Технология процессов монтажа строительных конструкций

Монтаж - комплексный процесс сборки здания и сооружения из укрупненных конструкций, деталей и узлов заводского изготовления.

Монтаж является ведущим технологическим процессом строительного производства. Этому способствует наличие развитой промышленности по производству сборных конструкций, разнообразных средств механизации, возможность осуществлять монтаж поточным методом.

Монтаж строительных конструкций осуществляется не только при возведении полносборных, но и других типов зданий. Так, например, при строительстве зданий с кирпичными стенами монтируют сборные фундаментные блоки, плиты перекрытий, лестничные марши, площадки и т.д.

Автокран – автомобиль, оснащенный крановым оборудованием.

Кран – машина для подъема штучных грузов; по типу ходовой части различают кран автомобильный, пневмоколесный, гусеничный, рельсовый.

Кран автомобильный – мобильная грузоподъемная и монтажная машина цикличного действия. Характерное отличие автомобильного крана от других стреловых и башенно-стреловых кранов в том, что автомобильный кран содержит две кабины управления: одну – автомобилем, другую – крановыми операциями.

Кран башенный – машина цикличного действия для подъема и перемещения в пространстве грузов при подаче их к рабочим местам и монтаже. Краны башенные классифицируют по конструкции – краны с поворотной платформой и неповоротной башней; по возможности перемещения - передвижные, приставные, стационарные и самоподъемные; по типу ходового устройства – рельсовые, автомобильные, гусеничные, пневмоколесные; по по способу изменения вылета и типу стрелы – с подъемной, балочной стрелами, с грузовой тележкой.

Кран гусеничный – самоходная грузоподъемная и монтажная машина цикличного действия для выполнения больших объемов работ в промышленном строительстве. Отличительными особенностями гусеничного крана являются гусеничный ход и наличие одной кабины, из которой управляют перемещением крана и крановыми операциями. Все гусеничные краны имеют башенно-стреловое оборудование. Грузоподъемность кранов гусеничных от 6,3 до 250 т. Длина основных стрел от 6 до 20 м.

Автопанелевоз – специализированное транспортное средство, состоящее из автомобильного тягача и полуприцепа со специализированной грузовой платформой для перевозки стеновых панелей и доборных элементов в близком к проектному положении.

Автофермовоз – специализированное транспортное средство, состоящее из автомобильного тягача и полуприцепа со специальной грузовой платформой.

Вышка строительная – передвижная конструкция на самоходном шасси, используемая для выполнения кратковременных работ на высоте силами одного-двух рабочих. Вышка строительная, смонтированная на автомобильном шасси, представляет собой полноповоротный подъемник с гидравлическим приводом. Грузоподъемность вышек строительных – 250 кг, наибольшая высота подъема 18-25 м, наибольший вылет стрелы 8 и 9,7 м.

Петлевые захваты – захваты, для которых в монтируемой конструкции должны быть предусмотрены монтажные петли. К таким захватам относят крюки (рис.41), карабины (рис.42) и замки (рис.43).

Рис. 41. Крюки с предохранительной скобой

Рис. 42. Карабины

Рис. 43. Замки

Монтажная петля – элемент сборных железобетонных конструкций, предназначенный для строповки при их подъеме и установке.

Такелажное оборудование – оборудование, используемое на монтажных работах. К нему относят: канаты, цепи, стропы, захваты, блоки, полиспасты, домкраты, тали, лебедки и др.

Захваты – устройства, с помощью которых концы стропа прикрепляются к поднимаемой детали или конструкции. Подразделяются на петлевые, беспетлевые и специальные.

Беспетлевые захваты - захваты, для которых не требуется устройство петель. К ним относятся фрикционные, удерживающие поднимаемый элемент за счет сил трения (рис. 44), вакуумные, удерживающие элемент с помощью вакуумных присосок (рис. 45).

Рис. 44. Захват фрикционный

Рис. 45. Захват вакуумный:

1 – присоски; 2 – вакуумагрегат.

Специальные захваты. Они бывают вилочными, в виде скоб, клещевыми и штыревыми.

Вилочные служат для подъема плоских горизонтальных конструкций (плит перекрытий, профилированного настила и др.), см. рис. 46.

Рис. 46. Вилочный захват:

1-плита; 2- траверса; 3- вилочный захват.

Захваты в виде скоб применяют для подъема длинномерных горизонтально устанавливаемых элементов (балки, ригели и т.п.), см. рис. 47

Клещевые используют для подъема двутавровых железобетонных конструкций, см. рис. 48.

