В конце 80-х гг. в условиях развития рыночных отношений возникла реальная необходимость перехода к качественно иной кредитной системе, которая отвечала бы новым требованиям, позволила бы аккумулировать достаточные средства для развития отечественной экономики. Процесс формирования двухуровневой банковской системы наметился еще в 1989 году, когда были образованы первые коммерческие банки. В начале 90-х гг., после принятия законов РФ «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», современная двухуровневая банковская система окончательно сформировалась: первый уровень — создание Центрального банка Российской Федерации, второй — создание коммерческих банков.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был организован 2 декабря 1990 года. Его деятельность строится на основе действующего законодательства и Устава банка и направлена на решение задач, связанных с формированием и реализацией денежно-кредитной политики, стабилизацией денежного обращения, организацией межбанковских расчетов и кассового обслуживания, развитием системы коммерческих банков и надзором за их деятельностью, совершенствованием валютных отношений.
|
|
Банк России, являясь эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из оборота наличных денежных знаков в форме банкнот и монет, определяет их достоинство, отличительные признаки, порядок уничтожения, правила перевозки, хранения и инкассации.
В качестве банка банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром федерального правительства, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета, обслуживает государственный долг Российской Федерации, участвует в налаживании платежно-расчетного механизма, открывает корреспондентские счета коммерческим банкам для осуществления безналичных расчетов.
В мае 1995 года был принят новый Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации», которым Банк России руководствуется в своей деятельности. На территории Российской Федерации Банк России имеет 89 главных управлений, действующих от его имени на правах филиалов.
Коммерческие банки за сравнительно короткий срок превратились в основу кредитной системы, способную обслуживать экономику страны.
Особенность становления двухуровневой банковской системы в России — двоякий способ образования коммерческих банков: некоторые из них возникли на основе уже функционировавших специализированных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов; другие создавались практически с «нуля», то есть на пустом месте. На ранних этапах развития неравнозначное положение различных коммерческих банков неизбежно сказалось на размерах их активов, масштабах деятельности, устойчивости.
|
|
На протяжении последних пяти лет отмечалось быстрое возрастание числа коммерческих банков: на конец 1991 года насчитывалось 1360, а к маю 1995 г. — до 2559 банков. Значительное развитие получила их филиальная сеть (5680 филиалов), особенно Сбербанка: в середине 1995 года филиальная сеть всех коммерческих банков страны составляла около 18% от числа филиалов Сбербанка.
Рост численности коммерческих банков обусловлен увеличением числа акционерных банков. Если на первых порах коммерческие банки создавались в основном как паевые, то к середине 1995 года примерно 40% действующих в России банков являются акционерными (1012 банков).
По мере развития и расширения банковской деятельности наблюдался процесс концентрации банковского капитала. Наращивание уставных фондов было обусловлено как усилением инфляционных процессов в экономике, так и предпринимаемыми Банком России мерами по капитализации российских банков. Так, в январе 1992 года Банком было принято решение об, увеличении уставного фонда коммерческих банков в 4 раза — до 100 млн. руб.; в марте 1994 года Банк России вновь повысил размеры уставного капитала — до 2 млрд. руб. Кроме того, было принято решение о ежеквартальной корректировке уставного капитала с учетом темпов внутреннего и внешнего обесценения рубля: его размеры не должны быть менее 1 млн. ЭКЮ по состоянию на 17 февраля 1994 года (1 ЭКЮ равнялся 1,12 доллара США). Коммерческим банкам был предоставлен пятилетний период для увеличения размера своей капитальной базы. Данное требование не распространялось на банки, действующие на принципах кредитной кооперации (крестьянские, фермерские).
Увеличение размера минимального капитала коммерческих банков было вызвано необходимостью установления своеобразного барьера для мелких предпринимателей, стремящихся иметь собственный банк для проведения зачастую весьма сомнительных операций. Новый подход позволил российским коммерческим банкам соответствовать международным стандартам достаточности капитала. В конце 80-х гг. сумма минимального уставного капитала коммерческим банкам была установлена на уровне 5 млн. руб. Минимальный уставный капитал вновь создаваемых банков был определен в размере 4 млрд. руб., однако к середине 1995 года свыше половины российских коммерческих банков все еще имели капитал, не превышающий 1 млрд. руб. На 1 мая 1995 года общий размер объявленных уставных фондов коммерческих банков оценивался в 7,2 трлн. руб.
Роль банков в кредитно-расчетном обслуживании экономики характеризуется прежде всего структурой их привлеченных средств и вложений. В составе привлеченных ресурсов главная роль отводится средствам на счетах предприятий и организаций — 24% совокупного объема привлеченных средств; удельный вес централизованных кредитов составляет около 14%, межбанковских — 7%. В последние годы банки несколько активизировали работу по привлечению средств населения, удельный вес которых составляет немногим более 3%.
