Соревнования по лыжам играют важную роль в популяризации лыжного спорта и привлечении к занятиям большого числа учащихся. Они неразрывно связаны с учебной и внеклассной работой по лыжному спорту и при правильной подготовке и организации имеют большое воспитательное значение, оказывая положительное воздействие на повышение дисциплины и успеваемости школьников. В школе соревнования проводятся в ходе учебного процесса по лыжной подготовке и по плану внеклассной работы, являясь одним из способов подведения итогов и учета успеваемости учащихся. Кроме контрольных соревнований в ходе учебного про-
цесса, все другие их виды должны проводиться только во внеурочное время. Выполнение этого требования контролирует директор школы или его заместитель по учебно-воспитательной работе.
В процессе учебной работы по лыжной подготовке необходимо не только выставить оценки за овладение техникой способов передвижения на лыжах, изученной в данном классе, но и принять учебные нормативы. Прием нормативов осуществляется на контрольных уроках, которые можно провести как соревнования на первенство класса по лыжному спорту.
|
|
Эти соревнования проводятся на одном из последних уроков лыжной подготовки, желательно в нормальных условиях скольжения. Кроме этого, первенство класса (или нескольких параллельных классов) можно организовать и в воскресный день, приурочив к этому сдачу норм. О проведении таких контрольных (учебных) соревнований учеников необходимо предупредить заранее, чтобы они могли соответствующим образом проверить и подготовить инвентарь. В соревнованиях принимают участие все ученики класса, допущенные врачом. Дистанция по возможности прокладывается вблизи от школы (в лесу, в парках или на территории стадионов). При проведении соревнований в условиях пересеченной местности необходимо проложить дистанцию, доступную для учеников данных классов; ее трудность зависит от требований программы, а также возраста и подготовленности учащихся. Для судейства этих соревнований можно привлекать учащихся старших классов (если они проводятся в воскресные дни) или школьников того же класса, занимающихся в отделениях лыжного спорта ДЮСШ.
При составлении календарного плана соревнований для школьников необходимо учитывать все требования, предъявляемые к календарю взрослых лыжников, предусмотрев, однако, большее количество массовых соревнований на местах. В школе обычно проводятся соревнования, посвященные открытию и закрытию зимнего сезона, на первенство класса, всех параллельных классов и школы, классификационные соревнования, массовые лыжные кроссы, посвященные Дню защитников Отечества, соревнования по сдаче норм. Календарный план соревнований нужно красочно оформить и вывесить на доске объявлений.
|
|
Соревнования на первенство школы рекомендуется проводить в день традиционного зимнего праздника. Для школьников, входящих в состав сборных команд, количество внутришкольных соревнований несколько меньше, но соответственно увеличивается число районных, городских и областных соревнований. Для проведения первенства школы необходимо создать оргкомитет, в состав которого целесообразно включить директора школы, учителей физической культуры и преподавателей курса «Основы
безопасности жизнедеятельности», физкультурный актив, родителей. Очень важно привлечь к организации соревнований классных руководителей, ознакомив их предварительно с положением о соревнованиях и некоторыми пунктами правил. Заранее необходимо подготовить инвентарь и оборудование (транспаранты «Старт» и «Финиш», флажки для разметки, номера участников и т.д.). Целесообразно привлечь к его изготовлению самих школьников.
Внутришкольные соревнования любого масштаба (первенство параллельных классов или школы, классификационные, отборочные, массовые по сдаче норм) должны быть хорошо афишированы в школе через объявления, стенную печать, радио и т.п. Не меньшее значение имеет красочное оформление мест соревнований, их торжественное открытие и закрытие. Проведение парада, подъем флага и другие торжественные мероприятия создают праздничное настроение и повышают интерес к соревнованиям, на которые приглашают родителей и представителей шефствующих организаций.
