Создание двухуровневой банковской системы

В конце 80-х гг. в условиях развития рыночных отношений возникла реальная необходимость пере­хода к качественно иной кредитной системе, кото­рая отвечала бы новым требованиям, позволила бы аккумулировать достаточные средства для разви­тия отечественной экономики. Процесс формирова­ния двухуровневой банковской системы наметился еще в 1989 году, когда были образованы первые ком­мерческие банки. В начале 90-х гг., после принятия законов РФ «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», современная двухуровневая банковская система окон­чательно сформировалась: первый уровень — со­здание Центрального банка Российской Федерации, второй — создание коммерческих банков.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был организован 2 декабря 1990 года. Его дея­тельность строится на основе действующего зако­нодательства и Устава банка и направлена на ре­шение задач, связанных с формированием и реали­зацией денежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, организацией межбанковских расчетов и кассового обслуживания, развитием сис­темы коммерческих банков и надзором за их дея­тельностью, совершенствованием валютных отноше­ний.

Банк России, являясь эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обраще­ние и изъятия из оборота наличных денежных зна­ков в форме банкнот и монет, определяет их досто­инство, отличительные признаки, порядок уничто­жения, правила перевозки, хранения и инкассации.

В качестве банка банков он предоставляет цент­рализованные кредиты коммерческим банкам, яв­ляется главным банкиром федерального правитель­ства, выполняет функции управляющего золотова­лютными резервами, осуществляет кассовое испол­нение государственного бюджета, обслуживает го­сударственный долг Российской Федерации, участ­вует в налаживании платежно-расчетного механиз­ма, открывает корреспондентские счета коммерческим банкам для осуществления безналичных расчетов.

В мае 1995 года был принят новый Закон РФ «О Цент­ральном банке Российской Федерации», которым Банк России руководствуется в своей деятельности. На территории Российской Федерации Банк Рос­сии имеет 89 главных управлений, действующих от его имени на правах филиалов.

Коммерческие банки за сравнительно короткий срок превратились в основу кредитной системы, спо­собную обслуживать экономику страны.

Особенность становления двухуровневой банков­ской системы в России — двоякий способ образова­ния коммерческих банков: некоторые из них возникли на основе уже функционировавших специализиро­ванных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью фи­лиалов; другие создавались практически с «нуля», то есть на пустом месте. На ранних этапах развития неравнозначное положение различных коммерчес­ких банков неизбежно сказалось на размерах их ак­тивов, масштабах деятельности, устойчивости.

На протяжении последних пяти лет отмечалось быстрое возрастание числа коммерческих банков: на конец 1991 года насчитывалось 1360, а к маю 1995 г. — до 2559 банков. Значительное развитие получила их филиальная сеть (5680 филиалов), особенно Сбер­банка: в середине 1995 года филиальная сеть всех ком­мерческих банков страны составляла около 18% от числа филиалов Сбербанка.

Рост численности коммерческих банков обуслов­лен увеличением числа акционерных банков. Если на первых порах коммерческие банки создавались в основном как паевые, то к середине 1995 года пример­но 40% действующих в России банков являются ак­ционерными (1012 банков).

По мере развития и расширения банковской дея­тельности наблюдался процесс концентрации бан­ковского капитала. Наращивание уставных фондов было обусловлено как усилением инфляционных про­цессов в экономике, так и предпринимаемыми Бан­ком России мерами по капитализации российских банков. Так, в январе 1992 года Банком было принято решение об, увеличении уставного фонда коммер­ческих банков в 4 раза — до 100 млн. руб.; в марте 1994 года Банк России вновь повысил размеры уставного капитала — до 2 млрд. руб. Кроме того, было принято решение о ежеквартальной коррек­тировке уставного капитала с учетом темпов внут­реннего и внешнего обесценения рубля: его разме­ры не должны быть менее 1 млн. ЭКЮ по состоянию на 17 февраля 1994 года (1 ЭКЮ равнялся 1,12 долла­ра США). Коммерческим банкам был предоставлен пятилетний период для увеличения размера своей капитальной базы. Данное требование не распрост­ранялось на банки, действующие на принципах кре­дитной кооперации (крестьянские, фермерские).