В структуре активов коммерческих банков около 35% занимают кредиты физическим и юридическим лицам, 3% — межбанковские кредиты, 10% — остатки средств на корреспондентских счетах и обязательные резервы в Банке России, 4% — вложения в операции в иностранной валюте.
В структуре кредитных вложений коммерческих банков примерно 97% составляют краткосрочные (на 3 — б месяцев) ссуды, что вызвано условиями инфляции, а с 1992 года возникла ярко выраженная тенденция резкого увеличения объемов сверхкраткосрочных кредитов, предоставляемых на 7 — 14 дней, так называемых коротких денег. В общем объеме краткосрочных кредитов преобладающее место занимают кредиты экономике в основном на срок от 1 до 3 месяцев. В основном банки осуществляют кредитование под движение оборотных средств, а не кредитование инвестиций.
|
|
В последние годы заметную роль в деятельности российских коммерческих банков стали играть операции в иностранной валюте, которые составляют порядка 40% их объемов. К середине 1995 года 1025 банков имели генеральную, расширенную и простую лицензии, дающие право на осуществление валютных операций в разных масштабах.
Финансовые результаты деятельности коммерческих банков достаточно успешны на фоне средних показателей российских предприятий: темпы роста валовых доходов намного превышают увеличение валовых расходов. Основным источником роста доходов являются проценты, получаемые за счет погашения кредитов в рублях и инвалюте (свыше 80%). Более 90% общей суммы расходов приходится на процентные платежи по привлеченным средствам и иным операционным расходам, в то время как доля административно-хозяйственных расходов составляет лишь 7%.
Относительно высокий уровень доходности банков объективно связан с особенностями переходного периода в российской экономике. На начальной стадии формирования общероссийского рынка банки как финансовые посредники играют ключевую роль в установлении межхозяйственных, межотраслевых и межрегиональных экономических связей. В результате постоянного роста потребности в квалифицированных банковских услугах спрос на них намного опережает их предложение, что приводит к завышению процентной маржи (разницы между процентными ставками по предоставлению и привлечению банками денежных средств и тарифов на другие банковские услуги).
В последние три года в экономике страны наблюдались расширение присутствия иностранного банковского капитала, повышение интереса со стороны авторитетных международных банков к открытию в России своих отделений и филиал. В 1992 году начал формироваться сектор иностранных банков, а также банков со смешанным капиталом. В настоящее время в России функционируют отделения французских банков (например «Креди Лионнэ»).
|
|
Процентная политика. Главным инструментом денежно-кредитного регулирования Центрального банка РФ в 90-е гг. являлось установление ставки его рефинансирования за пользование централизованными ресурсами, а также маржи коммерческим банкам за проведение кредитных операций с указанными средствами.
До 1995 года ставки рефинансирования характеризовались как отрицательные, то есть их уровень был ниже темпов инфляции. В связи с этим политика Банка России была направлена на постепенное приближение к положительному уровню реальной ставки процента, что позволило бы стимулировать сбережения капитала и уменьшить его отток из страны. С целью поэтапного приближения к положительному уровню реальной ставки в совместном заявлении Правительства РФ и Центрального банка РФ предусматривалось устанавливать начиная с 15 июля 1993 года ставку рефинансирования по централизованным кредитам на уровне не ниже 7 процентных пунктов межбанковской основной рыночной процентной ставки; в 1994 году пределы колебания были уменьшены до 5 процентных пунктов в зависимости от ситуации, складывающейся на межбанковском рынке. Банк России понижал или повышал ставку рефинансирования в установленных пределах, в течение 1994 г. она менялась девять раз (с апреля по август 1994 г. постоянно понижалась — с 210 до 130%, в октябре была повышена до 170%, в ноябре — до 180%). Несмотря на повышение ставки рефинансирования в январе 1995 года до 200%, она характеризовалась как положительная. В I квартале 1995 года и начале II квартала в условиях нестабильности темпов инфляции, отсутствия ярко выраженной тенденции к снижению рыночных процентных ставок, а также высоких инфляционных ожидании отсутствовала острая необходимость в снижении ставки рефинансирования. Учитывая, что она превратилась в один из основных ориентиров для коммерческих банков при изменении, в первую очередь, ставок по депозитам, ее снижение могло привести к резкому падению уровня депозитных ставок, ослаблению заинтересованности вкладчиков в рублевых накоплениях. Важным препятствием к понижению ставки рефинансирования явилось также и неудовлетворительное состояние производственной сферы.
В мае 1995 года ставка рефинансирования была понижена до 195%, а затем и до 180%. В дальнейшем ее изменения будут зависеть от уровня инфляции и тенденций, складывающихся на межбанковском кредитном рынке. Так, при темпах инфляции около 6 — 7% в месяц для сохранения положительного значения номинальная ставка рефинансирования должна оставаться на уровне мая-июня; в случае замедления темпов инфляции до 1 — 2% в месяц ставка рефинансирования может быть понижена до 110 — 120% годовых.
При проведении процентной политики Банк России пока не применял ограничений на процентные ставки по кредитам, предоставляемым коммерческими банками юридическим лицам, за исключением кредитов из его централизованных ресурсов, по которым установлена маржа в размере 3% сверх ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования Банка России является основой ставок по кредитам, предоставляемым посредством кредитных аукционов. Номинальные ставки кредитных аукционов находятся примерно на одном уровне со ставками по межбанковским кредитам сроком до 3 месяцев.
Формирование фонда обязательных резервов коммерческих банков используется Центральным банком РФ исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в определенных размерах, регулирования ликвидности банков.
Порядок формирования фонда и нормы резервирования не являются постоянными и периодически подлежат пересмотру. Так, в 1993 году Банк России не повышал резервных требований; в течение всего года действовали следующие нормы депонирования привлеченных на рублевые счета коммерческими банками денежных средств в фонде обязательных резервов: по счетам до востребования и по обязательствам банков сроком погашения до 1 года — 20%, свыше 1 года — 15%. В 1994 году норма резервирования по обязательствам коммерческих банков сроком до 1 года была снижена на 5 процентных пункта, что расширило возможности предоставления кредитов за счет привлечения средств на этот срок.
Несмотря на снижение указанной нормы резервных требований, объем последних имел в 1994 году устойчивую тенденцию роста: в течение 1994 года он возрос в 3,7 раза и достиг 10 трлн. руб., что было обусловлено инфляционным фактором, расширением сети коммерческих банков, а также увеличением суммы привлеченных ими денежных средств.
В целях усиления регулирующей роли фонда обязательных резервов Банка России, а также в связи с напряжением, явившимся следствием октябрьского валютного кризиса 1994 года, с 1 февраля 1995 года Банк России изменил нормы обязательного резервирования: по депозитам до востребования и срочным депозитам сроком до 30 дней (так называемым коротким деньгам) норма обязательного резервирования была повышена до 22%, по депозитам, привлекаемым на срок от 30 до 90 дней, составила 15%, а свыше 90 дней — 10%. Данная мера была предпринята в целях переориентации вложений коммерческих банков если не в долгосрочные, то, по крайней мере, в среднесрочные инвестиции; пересмотра коммерческими банками структуры своих пассивов и привлечения депозитов на более длительные сроки. Однако эффект оказался прямо противоположным: под давлением коммерческих банков Банк России уже в апреле 1995 года был вынужден пересмотреть нормы обязательного резервирования; на депозиты до востребования и срочные депозиты до 30 дней норма была понижена до 20%, на срочные депозиты сроком от 30 до 90 дней — до 14%, а свыше 90 дней — осталась на уровне 10%.
В 1995 году Центральный банк РФ ввел 2%-е резервирование на валютные депозиты с перечислением средств в рублях. Это было продиктовано тем, что многие коммерческие банки держали свои активы и пассивы в иностранной валюте, «долларизируя» баланс, что в условиях отсутствия налога на курсовую разницу делало валютные операции высокоприбыльными. Банки, осуществлявшие преимущественно операции в иностранной валюте, не участвовали в регулировании денежной массы. Введение резервирования по валютным депозитам должно улучшить структуру балансов коммерческих банков и стабилизировать ситуацию на валютном рынке.
Согласно предусмотренному порядку проценты по остатку средств фонда обязательных резервов коммерческих банков в Банк России не начисляются. Средства фонда обязательных резервов используются только с разрешения Банка России.
Политика Центрального банка РФ в области рефинансирования коммерческих банков направлена на ограничение денежной массы в обращении посредством рационирования централизованных кредитных ресурсов, предоставляемых коммерческим банкам в целях их эффективного использования на развитие приоритетных отраслей экономики. Основной формой рефинансирования коммерческих банков в условиях перехода к рыночным отношениям является предоставление централизованных кредитов, преимущественно на основе решений Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики, то есть объемов, направлений и сроков кредитования (свыше 95% совокупных централизованных кредитов).
На ранних этапах формирования денежно-кредитной политики Банк России отдавал предпочтение прямому рефинансированию коммерческих банков. Так, в1992 — 1994 гг. Банк предоставлял кредиты коммерческим банкам главным образом на цели финансирования сельского хозяйства, топливно-энергетического комплекса, завоза товаров в районы Крайнего Севера, а также выполнения важнейших государственных мероприятий, включая неотложные нужды регионов. В 1994 году прямые кредиты из централизованных ресурсов, направленные на развитие экономики, оценивались в 8,5 трлн. руб., что составляло порядка 13% совокупного объема кредитных вложений в народное хозяйство.