Штыревые применяют для подъема линейных конструкций, в которых при их изготовлении были устроены отверстия, см. рис. 49.

Рис. 47. Захваты в виде скоб

Рис. 48. Клещевой захват

Рис. 49. Штыревой захват:

1 – траверса; 2 – штырь; 3 – поднимаемая конструкция.

Канат – гибкое изделие из стальных, синтетических или растительных (пеньковых) волокон. Различают канаты крученые (витые), невитые, плетеные.

Канат страховочный – устройство, предназначенное для закрепления работающих карабином предохранительного пояса при выполнении производственных операций на высоте с целью предотвращения их падения при отсутствии защитных ограждений.

Монтажная технологичность – степень приспособленности данной конструкции к перевозке и монтажу при минимальных затратах труда, времени, материальных и энергетических ресурсов. Ее определяют в результате сопоставления показателей сравниваемой конструкции с типовой либо, сравнением вариантов новых конструкций между собой.

Коэффициент технологичности К вычисляют по формуле

,

где ∆С – увеличение или уменьшении расчетной стоимости возведения здания по сравнению с эталонным образом; Сэ – стоимость возведения эталонного образа.

При Кт > 1 рассматриваемый вариант считается более технологичным.

Дифференцированный метод монтажа – метод, предусматривающий последовательную установку всех однотипных конструкций в пределах здания или участка монтажа и только после этого установку конструкции другого типа. Например, сначала монтируют колонны по всему зданию, подкрановые балки, затем фермы и связи, после этого - элементы покрытия (монтаж каркаса одноэтажного промышленного здания).

Комплексный метод монтажа – метод, предполагающий последовательный монтаж разнотипных конструкций в пределах одной или нескольких смежных ячеек здания, образующих жесткую устойчивую систему. Например, первоначально устанавливают четыре колонны, затем - последовательно две подкрановые балки, две фермы и элементы покрытия (монтаж каркаса одноэтажного промышленного здания).

Комбинированный метод монтажа – метод, представляющий собой сочетание дифференцированного и комплексного. При этом колонны и подкрановые балки монтируют обычно дифференцированным методом, конструкции покрытия – комплексным (монтаж каркаса одноэтажного промышленного здания).

Крупноблочный монтаж – сборка зданий и сооружений из крупных геометрически неизменяемых, конструктивно законченных блоков, изготавливаемых на предприятиях стройиндустрии (например, две подкрановые металлические балки, объединенные между собой и с тормозной фермой) или на строительной площадке (пространственные блоки покрытий).

Крупноэлементный монтаж – сборка зданий и сооружений из отдельных конструктивно законченных элементов (колонн, подстропильных и стропильных ферм, балок, плит покрытия, стеновых панелей и др.).

Универсальный строп – замкнутое кольцо, в котором концы стального каната соединяются заплеткой (рис. 50).

Рис. 50. Универсальный строп

Облегченный (одноветьевой) строп – отрезок каната, концы которого снабжены коушами, крюками (рис.51).

Рис. 51. Облегченный строп с крюком и петлей:

1- коуш; 2 – крюк

Коуш – деталь такелажного грузозахватного приспособления, вставляемая внутрь петли троса, для того чтобы канат (трос) не перегибался и не перетирался крюком. Коуши предназначены для стальных канатов подъемно-транспортных устройств, выбираются по диаметру каната.

Строп – устройство, обеспечивающее надежное и эффективное соединение монтируемой конструкции с рабочим органом монтажной машины.

Строповка – операция по креплению конструкции к крюку крана для подъема.

Расстроповка – операция по освобождению конструкции от крюка крана после их установки и временного закрепления.

Якорь служит для крепления лебедок, вант, полиспастов и расчалок. Бывают свайные якоря, винтовые и наземные бетонные.

Стык – соединение между собой в одном месте двух конструктивных элементов (например, колонны и фундамента).

Узел – соединение между собой в одном месте трех и более элементов различного конструктивного назначения (например, колонны, ригеля и плиты перекрытия в многоэтажном каркасном здании).

Шов – место контурного соединения отдельных конструктивных элементов (например, плит покрытия, стеновых панелей).

Монтажная масса – масса монтируемой конструкции и поднимаемых с ней приспособлений, включая стропы.

Грузоподъемность крана – наибольшая масса груза, которая может быть поднята краном при условии сохранения его устойчивости и прочности конструкции.

Длина стрелы (Lc) – расстояние от центра оси пяты стрелы и до оси обоймы грузового полиспаста (рис.52).