Первый этап соревнований по лыжному спорту в школе - первенство класса, где определяется победитель (чемпион) личного первенства. По результатам этих соревнований комплектуется сборная команда класса на различные внутришкольные соревнования.
Соревнования на первенство школы могут проводиться по разной программе: 1) между параллельными классами (VIIA, VIIB, VIIB и т.д.); 2) между группами классов (смежные классы -III-IV, V-VI, VII-VIII, IX-X, X-XI); 3) между всеми классами школы. Состав команд классов по полу и количеству участников определяется положением. Во втором и третьем случаях подсчет командных результатов проводится по таблицам очков, что позволяет правильно оценить результаты участников по различным дистанциям и независимо от пола и возраста учащихся определить команду-победительницу на первенство школы. В личном первенстве чемпионы школы определяются в каждой возрастной группе на различных дистанциях.
При подготовке трасс лыжных гонок необходимо обратить внимание на соответствие профиля трассы (ее сложности) полу, возрасту и подготовленности юных лыжников. При составлении календарного плана и программы необходимо учитывать постепенность нарастания нагрузки как по сложности, так и по длине дистанции. В начале сезона рекомендуется проводить соревнования на слабопересеченной местности и на трассах меньшей длины. Так, например, девушкам старшего возраста правилами соревнований разрешается соревноваться на дистанциях до 10 км, но в начале сезона им следует ограничиться дистанциями до 3 км; юношам соответственно разрешено до 20 км, рекомендуется не более 5 км. В других возрастных группах - у мальчиков и девочек -
подростков и младших девушек и юношей - дистанции также сокращаются примерно наполовину от максимально допустимой для каждого возраста. Приводим таблицу допустимых дистанций:
При массовых соревнованиях не рекомендуются дистанции, максимально допустимые для данного возраста даже в середине сезона.
В школе можно провести для старшеклассников соревнования по биатлону с малокалиберными или пневматическими винтовками. Их можно рассматривать как одну из форм допризывной подготовки юношей; в их организации, подготовке и проведении должны участвовать преподаватели - организаторы курса «Основы безопасности жизнедеятельности». При нехватке малокалиберных винтовок на всех участников соревнования можно провести по упрощенным правилам. Участники проходят этап гонки с макетами оружия или учебными винтовками, а винтовки для стрельбы по мишеням и боеприпасы находятся непосредственно на стрельбище. Юноша, приходя на стрельбище, снимает учебную винтовку и начинает стрельбу из находящейся на рубеже. Отстреляв, он оставляет ее на рубеже для другого участника, а сам надевает свою учебную и уходит дальше на дистанцию. Юноши с большим интересом относятся к участию в таких соревнованиях. Тренировку можно вести в процессе занятий секции. Кроме того, может быть несколько специализированных тренировок по стрельбе с хода.
|
|
При организации таких соревнований необходимо обратить самое серьезное внимание на безопасность при стрельбе. Рубеж для стрельбы должен включать высокий вал, обрыв для пулеулав-ливания. Появление людей в направлении стрельбы исключено.