Начиная с 1995 года Центральный банк РФ прекратил прямое кредитование коммерческих банков из централизованных источников.
В рамках совместного заявления Правительства РФ и Центрального банка РФ последний стал использовать в 1994 году новый инструмент распределения кредитных ресурсов — кредитные аукционы. Первый кредитный аукцион был проведен 28 февраля 1994 года, а всего за 1994 год было организовано 11 аукционов. По решению Правительственной комиссии по вопросам кредитной политики, на проведение кредитных аукционов в 1994 году было выделено кредитных ресурсов на сумму 1,4 трлн. руб., из которых использовано немногим более 60% в связи с несоблюдением коммерческими банками условий участия в аукционах и высокой процентной ставкой по кредитам. Доля кредитов, размещенных посредством аукционов, в общем объеме централизованных ссуд колебалась в отдельные месяцы в пределах 15 — 24% при предусмотренном в заявлении размере не менее 10%. Кредитные аукционы проводятся по американскому способу: как правило, ссуды предоставляются сроком на 2 месяца, причем досрочный возврат не допускается; минимальная сумма не устанавливается; окончательная ставка по кредитам обычно превышает ставку рефинансирования на 1 — 2%.
Кредитные аукционы способствуют более эффективному размещению централизованных кредитных ресурсов, выделенных на цели финансирования коммерческих банков, укреплению их финансового положения и повышению ликвидности.
В 1995 году Банком России были разработаны новые формы рефинансирования коммерческих банков: переучет товарных векселей для выдачи целевых кредитов, ломбардный кредит, предоставляемый под залог государственных ценных бумаг и высококлассных товарных векселей, которые будут применяться со второй половины 1995 года.
Проведение операций с ценными бумагами — сравнительно новый инструмент денежно-кредитного регулирования, применяемый Банком России с 1993 года, когда в стране был создан рынок государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), являющихся долговыми обязательствами, выпускаемыми Минфином РФ на срок от 3 до 12 месяцев. Банк России оказывает содействие в размещении ГКО: в 1994 году был проведен 31 аукцион по их размещению (18 трехмесячных, 10 шестимесячных и 3 годовых). Общий объем предложенных на аукционах облигаций составил 20,5 трлн. руб. по номинальной стоимости, из которых 17,5 трлн. руб. было размещено.
Несмотря на постоянное увеличение выпуска шестимесячных облигаций и размещение годовых, наибольшее предпочтение участники рынка традиционно оказывают ГКО со сроком погашения 3 месяца.
В июле 1994 года в порядке эксперимента кредитный аукцион был проведен по голландскому способу, но оказался неприемлемым в нынешних условиях.
Банк России активно участвует на рынке государственных ценных бумаг в качестве дилера. Суммарный оборот вторичного рынка ГКО составил в 1994 году 17,5 трлн. руб. по номиналу, увеличившись по сравнению с предыдущим годом более чем в 100 раз. Операции Центрального банка РФ на вторичном рынке направлены на поддержание ликвидности и определенного уровня доходности, поскольку эти характеристики определяют конкурентоспособность рынка ГКО по сравнению с межбанковским и валютным рынками.
Еще один инструмент регулирования денежной сферы — операции «репо» (соглашение об обратном выкупе). Дальнейшее расширение операций на рынке ГКО за счет предполагаемого роста объема продаж облигаций и выпуска новых государственных облигаций с более длительным сроком обращения, а также применение операций «репо» должны положительно сказаться на объеме денежной массы в обращении и оказать влияние на межбанковскую процентную ставку.
С 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.
С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 года Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены несостоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 года в основном преодолел последствия кризиса.
В декабре 2003 года был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.
В апреле 2005 года Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".
В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.
В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 года в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 года сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.
В условиях мощного оттока вкладов населения, отсутствия возможности у российских банков получить кредиты за рубежом, свертывания рынка межбанковского кредитования ухудшилась ситуация с ликвидностью кредитных организаций. Некоторые банки начали задерживать платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 года отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.
С целью пополнения банковской ликвидности неоднократно принималось решение о снижении нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень активов, принимаемых Банком России в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 года 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 года до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.
Совместно с Агентством по страхованию вкладов Банк России провел большую работу по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации и отзыву лицензии у крупных и средних банков привело кредитование этими банками бизнеса своих собственников.
В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся инфляции, низкого совокупного спроса на товары и услуги, вялого роста банковского кредитования Банк России четыре раза принимал решения о снижении своих процентных ставок. За первые 5 месяцев 2010 года ставка рефинансирования была снижена с 8,75 до 7,75%.
С середины 2010 года макроэкономическая ситуация начала изменяться. Начиная с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.
В начале 2011 года Банк России продолжил ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил о еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 года вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.