Вылет крюка (lк) – расстояние по горизонтали от оси вращения поворотной платформы до вертикальной оси, проходящей через центр обоймы грузового крюка (рис. 52)

Высота подъема крюка (Нк) – расстояние от уровня стоянки крана до центра грузового крюка в его верхнем положении (рис.52).

Радиус поворота хвостовой части поворотной платформы (Rп) – расстояние между осью вращения крана и наиболее удаленной от нее точкой платформы или противовеса (рис. 52).

Рис. 52. Технические параметры строительного крана.

Колея – расстояние между центрами передних и задних колес пневмоколесных кранов, ширина гусеничного хода или расстояние между осями головок рельсов.

База – расстояние между осями передних и задних колес пневмоколесных и рельсовых кранов. Для гусеничных кранов указывают длину гусеничного хода.

Гусёк – часть шарнирносочлененной стрелы подъемного крана, увеличивающий радиус действия крана. На свободном конце гуська укрепляют блок для грузонесущего каната.

Монтаж «с колес» предполагает выполнение на строительной площадке в основном только собственно монтажных процессов. Полностью изготовленные и подготовленные к монтажу конструкции поставляют на строительную площадку с заводов–изготовителей в точно назначенное время и непосредственно с транспортных средств подают к месту их установки в проектное положение.

Свободный метод монтажа – метод при котором монтируемый элемент без каких-либо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Способ требует постоянного контроля положения элемента в пространстве при его установке, необходимости выполнения выверочных работ, крепежных и других операций на высоте (рис. 53).

Рис. 53. Схема свободного монтажа

Ограниченно-свободный монтаж, при котором монтируемая конструкция устанавливается в направляющие упоры, фиксаторы и другие приспособления, частично ограничивающие свободу перемещения конструкции, но приводящие к снижению трудозатрат на временное крепление и выверку

Рис. 54. Схема ограниченно-свободного метода монтажа

Принудительный метод монтажа конструкции основан на использовании кондукторов, манипуляторов, индикаторов и других средств, обеспечивающих полное и заданное ограничение перемещений конструкции от действия собственного веса и внешних воздействий (рис. 55).

Рис. 55. Схема принудительного метода монтажа

Выверка – операция, обеспечивающая точное соответствие положения монтируемых конструкций проектному.

Выверка визуальная выполняется при достаточной точности опорных поверхностей или торцовых оснований и стыков конструкций с помощью различных измерительных приспособлений (например, стальных рулеток, линеек, шаблонов и т.п.).

Монтаж безвыверочный получил наибольшее распространение при монтаже сборных металлических конструкций (в отдельных случаях и железобетонных). Основным его условием является применение конструкций с повышенным классом точности геометрических размеров в монтажных стыках. Это позволяет устанавливать, например, стальные колонны и другие элементы каркаса с фрезерованными опорными торцами в проектное положение, исключая выверку по высоте и вертикали.

Временное закрепление конструкции – операция, обеспечивающая их устойчивость в проектном положении на период выверки и постоянного ее закрепления. Без временного закрепления возможна установка только статически устойчивых конструкций. Средства временного крепления могут быть индивидуальными и групповыми.

Индивидуальные средства крепления предусматривают временное закрепление одного статически неустойчивого монтажного элемента.

Групповые средства крепления предусматривают закрепление нескольких статически неустойчивых монтажных элементов и конструкций (групповые кондукторы).

Монтажное усиление конструкции – усиление элементов конструкции при монтаже, выполняемое в тех случаях, когда применяемые способы строповки не могут обеспечить устойчивость монтируемых элементов в целом или их отдельных стержней при подъеме. В основном это относится к монтажу металлических ферм, пояса которых при их большой длине могут оказаться недостаточно устойчивыми (рис. 56).

в
б
а

Рис. 56. Способы предмонтажного усиления стальных ферм:

а- бревнами и скобой; б – бревнами на скрутках; в – пластинами на болтах;

1 - элемент усиления; 2 - скрутка; 3 - скоба; 4 - брусья; 5 - пластина; 6 - болт

Распорка – жесткая связь. Ее применяют для раскрепления плоских вертикально стоящих конструкций (ферм, балок, перегородок), см. рис 57.

Рис. 57. Распорка для временного раскрепления ферм:

1 – распорка; 2 – плита покрытия; 3 – ферма

Крышевой кондуктор – техническое устройство, применяемое для временного закрепления вертикально стоящих конструкций (стропильных ферм, балок). Крепится на плиты покрытия в ранее смонтированной ячейке здания.

Расчалка – гибкая связь, применяемая для выверки и временного закрепления конструкций, которая упрощает выполнение этих операций и обеспечивает снижение затрат труда (рис. 58).

Рис. 58. Временное закрепление железобетонных ферм:

1 – ферма; 2 – расчалка 3 – якорь; 4 - распорка

Подкос – жесткая связь. Применяют для закрепления невысоких длинномерных и плоских конструкций (колонн, стеновых панелей) (рис.59).

       
 
а
 
б


Рис. 59. Временное крепление стеновой панели:

а – захватной головкой бесструбцинного подкоса; б – струбцинным подкосом; 1 – панель; 2 – монтажная петля; 3 – захватная головка; 4 – подкос; 5 – струбцина

Кассета – устройство для складирования неустойчивых элементов сборных конструкций при их установке на складах в вертикальном положении (рис.60).

Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъема, спуска.

Монтажная лестница применяется при монтаже железобетонных и металлических конструкций. Виды:

Навесные – лестницы, навешиваемые звеньями до подъема на высокие колонны (рис. 61 а);

Приставные,устанавливаемые наклонно (рис. 61 б).

б
а

Рис. 60. Схема складирования конструкций в кассетах:

а – стеновых панелей; б – ферм; 1 – конструкция; 2 – кассета.

б
а

Рис. 61. Монтажные лестницы:

а - навесная; б – приставная

Подмости монтажные – временные поддерживающие опоры, с которых выполняют рабочие операции монтажники, сварщики, бетонщики.

Верхолазные работы – работы по установке, выверке, монтажу и ремонту конструкций, выполняемые с временных монтажных приспособлений или непосредственно с конструкций на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила.

Люльки – устройства (корзины) для работы на высоте. Люльки бывают:

Навесные, которые крепят к ранее смонтированным конструкциям с помощью крючьев (рис. 62 а) или цепей. Их устанавливают и переставляют монтажным краном;

Подвесные закрепляют за консоли, которые крепят к конструкциям перекрытий эданий и сооружений. Подвесные люльки, как правило, выполняют самоподъемными (рис. 62 б).

а
б

Рис. 69. Люльки:

а – навесные; б – подвесные; 1 – крючья, 2 – ригель; 3 – лестница; 4 – люльки; 5 – платформа; 6 – выносная площадка; 7 – консоль; 8 – балласт; 9 – рельсовый путь

Траверса – это металлическая балка или треугольная ферма, с подвешенными к ее концам стропами. Она позволяет уменьшить высоту строповки, изменить направление усилий, возникающих в поднимаемом элементе (рис. 63).

Рис. 63. Балочная траверса:

1 – строп; 2 – гибкие тяги; 3 – балка; 4 – скоба для подвески к грузовому крюку; 5 – блок.

Ключ с трещоткой имеет рабочий ход только в одном направлении; удобен в работе, т.к. его не нужно снимать с гайки и переставлять на новую позицию после каждого этапа поворота гайки.

Ключ коликовый монтажный – имеет с одной стороны зев для гайки определенного размера, а с другой – конический – колик, который служит оправкой при совмещении отверстий собираемых деталей или конструкций.

Тарированный ключ – ключ, с помощью которого можно контролировать крутящий момент затяжки гаек, что позволяет контролировать усилие натяжения высокопрочных фрикционных болтов (рис. 64).

Рис. 64. Тарировочный ключ:

1 – планки; 2 – язык; 3 – кронштейн; 4 – индикатор; 5 – рычаг.

Ультразвуковой метод контроля основан на различном отражении пучка высокочастотных звуковых колебаний от металла и имеющихся дефектов.

Выверка инструментальная выполняется при сложности обеспечения точности установки монтажных элементов и конструкций проверкой только опорных конструкций. Производят при установке специальных приспособлений (кондукторов, рамно-шарнирных индикаторов и др.). Данный вид выверки является наиболее распространенным видом проверки положения смонтированной конструкции в плане, высотном и вертикальном положениях. В ее процессе применяют теодолиты, нивелиры, лазерные приборы и устройства.

Антикоррозионные покрытия – тонкослойные покрытия на изделиях для защиты от коррозионного воздействия внешней среды и придания им декоративного вида. Различают антикоррозионные покрытия металлические (оцинковка, кадмирование, никелирование, хромирование, лужение, свинцевание, золочение и т.п.); лакокрасочные; стеклоэмали; оксидные пленки; покрытие резиной (гуммирование); пластмассовые и битумные смазки.

Газопламенное напыление – нанесения слоя цинка толщиной 0,1-0,15 мм с помощью агрегатов для газопламенного напыления порошковых материалов.

Электрометаллизация – нанесения цинкового или алюминиевого покрытия на поверхность сварного узла струей сжатого воздуха из электрометаллизатора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: