Организация обслуживания и ремонта АТС на конкретном ПАС со своими производственными мощностью и площадью, фактическим или возможным оборудованием, персоналом и режимом работы, зависит от многих факторов. Число переменных факторов на действующем ПАС ограничено. К переменным факторам можно отнести количество и эффективность использования рабочей силы, производственную программу, режим работы, организацию работы персонала, наличие и эффективность использования оборудования и т.д.
Вся работа ПАС подчинена удовлетворению потребностей клиентов. Но если станция не будет эффективно использовать свои ресурсы, она не будет конкурентоспособной. Эффективность использования ресурсов зависит прежде всего от загруженности рабочих мест на ПАС, а та, в свою очередь, от входящего потока потребностей.
Эффективность — это показатель того, как обеспечивается максимальная прибыль относительно других вариантов деятельности. Можно для обеспечения эффективности исходить из условий привлечения клиентов, создавая конкурентоспособные услуги, которые обеспечат не сиюминутную, а долгосрочную прибыль и возрастающую конкурентоспособность.
Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предусматривает относительно потока заказов структуру рабочих мест, квалификацию персонала, техническое обеспечение, режим работы, последовательность исполнения заказов и операций, организацию работы работников и материально-технического обеспечения заказов, благодаря которым достигаются максимальная загрузка рабочих мест и минимальная длительность производственного цикла их выполнения. Другими словами, можно достигнуть такого состояния, при котором срок выполнения заказа и промежутки времени между заказами были бы минимальными.
Это объясняется тем, что на ПАС выполняются в большинстве случаев ручные работы, которые чаще всего не могут быть механизированы. Поэтому следует исходить из времени, затрачиваемого на ручные работы, а оно бывает очень разное даже при однотипных неполадках. Например, замена выпускного тракта может в реальных условиях на одном автомобиле ВАЗ занять 20 мин, а на другом — целый час в зависимости от состояния болтов, гаек и т.д. Однако время выполнения данной операции планируется детерминировано — 30 мин. Таким образом, первым препятствием на пути эффективной организации работ по техническому обслуживанию и ремонту является неравномерность трудоемкости выполнения одинаковых работ с одинаковыми условиями.
Следующее препятствие, которое объективно стоит на пути эффективной организации работ, — это неравномерность входящего потока требований по часам суток, дням недели и месяцам (рис. 3.1). Кроме этого, наблюдается значительная неравномерность входящего потока по номенклатуре работ, маркам автомобилей и последовательности их поступления.
Еще одно условие, которое препятствует организации производства, — это разнообразие потребностей в запасных частях, которое нередко выходит за рамки номенклатуры запасных частей, которые находятся на складе ПАС. Не менее важным в организации производства является индивидуальность каждого заказчика, согласно которой мы должны удовлетворять все условия потребителя, а не делать стандартные ремонты АТС.
Кроме этого, нужно придерживаться такого режима работы предприятий, который отвечает реальному режиму существующего спроса. И последнее и главное: организация производства должна быть подчинена маркетинговым требованиям, т.е. основываться на потребностях клиентуры, и на этой основе обеспечивать эффективное использование ресурсов.
Рис. 3.1 Неравномерность потока требований Q на ПАС:
а — летом; б — зимой; в—по месяцам; г — общая закономерность; А и В — недогрузка мощностей; Б— избыток спроса