В 1864 году в восточном Туркестане произошло самое обширное восстание дунган и уйгуров. В 1870 г. кокандский военачальник Якуб-бек занял Урумчи и подчинил Дyнгaнскоe ханство. В 1871 г. на территорию Уйгурского султаната были введены русские войска, чтобы закрыть Якуб-беку доступ в Илийский край. После подавления восстания в Синьцзяне китайская сторона требовала возвращения Илийского края Китаю.
Петербургский договор 1881 года предусматривал жителям Илийского края выбор китайского или русского подданства. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье началось осенью 1881 года и продолжалось до 1884 года. Более 45 тысяч уйгуров и 5 тысяч дунган переселились в Семиреченский край и Северный Кыргызстан.
Уйгуры и дунгане занимались земледелием. На тютюн (семью) нарезали по 5-10 десятин земли. Доминирующей культурой у дунган стал рис. Большинство дунганских семей занималось садоводством. Уйгуры также занимались садоводством, огородничеством и бахчеводством.
Уйгурская литература обогатилась именами Низари, Гариби, 3ия, Сабури, Садыр Палвана. Поэт Билал Назым написал поэму об истории национально-освободительной борьбы уйгуров против цинских завоевателей. Сеид-Мухамед Каши в свое поэме изобразил переселение уйгуров в Семиречье. Мусса бен Айса Сайрами написал историю уйгуров, которая вышла в Казани в 1905 году - «Двенадцать мукамов».
|
|
Ученые-путешественники Шокан Уалиханов, Роборовский, Пржевальский исследовали духовную культуру уйгуров.
Культура Казахстана во второй половине XIX в.