При проведении соревнований по лыжным гонкам необходимо учитывать температурные нормы. В районах средней и южной полосы Российской Федерации нельзя проводить соревнования при температуре ниже -20 °С; в северных и приравненных к ним районах - не ниже -30°С. При сильном ветре (6-10 м/с) соревнования проводить также запрещается.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................................................... 3
Глава I. История лыжного спорта.............................................................................. 6
Возникновение, развитие и первоначальное применение лыж.. 6
Применение лыж в военном деле.................................................................. 9
Развитие лыжного спорта в дореволюционной России.............. 18
Развитие отечественного лыжного спорта после 1917 г............ 22
|
|
Лыжный спорт в послевоенные годы............................................... 26
Глава II. Основы техники передвижения на лыжах................................................ 35
Требования, предъявляемые к технике передвижения на лыжах....35
Классификация способов передвижения на лыжах..................... 39
Определения, термины и понятия техники лыжного спорта..... 44
Силы, действующие на лыжника, и их характеристика............. 48
Основные элементы техники передвижения на лыжах............... 49
Основы техники спусков и поворотов в движении....................... 53
Особенности анализа техники передвижения на лыжах............ 63
Глава III. Основы обучения в лыжном спорте........................................................... 65
Двигательные навыки и их характерные черты............................ 65
Взаимодействие двигательных навыков, последовательность
обучения школьников........................................................................... 68
Принципы обучения.............................................................................. 71
Методы обучения................................................................................... '5
Структура процесса обучения........................................................... 83
Подготовка мест занятий и организация обучения...................... 89
Травматизм, причины его возникновения
и меры предупреждения.............................................................................. 92
Глава IV. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах....... 97
Строевые упражнения с лыжами и на лыжах................................ 97
Техника и методика обучения лыжным ходам............................ 100
Методика обучения попеременному двухшажному ходу....... 106
Методика обучения попеременному четырехшажному ходу 112
Техника одновременных ходов........................................................ 117
Методика обучения одновременному бесшажному ходу........ 118
Методика обучения одновременному одношажному ходу..... 121
Методика обучения одновременному двухшажному ходу..... 124
Коньковый ход...................................................................................... '28
Способы переходов с хода на ход.................................................. 133
Способы преодоления подъемов на лыжах................................. 137
Стойки спусков.....................................................................................141
Преодоление неровностей на склоне............................................. 143
Способы торможений......................................................................... '47
Повороты в движении......................................................................... 150
Глава V. Формы работы и занятий по лыжной подготовке
и лыжному спорту со школьниками.................................................... 160
Формы работы по лыжной подготовке со школьниками......... 160
Формы организации занятий по лыжной подготовке................ 161
Уроки лыжной подготовки в школе................................................ 162
Внеурочные формы занятий............................................................. 175
Глава VI. Общие основы системы подготовки в лыжном спорте......................... 179
Цель и задачи спортивной подготовки лыжника-гонщика...... 179
Закономерности и принципы системы подготовки
в лыжном спорте.................................................................................. 180
Содержание подготовки лыжника-гонщика................................. 191
Физическая подготовка...................................................................... 202
Техническая подготовка.................................................................... 205
Теоретическая подготовка................................................................ 206
Тактическая подготовка.................................................................... 208
Основные средства подготовки лыжников-гонщиков............... 212
Методы подготовки в лыжном спорте........................................... 217
Подготовленность лыжника-гонщика и спортивная форма.... 229
Этапы многолетней подготовки в лыжном спорте.................... 233
Планирование и управление процессом подготовки................ 240
Глава VII. Учебная работа по лыжной подготовке в школе................................. 266
Организация уроков по лыжной подготовке............................... 266 «
Лыжная подготовка в школьной программе................................ 271
Начальное обучение передвижению на лыжах......................... 274
Содержание и методика проведения уроков в начальной школе.... 278
Содержание и методика проведения уроков в V-IX классах.. 290
Содержание и методика проведения уроков в X-XI классах. 298
Теоретические сведения на уроках лыжной подготовки......... 299
Развитие физических качеств на уроках лыжной подготовки 301
Планирование учебной работы по лыжной подготовке.......... 308
Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению и развитию физических качеств на уроках лыжной подготовки
в младших классах.............................................................................. 313
Игры на лыжах..................................................................................... 319
Домашние задания.............................................................................. 325
Учет успеваемости.............................................................................. 331
Особенности проведения уроков лыжной подготовки
в малокомплектных сельских школах........................................... 342
Глава VIII. Организация и проведение соревнований по лыжному спорту.... 344
Классификация соревнований......................................................... 344
Планирование соревнований........................................................... 346
Подготовка и организация соревнований.................................... 351
Подготовка мест соревнований....................................................... 353
Проведение соревнований по лыжным гонкам........................... 358
Организация и проведение соревнований в школе.................... 363