Увеличение размера минимального капитала ком­мерческих банков было вызвано необходимостью уста­новления своеобразного барьера для мелких предпри­нимателей, стремящихся иметь собственный банк для проведения зачастую весьма сомнительных опера­ций. Новый подход позволил российским коммерчес­ким банкам соответствовать международным стандар­там достаточности капитала. В конце 80-х гг. сумма минимального уставного капитала коммерческим банкам была установлена на уровне 5 млн. руб. Минимальный уставный капитал вновь создаваемых банков был определен в размере 4 млрд. руб., од­нако к середине 1995 года свыше половины российских коммерческих банков все еще имели капитал, не пре­вышающий 1 млрд. руб. На 1 мая 1995 года общий размер объявленных уставных фондов коммерчес­ких банков оценивался в 7,2 трлн. руб.

Роль банков в кредитно-расчетном обслужива­нии экономики характеризуется прежде всего струк­турой их привлеченных средств и вложений. В составе привлеченных ресурсов главная роль от­водится средствам на счетах предприятий и орга­низаций — 24% совокупного объема привлеченных средств; удельный вес централизованных кредитов составляет около 14%, межбанковских — 7%. В пос­ледние годы банки несколько активизировали рабо­ту по привлечению средств населения, удельный вес которых составляет немногим более 3%.

В структуре активов коммерческих банков около 35% занимают кредиты физическим и юридическим лицам, 3% — межбанковские кредиты, 10% — остатки средств на корреспондентских счетах и обязатель­ные резервы в Банке России, 4% — вложения в опе­рации в иностранной валюте.

В структуре кредитных вложений коммерческих банков примерно 97% составляют краткосрочные (на 3 — б месяцев) ссуды, что вызвано условиями инфляции, а с 1992 года возникла ярко выраженная тенден­ция резкого увеличения объемов сверхкраткосрочных кредитов, предоставляемых на 7 — 14 дней, так называемых коротких денег. В общем объеме крат­косрочных кредитов преобладающее место занима­ют кредиты экономике в основном на срок от 1 до 3 месяцев. В основном банки осуществляют кредито­вание под движение оборотных средств, а не креди­тование инвестиций.

В последние годы заметную роль в деятельности российских коммерческих банков стали играть опе­рации в иностранной валюте, которые составляют порядка 40% их объемов. К середине 1995 года 1025 банков имели генеральную, расширенную и прос­тую лицензии, дающие право на осуществление ва­лютных операций в разных масштабах.

Финансовые результаты деятельности коммерчес­ких банков достаточно успешны на фоне средних показателей российских предприятий: темпы роста валовых доходов намного превышают увеличение ва­ловых расходов. Основным источником роста дохо­дов являются проценты, получаемые за счет пога­шения кредитов в рублях и инвалюте (свыше 80%). Более 90% общей суммы расходов приходится на процентные платежи по привлеченным средствам и иным операционным расходам, в то время как доля административно-хозяйственных расходов составляет лишь 7%.

Относительно высокий уровень доходности бан­ков объективно связан с особенностями переходного периода в российской экономике. На начальной ста­дии формирования общероссийского рынка банки как финансовые посредники играют ключевую роль в установлении межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональных экономических связей. В резуль­тате постоянного роста потребности в квалифици­рованных банковских услугах спрос на них намного опережает их предложение, что приводит к завы­шению процентной маржи (разницы между процент­ными ставками по предоставлению и привлечению банками денежных средств и тарифов на другие бан­ковские услуги).

