднодоступных местах инъекционным или вибронагнетательным способом.

Подводное бетонирование – укладка бетонной смеси под водой с предотвращением размывания ее с выносом вяжущего из состава смеси.

Для бетонирования конструкций на малых глубинах до 1,5 м, когда верхняя часть конструкции должна выступать над уровнем воды, применяют метод втрамбования, или бетонирование с «островка». В отдельных случаях для малых объемов работ бетонную смесь или сухую бетонную смесь укладывают под воду в мешках в перевязку из редкой ткани.

Метод втрамбовывания – метод подводного бетонирования, при котором работа начинается с создания бетонного островка в одном из углов бетонируемой конструкции. Островок должен возвышаться над поверхностью воды не менее чем на 30 см. Подводный откос островка, с которого начинают втрамбовывание, должен образовывать под водой угол 35 – 45 о к горизонту. Новые порции бетонной смеси втрамбовывают в островок равномерно и не ближе 20 – 30 см от кромки воды. Метод применяют при глубине воды до 1,5 м для конструкции больших площадей. При этом смеси должны быть жесткими (рис.38).

Рис. 38. Втрамбовывание бетонной смеси:

1 – ограждение (опалубка); 2 – слабый слой бетона;

3 – втрамбовываемая бетонная смесь.

Метод вертикально перемещающейся трубы (ВПТ) – метод бетонирования конструкции на глубине до 50 м, защищенных от проточной воды, в случае когда требуется высокая прочность и монолитность подводного сооружения. В специально изготовленную опалубку с помощью стального бетоновода, оборудованного сверху воронкой для приема смеси, а снизу – клапаном, который открывается в момент ее подачи, укладывается бетонная смесь. В начале бетонирования труба опускается до дна с минимальным зазором, допускающим свободный выход смеси. В полость трубы вводят пыж из мешковины, а через загрузочную воронку подают бетонную смесь, под тяжестью которой он опускается к основанию трубы и вытесняется из нее в воду. Бетонирование без подъема трубы продолжают до тех пор, пока бетонная смесь, заполнив все пространство бетонируемого блока, не поднимется выше конца трубы. Блок бетонируют до уровня превышающего проектную отметку на величину, равную 2% его высоты, но не менее чем на 100 мм с последующим удалением слабого верхнего слоя (рис. 39).

Рис. 39. Схема подводного бетонирования способом вертикально перемещающейся трубы: 1 – опалубка; 2 – рабочий пол; 3 – звеньев труб; 4 – ограждение; 5 – загрузочная воронка; 6 – стойка; 7 – бетоновод; 8 – плавучий кран

Метод восходящего раствора – метод подводного бетонирования, выполняемый безнапорным и напорным способом.

При безнапорном методе в блок бетонирования вставляют шахту с решетчатыми стенками, на всю глубину которой опускают стальную трубу диаметром 38 – 100 мм. В межоаплубочное пространство отсыпают каменную наброску, пустоты которой заполняют раствором, подаваемым через трубу под действием сил тяжести.

При напорном методе заливочные трубы устанавливают без шахт в каменный или щебеночный заполнитель и через них под давлением нагнетают (инъецируют) цементный раствор (рис. 40).

Рис. 40. Схема подводного бетонирования способом восходящего

раствора:

1 – каменно-щебеночная отсыпка; 2 – раствор; 3 – шпунтовочное ограждение (опалубка); 4 – ограждение; 5 – настил; 6 – шахта;

7 – труба; 8 – лебедка; 9 – вода; 10 – рукав; 11 – растворонасос

Уход за бетоном – процесс создания необходимого для твердения уплотненной бетонной смеси температурно-влажностного режима и защите бетона от сотрясений, ударов и т.д.

Греющая опалубка – форма для отливки бетонных изделий (термоактивная) в зимнее время при температуре воздуха до минус 40°С. Греющая опалубка состоит из стальных опалубочных щитов, в которых установлены трубчатые электрические нагреватели или нагревательный кабель.

Замоноличивание стыков – процесс превращения в монолит зоны сопряжения двух и более сборных железобетонных конструкций или их элементов. Достигается скреплением выпусков арматуры или закладных деталей с последующим заполнением стыковой полости бетонной смесью или раствором.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: