Основы менеджмента
Конспект лекций
1. Менеджмент как современная система управления……………
2. Функции менеджмента……………………………………………….
3. Основа менеджмента – организация………………………………
4. Формы и структуры управления……………………………………..
5. Мотивация в менеджменте…………………………………………
6. Коммуникации в менеджменте. Информационные
системы в менеджменте……………………………………………..
7. Управленческие решения……………………………………………..
8. Лидерство в управлении……………………………………………
9. Управление конфликтами…………………………………………….
10. Контроль в управлении…………………………………………..
.
Менеджмент как современная система управления
Широкий общественный интерес к менеджменту в значительной степени связан с переходом экономики Украины к рыночным отношениям.
Для того чтобы в условиях рыночной экономики успешно управлять сложными системами, необходимо знать основы менеджмента – теорию и практику управления. Наука требует тщательного изучения общих принципов построения и функционирования систем, структуры и процессов, а также точного определения терминологии, используемой в управлении предприятиями и организациями.
|
|
Понятие менеджмента
Окружающий нас мир состоит из трех систем:
- неживой природы – техническая система;
- живой природы – биологическая система;
- человеческое общество – социальная система.
Самая сложная – социальная система, которая имеет три типа управления: политическое, экономическое и социальное.
Управление общественным производством охватывает процессы экономического и социального управления. Управление социально-экономической системы осуществляется как взаимодействие двух подсистем:
- подсистема, которая управляет – субъект управления;
- подсистема, которой управляют – объект управления.
Современная система управления, которая наиболее полно отвечает функционированию социально-экономических систем в условиях рыночных отношений называется менеджментом.
Менеджмент – это деятельность по руководству людьми в разнообразных организациях. В упрощенном понимании, менеджмент это умение достигать поставленные цели, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент – это наука, отрасль человеческих знаний, помогающая осуществлять деятельность по руководству людьми в организациях.
Менеджер – определенная категория людей, социальный слой тех, кто профессионально осуществляет работу по управлению.
Возникновение и эволюция
Потребность научного подхода к управлению появилась в средине ХІХ века («промышленная революция» в Англии). В 1911 году вышла в свет книга Ф.У. Тейлора «Принципы научного управления», положившая начало менеджмента, как науки.
|
|
Эволюция менеджмента:
Предфаза (~до 1900 г.) | Иерархично-пирамидальное строение организаций и предприятий, авторитарный стиль управления. Преобладание военно-административного управления. (В России – реформы Петра І). |
Школа научного управления (1900 –1930) (США) | Термин «научное управление» ввел Тейлор (США). Повышение продуктивности труда за счет использования человеческого фактора (наблюдение, измерение, логика и анализ трудовых процессов, учет физиологических возможностей человека). Без учета мотивации. |
Классическая школа (школа «административно-бюрократического» подхода Германии, Франции, Англии) | (1900 – 1903) – Файоль (Франция), Урвик (Англия), Джеймс Муки и Рейли (США), Вебер (Германия). Идеальный тип организации с четким обозначением обязанностей, правил поведения субъектов управления (бюрократический подход), что дает возможность достичь максимальной эффективности. |
Школа «движение за гуманные отношения» (1930 – 1950 г.г.) США, Япония | Авторы Мери Паркер Фолетт и Элтон Мейо (США) установили, что даже четко разработанные процедуры и рабочие операции, высокая зарплата всегда являются стимулами повышения производительности труда. Необходимо учитывать потребности людей и социально-психологический климат в коллективе. В 50-е годы появилось новое направление (Бихевиористская школа) – школа повдонческих наук (на основании развития психологии, социологии, соционики). Концепция (с помощью мотивации) – «от эффективности работников; к эффективности организации». Представители – Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др. |
Современная фаза (с 1940 г. – до настоящего времени) | Характерно применение «суровых» методов исследования (прикладная математика, компьютеризация, статистика, инженерные науки, числовые методы) с учетом наработок предыдущих фаз развития науки – менеджмент |