В последние три года в экономике страны наблю­дались расширение присутствия иностранного бан­ковского капитала, повышение интереса со стороны авторитетных международных банков к открытию в России своих отделений и филиал. В 1992 году начал формироваться сектор иностранных банков, а так­же банков со смешанным капиталом. В настоящее время в России функционируют отделения фран­цузских банков (например «Креди Лионнэ»).

Процентная политика. Главным инструментом денежно-кредитного регулирования Центрального бан­ка РФ в 90-е гг. являлось установление ставки его рефинансирования за пользование централизован­ными ресурсами, а также маржи коммерческим банкам за проведение кредитных операций с указанными средствами.

До 1995 года ставки рефинансирования характери­зовались как отрицательные, то есть их уровень был ниже темпов инфляции. В связи с этим политика Банка России была направлена на постепенное при­ближение к положительному уровню реальной ставки процента, что позволило бы стимулировать сбере­жения капитала и уменьшить его отток из страны. С целью поэтапного приближения к положительно­му уровню реальной ставки в совместном заявле­нии Правительства РФ и Центрального банка РФ предусматривалось устанавливать начиная с 15 июля 1993 года ставку рефинансирования по централизованным кредитам на уровне не ниже 7 процентных пунктов межбанковской основной рыночной процентной ставки; в 1994 году пределы колебания были уменьшены до 5 процентных пунктов в зависимости от ситуации, складывающейся на межбанковском рынке. Банк Рос­сии понижал или повышал ставку рефинансирова­ния в установленных пределах, в течение 1994 г. она менялась девять раз (с апреля по август 1994 г. постоянно понижалась — с 210 до 130%, в октябре была повышена до 170%, в ноябре — до 180%). Не­смотря на повышение ставки рефинансирования в январе 1995 года до 200%, она характеризовалась как положительная. В I квартале 1995 года и начале II квар­тала в условиях нестабильности темпов инфляции, отсутствия ярко выраженной тенденции к сниже­нию рыночных процентных ставок, а также высоких инфляционных ожидании отсутствовала острая необходимость в снижении ставки рефинансирова­ния. Учитывая, что она превратилась в один из ос­новных ориентиров для коммерческих банков при изменении, в первую очередь, ставок по депозитам, ее снижение могло привести к резкому падению уровня депозитных ставок, ослаблению заинтересованнос­ти вкладчиков в рублевых накоплениях. Важным пре­пятствием к понижению ставки рефинансирования явилось также и неудовлетворительное состояние производственной сферы.

В мае 1995 года ставка рефинансирования была по­нижена до 195%, а затем и до 180%. В дальнейшем ее изменения будут зависеть от уровня инфляции и тенденций, складывающихся на межбанковском кредитном рынке. Так, при темпах инфляции около 6 — 7% в месяц для сохранения положительного значения номинальная ставка рефинансирования должна оставаться на уровне мая-июня; в случае замедления темпов инфляции до 1 — 2% в месяц ставка рефинансирования может быть понижена до 110 — 120% годовых.

При проведении процентной политики Банк Рос­сии пока не применял ограничений на процентные ставки по кредитам, предоставляемым коммерчес­кими банками юридическим лицам, за исключени­ем кредитов из его централизованных ресурсов, по которым установлена маржа в размере 3% сверх став­ки рефинансирования.

Ставка рефинансирования Банка России являет­ся основой ставок по кредитам, предоставляемым посредством кредитных аукционов. Номинальные став­ки кредитных аукционов находятся примерно на одном уровне со ставками по межбанковским кредитам сро­ком до 3 месяцев.

Формирование фонда обязательных резервов ком­мерческих банков используется Центральным бан­ком РФ исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в определенных размерах, регули­рования ликвидности банков.

Порядок формирования фонда и нормы резерви­рования не являются постоянными и периодически подлежат пересмотру. Так, в 1993 году Банк России не повышал резервных требований; в течение всего года действовали следующие нормы депонирования при­влеченных на рублевые счета коммерческими бан­ками денежных средств в фонде обязательных ре­зервов: по счетам до востребования и по обязатель­ствам банков сроком погашения до 1 года — 20%, свыше 1 года — 15%. В 1994 году норма резервирова­ния по обязательствам коммерческих банков сро­ком до 1 года была снижена на 5 процентных пунк­та, что расширило возможности предоставления кре­дитов за счет привлечения средств на этот срок.

Несмотря на снижение указанной нормы резерв­ных требований, объем последних имел в 1994 году ус­тойчивую тенденцию роста: в течение 1994 года он возрос в 3,7 раза и достиг 10 трлн. руб., что было обус­ловлено инфляционным фактором, расширением сети коммерческих банков, а также увеличением суммы привлеченных ими денежных средств.

В целях усиления регулирующей роли фонда обя­зательных резервов Банка России, а также в связи с напряжением, явившимся следствием октябрьского валютного кризиса 1994 года, с 1 февраля 1995 года Банк России изменил нормы обязательного резервирова­ния: по депозитам до востребования и срочным де­позитам сроком до 30 дней (так называемым корот­ким деньгам) норма обязательного резервирования была повышена до 22%, по депозитам, привлекае­мым на срок от 30 до 90 дней, составила 15%, а свы­ше 90 дней — 10%. Данная мера была предпринята в целях переориентации вложений коммерческих бан­ков если не в долгосрочные, то, по крайней мере, в среднесрочные инвестиции; пересмотра коммерчес­кими банками структуры своих пассивов и привле­чения депозитов на более длительные сроки. Однако эффект оказался прямо противоположным: под давлением коммерческих банков Банк России уже в апреле 1995 года был вынужден пересмотреть нормы обязательного резервирования; на депозиты до вос­требования и срочные депозиты до 30 дней норма была понижена до 20%, на срочные депозиты сро­ком от 30 до 90 дней — до 14%, а свыше 90 дней — осталась на уровне 10%.

В 1995 году Центральный банк РФ ввел 2%-е резер­вирование на валютные депозиты с перечислением средств в рублях. Это было продиктовано тем, что многие коммерческие банки держали свои активы и пассивы в иностранной валюте, «долларизируя» ба­ланс, что в условиях отсутствия налога на курсо­вую разницу делало валютные операции высоко­прибыльными. Банки, осуществлявшие преимущест­венно операции в иностранной валюте, не участво­вали в регулировании денежной массы. Введение ре­зервирования по валютным депозитам должно улуч­шить структуру балансов коммерческих банков и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.

Согласно предусмотренному порядку проценты по остатку средств фонда обязательных резервов ком­мерческих банков в Банк России не начисляются. Средства фонда обязательных резервов использу­ются только с разрешения Банка России.

Политика Центрального банка РФ в области ре­финансирования коммерческих банков направле­на на ограничение денежной массы в обращении по­средством рационирования централизованных кре­дитных ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в целях их эффективного использования на развитие приоритетных отраслей экономики. Основной формой рефинансирования коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям явля­ется предоставление централизованных креди­тов, преимущественно на основе решений Прави­тельственной комиссии по вопросам кредитной по­литики, то есть объемов, направлений и сроков кредитования (свыше 95% совокупных централизован­ных кредитов).

На ранних этапах формирования денежно-кредит­ной политики Банк России отдавал предпочтение пря­мому рефинансированию коммерческих банков. Так, в1992 — 1994 гг. Банк предоставлял кредиты ком­мерческим банкам главным образом на цели финан­сирования сельского хозяйства, топливно-энергети­ческого комплекса, завоза товаров в районы Край­него Севера, а также выполнения важнейших госу­дарственных мероприятий, включая неотложные нужды регионов. В 1994 году прямые кредиты из цент­рализованных ресурсов, направленные на развитие экономики, оценивались в 8,5 трлн. руб., что сос­тавляло порядка 13% совокупного объема кредит­ных вложений в народное хозяйство.

Начиная с 1995 года Центральный банк РФ прекра­тил прямое кредитование коммерческих банков из централизованных источников.

В рамках совместного заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ последний стал ис­пользовать в 1994 году новый инструмент распределе­ния кредитных ресурсов — кредитные аукционы. Первый кредитный аукцион был проведен 28 фев­раля 1994 года, а всего за 1994 год было организовано 11 аукционов. По решению Правительственной комис­сии по вопросам кредитной политики, на проведе­ние кредитных аукционов в 1994 году было выделено кредитных ресурсов на сумму 1,4 трлн. руб., из которых использовано немногим более 60% в связи с несоблюдением коммерческими банками условий участия в аукционах и высокой процентной ставкой по кредитам. Доля кредитов, размещенных посред­ством аукционов, в общем объеме централизован­ных ссуд колебалась в отдельные месяцы в преде­лах 15 — 24% при предусмотренном в заявлении размере не менее 10%. Кредитные аукционы проводятся по американскому способу: как правило, ссуды предоставляются сро­ком на 2 месяца, причем досрочный возврат не до­пускается; минимальная сумма не устанавливает­ся; окончательная ставка по кредитам обычно пре­вышает ставку рефинансирования на 1 — 2%.

Кредитные аукционы способствуют более эффек­тивному размещению централизованных кредитных ресурсов, выделенных на цели финансирования ком­мерческих банков, укреплению их финансового поло­жения и повышению ликвидности.

В 1995 году Банком России были разработаны новые формы рефинансирования коммерческих банков: переучет товарных векселей для выдачи целе­вых кредитов, ломбардный кредит, предостав­ляемый под залог государственных ценных бумаг и высококлассных товарных векселей, которые будут применяться со второй половины 1995 года.

Проведение операций с ценными бумагами — сравнительно новый инструмент денежно-кредит­ного регулирования, применяемый Банком России с 1993 года, когда в стране был создан рынок государст­венных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), являющихся долговыми обязательствами, выпуска­емыми Минфином РФ на срок от 3 до 12 месяцев. Банк России оказывает содействие в размещении ГКО: в 1994 году был проведен 31 аукцион по их раз­мещению (18 трехмесячных, 10 шестимесячных и 3 годовых). Общий объем предложенных на аукцио­нах облигаций составил 20,5 трлн. руб. по номи­нальной стоимости, из которых 17,5 трлн. руб. было размещено.

Несмотря на постоянное увеличение выпуска шес­тимесячных облигаций и размещение годовых, на­ибольшее предпочтение участники рынка традиционно оказывают ГКО со сроком погашения 3 месяца.

В июле 1994 года в порядке эксперимента кредитный аукцион был проведен по голландскому способу, но оказался неприем­лемым в нынешних условиях.

Банк России активно участвует на рынке госу­дарственных ценных бумаг в качестве дилера. Сум­марный оборот вторичного рынка ГКО составил в 1994 году 17,5 трлн. руб. по номиналу, увеличив­шись по сравнению с предыдущим годом более чем в 100 раз. Операции Центрального банка РФ на вто­ричном рынке направлены на поддержание ликвид­ности и определенного уровня доходности, посколь­ку эти характеристики определяют конкурентоспо­собность рынка ГКО по сравнению с межбанковским и валютным рынками.

Еще один инструмент регулирования денежной сферы — операции «репо» (соглашение об обрат­ном выкупе). Дальнейшее расширение операций на рынке ГКО за счет предполагаемого роста объема продаж облигаций и выпуска новых государствен­ных облигаций с более длительным сроком обраще­ния, а также применение операций «репо» должны положительно сказаться на объеме денежной мас­сы в обращении и оказать влияние на межбанков­скую процентную ставку.

С 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 года Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.

В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 года в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 года сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.

В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 года отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.

С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 года 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 года до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.

Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.

В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 года ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.

С середины 2010 года макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.

В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 года вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: